http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=39b4b33c-a318-4d6f-bb78-c1c77b3a4203&print=1© 2024 Российская академия наук
Чтобы привести просто список достижений и регалий профессора, доктора физико-математических наук, члена Европейской академии, президента Евразийского физического общества уже потребуется несколько страниц. Сергей Петрович автор более 150 работ в области аэродинамики, электродинамики, синхротронного излучения, ядерной физики, истории науки, проблем народонаселения и демографии, методики и практики образования. Ученый, телеведущий и... фантастический собеседник.
ПУБЛИКА - ДУРА!
НО НЕ ДО ТАКОЙ ЖЕ СТЕПЕНИ...
- Сергей Петрович, у вас есть объяснение, почему "Очевидное - невероятное" на ТВ одно, зато всякой чертовщины в эфире пруд пруди.
- Как-то на одном канале нас закрыли, поскольку тогдашнее телевизионное руководство давало дорогу всяким ведьмам и колдунам. От меня тоже начали требовать мистики, рассказов о так называемых паранормальных явлениях. Сказка, предание - это определенная стадия развития, как бы детство науки. Ребенку сказки нужны, но мне кажется, что многие взрослые люди так и не вышли из детства. Телевидение в основном подчинено самым низменным интересам. Яркий пример программы "Дом" и "Дом-2" - их высокий рейтинг характеризует распад сознания общества. Мне кажется, наше телевидение лишает страну разума.
- Наверное, зрителям интереснее мистика, чем реальная наука?
- Публика - дура, как говорил Станиславский, но не до такой же степени. Ее, конечно, приучили к полному идиотизму, так что спрашивайте не с меня, а с руководителей телевидения. Это очень серьезная проблема: какое мы воспитываем поколение, какие интересы у людей мы развиваем?- Такое впечатление, что не только ТВ, но и государство отвернулось от науки?
- Однозначно ответить сложно. Мы уже прошли через глубокую яму и сейчас начали медленно подниматься вверх. Но все равно положение очень серьезное. И самый существенный кризис связан с отсутствием молодежи, способной занять руководящие посты в науке. Мой внук окончил факультет кибернетики МГУ, его диплом был третьим на курсе. Ему предложили продолжить учебу в аспирантуре и назначили стипендию в полторы тысячи рублей... А внуку моей знакомой, который только что окончил химфак МГУ, предложили стипендию аспиранта - 1500 долларов в Колумбийском университете Нью-Йорка. Ленин в свое время выгнал из страны 100 философов, которые его не устраивали. Мы, по сути, выгнали десятки тысяч очень нужных обществу математиков, физиков, инженеров, биологов. У нас есть различные национальные программы, которые мобилизуют средства, общественное внимание, дают политический импульс. Единственная область, в которой пока нет такой программы, - это наука. А без науки нет у страны будущего.
- Но ведь и сейчас совершаются открытия. Вот математик Григорий Перельман доказал знаменитую гипотезу Пуанкаре.
- Это скорее один частный эпизод. И то, потому что была такая замечательная математическая среда в Петербурге и Москве, из которой вырастали ученые такого уровня. Жизненно необходимо дать возможность молодым ученым обосноваться в России. Может быть, найти в Европе и в Америке некоторое количество наших соотечественников, готовых вернуться на Родину. С ними надо детально работать. Важна не только зарплата, важны приборы, аппаратура, ученики, международные связи и контакты. Когда в 1934 году мой отец приехал на время в Россию из Кембриджа, Сталин сказал: "Вам теперь надо работать здесь". Папа ответил: "Тогда здесь надо создать такие же условия". И сразу за 50 тысяч фунтов, а это 5 миллионов долларов по нынешнему курсу, у англичан была выкуплена его лаборатория. Затем был построен институт с современным по тем меркам оборудованием.
- В стране, как грибы, появляются различные университеты и академии. Разве они не создают подобной научной среды?
- Вузов - больше, но качество образования в среднем падает. Какой-нибудь педагогический институт, который, по сути, скорее училище, вдруг называет себя университетом. Идет полная девальвация понятий плюс отсутствие эффективного государственного контроля. После войны были созданы три высокоуровневых заведения - МФТИ, МИФИ и МГИМО. Они отвечали запросам времени. Сейчас новых учебных заведений, которые бы соответствовали новым потребностям страны, я не вижу. За исключением Высшей школы экономики.
ПУТИН ОШИБАЕТСЯ: ДЕНЬГАМИ РОЖДАЕМОСТЬ НЕ ПОДНЯТЬ
- Есть ли границы прогресса в науке?
- Границы непознанного расширяются с самой областью познания. Это невероятно интересный процесс. Чем больше мы знаем, тем больше открывается тайн и загадок и возможностей для дальнейшего прогресса, когда общая площадь нашего познания постоянно увеличивается.
- Далеко ли до создания лекарств от рака, СПИДа?
- Наука к этому идет. Думаю, что в ближайшие десятилетия будут найдены пути для борьбы с этими страшными заболеваниями. Так же, как в XX веке научились лечить оспу, дифтерию и прочее.
- XX век стал и временем крупнейших техногенных катастроф. Не страшитесь ли вы открытий, с которыми человечество не сможет затем справиться?
- Техногенные катастрофы были и до XX века. Только раньше людей было намного меньше, и соответственно меньше возможностей для аварий и взрывов. В наши дни, наверное, раз в десять больше возможностей для аварий, чем еще 50 лет назад. Поэтому нам только кажется, что число этих катастроф увеличивается, на самом деле увеличивается интенсивность жизни.
- Последние годы вы занимаетесь гуманитарной наукой - демографией, а не физикой.
