Михаил Пиотровский: «Музей без науки - как Диснейленд»
11.05.2011
Источник: АиФ,
Елена ДАНИЛЕВИЧ
Подлинного в нашей жизни почти не осталось
Эрмитаж не только главный музей страны, но и крупнейшее научное учреждение. Об этом не устаёт напоминать его директор член-корреспондент Российской Академии наук Михаил Пиотровский.
- Директор Эрмитажа должен быть учёным. Это европейская традиция. Я не смогу руководить Эрмитажем, если перестану читать лекции, писать статьи, издавать книги. Директор музея обязан иметь чёткие критерии и принимать решения не путём меркантильных расчётов, хотя это не лишнее, а сообразуясь с культурной повесткой дня - мировой и российской.
Сенсационные раскопки
- "АиФ-Петербург": Вскоре в Эрмитаже открывается выставка, посвящённая сокровищам Саудовской Аравии. А какие ещё прорывы в мире археологии стали сенсацией?
- Раскопки курганов в Туве, знаменитый Аржан-2, когда питерские археологи обнаружили древнейшие захоронения кочевников. Эта находка в корне меняет представления о причерноморском происхождении скифов. Сейчас лидером стала Аравия, и помогла ей в этом политика. Археологам негде работать, кругом идут войны, поэтому все приехали на Аравийский полуостров и открыли великую цивилизацию. Обнаружилось громадное количество памятников, из которых восстанавливается вся мировая история. Там работали наши, немецкие, итальянские, йеменские специалисты. Это впечатляющий пример объединения усилий, которые рождают научные открытия.
- "АиФ-Петербург": Эрмитаж всегда славился научными экспедициями. Сегодня эта традиция уцелела?
- У нас с советской поры сохранились двадцать археологических экспедиций, появились и новые. В тяжёлые времена, когда науку почти не финансировали, мы продолжали ездить. Пусть один человек, пусть всего на две недели, но поедет. Сегодня ситуация иная, можем выделить средства и из тех денег, которые зарабатываем сами. Цивилизация Средней Азии, античные города, северное Причерноморье - наши традиционные темы, и в мир они вошли благодаря российской, а если конкретно - эрмитажной науке. Кроме того, мы - центр изучения всех главных исторических проблем, связанных с историей России.
- "АиФ-Петербург": У вас лично тоже большой археологический опыт.
- И он мне очень помогает. Ведь в прежние времена археология сочетала менеджмент, поиск денег, науку. С этим багажом мне легче вжиться в рынок. Единственное, жалею, что из-за огромной занятости не могу ездить на раскопки. Например, экспедиция в Йемен - это три месяца. Для меня - непозволительная роскошь.
- "АиФ-Петербург": Вы выдающийся арабист, востоковед. Но востоковедение переживает кризис.
- Кризис действительно был, однако он в прошлом. В московском, петербургском университетах, институте востоковедения все восстанавливается. Другое дело, как востоковедам жить в сегодняшнем мире с его политическими реальностями. Ведь научный подход должен быть взвешенным, никого не обижающим. Кроме того, наука не всегда совпадает с тем, что верующий человек думает о своей религии.
Секретные лаборатории?
- "АиФ-Петербург": В Эрмитаже - потрясающая научная база. Ходят слухи о секретных лабораториях, где произведения искусства оживляют при помощи высоких технологий.
- Своими секретами мы охотно делимся. Например, наши реставраторы - лучшие в мире. Недавно проводили мастер-классы в Италии - все были поражены их мастерством и методиками. Есть лаборатория, где работают с драгоценными материалами. Для исследований там применяют новейшие технологии. Это позволяет снимать точное количество патины и хорошо очищать старинные вещи. Недавно экспонировался клад XIX века, нам всё серебро досталось в очень плохом состоянии. Мы его бережно очистили, и сейчас это замечательная коллекция.
- "АиФ-Петербург": Говорят, есть легендарная мастерская, где восстанавливают часы.
- Там действительно творят чудеса (смеется). В Эрмитаже много старинных часов, и все они работают. Это важно, потому что если часы не на ходу - это плохая примета.
- "АиФ-Петербург": Многие опасались, что Интернет «убьёт» интерес к Эрмитажу. В самом деле - в любой точке мира нажал клавишу и спокойно гуляешь по роскошным залам.
- Интернет нам нисколько не мешает, наоборот, помогает. Привлекает людей, позволяет увидеть детали. Чем отличается музей? Здесь работают с подлинными вещами, а их в нашей жизни почти не осталось. Интернет, телевидение - все это виртуальное враньё. Люди это понимают, поэтому стоят в очереди, чтобы увидеть настоящую картину, которую на экране можно посмотреть ещё в большем разрешении. Хотелось, чтобы была такая схема: человек посмотрел - что-то почувствовал - почитал, подумал - пришёл снова. Но это в идеале.
Главное - привить вкус
- "АиФ-Петербург": Вы как-то сказали, что современный музей без науки напоминает диснейленд.
- Музей действительно находится между двумя полюсами. С одной стороны - сакральное место, с другой - люди здесь получают удовольствие. Да, сегодня, чтобы привлечь посетителей, надо придумывать что-то развлекательное, но при этом образовывать и воспитывать.
- "АиФ-Петербург": В Эрмитаже всегда много школьников, студентов, проводятся уроки арт-терапии даже для будущих мам.
- Считаю, что наша главная аудитория - дети. Маленьких ещё можно воспитать и приучить к хорошему - потом поздно. Ведь главная задача музея - воспитание вкуса. И не просто красиво - некрасиво, а нельзя. Нельзя так делать, поступать. Этому учит искусство. Поэтому у нас столько кружков, студий, есть студенческий клуб. Разработана специальная программа для слабовидящих ребят, которые занимаются археологией, - «История на кончиках пальцев». В нашем отделении в Амстердаме тоже есть детский Эрмитаж, где юные рисуют, пишут. Надо бороться за то, чтобы люди всё время приобщались к культуре.
- "АиФ-Петербург": Орбели, 17 лет руководивший Эрмитажем, говорил, что его директору нужно постоянно проходить между Сциллой и Харибдой. Но это в прошлом веке, а сейчас?
- Сегодня «проходить» нужно через деньги и материальные ценности. Когда на весах стоят вопросы выгоды и интересы науки. Поэтому главное - сохранять музейную автономию и внутреннее ощущение того, что именно нужно для музея и науки. И это важнее, чем стремление получить побольше миллионов или выгодных спонсоров.