- Однажды я обнаружил, что многое из происходящего можно понять через динамику демографического развития населения мира. Сейчас человечество находится на самом пике демографического перехода от безудержного роста к насыщению. Наше руководство все чаще говорит о проблемах в России, но во всех развитых странах ситуация не лучше и не хуже. Там только живут намного дольше. Но рождаемость везде сокращается. В Испании число детей на каждую женщину сегодня - 1,2, в Германии - 1,41, в Японии - 1,37, у итальянцев, несмотря на молитвы Папы Римского, - 1,12. А у нас - 1,3, на Украине - 1,09... Тогда как для простого воспроизводства населения нужно в среднем не менее 2,15 детей. Когда рост стабилизируется, население Земли будет в два раза больше, чем сейчас, то есть 10 - 12 миллиардов, и на этот уровень человечество выйдет приблизительно через 100 лет. При этом произойдет существенное старение человечества - в развитых странах мы это уже наблюдаем.
- Странно, нет мировых войн, болезни все лучше лечатся. Человечество живет сейчас, в сущности, в тепличных условиях, а рождаемость падает.
- Дело не в ресурсах. И от того, что мы будем платить женщинам по 250 тысяч за ребенка, ситуация существенно не изменится. Это ценностный кризис всей современной цивилизации. Если бы человечество шло по тому, что раньше, пути развития, нас теперь было бы не 6 миллиардов, а 8. Получается, два миллиарда мы потеряли на этом переходе. Это в десять раз больше, чем на всех войнах XX века. Когда общество цивилизуется, возникают другие ценности: работа, карьера. Вместо того чтобы жениться, строить семью, заводить детей, люди получают дипломы, ученые степени. И вот результат.
ОТЕЦ ПРИУЧИЛ НАС НЕ БОЯТЬСЯ
- Знаю, что ваши дети и внуки продолжают научную династию
- Я не очень верю в династии в науке. Но, так или иначе, все дети, внуки связаны с наукой. Внук окончил ВМК при МГУ, сын занимается филологией, дочь психологией, младшая внучка тоже окончила псих-фак МГУ.
- Ваше имя им помогало или мешало?
- Баш на баш. Чем помогает, думаю, понятно. Ну а мешает по целому ряду причин. Всегда будут упрекать, сравнивать, говорить, что детям, внукам Капицы открыты любые двери. Хотя, разумеется, это не так. И всего, чего они добились, они достигли сами. Что касается меня, то тоже было по-разному. Когда-то я окончил МАИ, работал в авиации. Но меня из этой отрасли выгнали, потому что у отца возникли сложности в отношениях с нашим правительством. Это был крутой перелом в моей научной карьере. Я окончил вполне успешную работу, по результатам моих исследований была подготовлена диссертация, но пришлось все оставить и переключиться на другую тему. Начинать все с нуля.
- Это был момент противостояния вашего отца с Берией. Как ваша семья пережила тот трудный период?
- Мы остались живы, уже хорошо. Мы все были настолько дружны, что двух мнений быть не могло: все были на стороне отца.
- Страх перед системой был?
- Отец был очень смелый и мужественный человек. Его уверенность невольно передавалась другим. Кроме того, мы хорошо понимали, что вечно жить под влиянием страха нельзя, иначе он тебя раздавит. Конечно, основания опасаться были. Скажем, отец дружил с известным режиссером Михоэлсом, и его трагическая судьба - он был убит - могла быть "наукой" - такова была реальность времени. И все же мы старались не поддаваться...
- Что бы вы могли сказать о своем отце не как об ученом, а как о человеке?
- Он был очень сильным и целеустремленным человеком, волевым и даже жестким. Очень занятым, всегда поглощенным своими мыслями. Умеющим мобилизовать сотрудников, но в то же время дать и им возможность работать.
- Судя по тому, что Резерфорда, с которым работал больше десяти лет, за глаза и в письмах Петр Леонидович называл "крокодилом", у него было развито чувство юмора?
- У отца было сильное чувство юмора. Он понимал шутки, анекдоты, любил цирк. Даже умел кое-какие фокусы показывать, которые на меня, мальчишку, производили большое впечатление. Например, глотал нож: брал столовый нож подносил его ко рту и тот исчезал... В общем, простой фокус, но нас с братом он приводил в восторг. Папа замечательно играл в шахматы. Например, одним из его партнеров был гроссмейстер Василий Смыслов, приезжавший к нам в гости.
- В феврале вам исполнилось 79 лет, но вы все равно очень активны: пишете, работаете, размышляете. Что помогает вам поддерживать форму?
- Все, вами перечисленное, и помогает. Интересная работа и общение с интересными людьми - наверное, то, что делает мою жизнь и сегодня очень насыщенной. Так что скучать мне некогда. К тому же мы с женой довольно много ходим на различные концерты, спектакли. Я до сих пор поддерживаю дружественные отношения с театром Любимова. На днях были на спектакле "Горе от ума" , которая в редакции Юрия Петровича называется "Горе от ума - горе уму". Очень понравилось, замечательный вариант этой пьесы на все времена.
***
Визитная карточка
Сергей Петрович Капица родился 14 февраля 1928 года в Кембридже (Великобритания). Там в это время находился в научной командировке его отец - выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии, академик Петр Леонидович Капица. В 7 лет вместе с семьей вернулся в Россию, однако до сих пор по-английски говорит без акцента, как коренной британец. Окончил Московский авиационный институт. В 1961 году стал доктором физико-математических наук. В последнее время активно изучает проблемы информационного общества, глобализации, демографии. Лауреат премии Калинги (1979), вручаемой ЮНЕСКО выдающимся популяризаторам науки, Государственной премии (1980), премии РАН за популяризацию науки (1996). Член Российской академии естественных наук, академик Академии Российского телевидения и Российской академии "Интернет".