http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3a3010eb-6acc-4399-a599-579e6677c920&print=1
© 2024 Российская академия наук
Николай Николаевич, согласно данным аналитического центра Юрия Левады, только 6% жителей России хотели бы видеть своих детей и внуков профессорами, учеными и преподавателями. Это выше, чем владелец магазина (тоже 6%) и политик, министр (5%), но значительно ниже, чем спортсмен (10%), предприниматель, бизнесмен (16%), юрист, экономист (23%).
Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить низкий уровень популярности профессий ученого и преподавателя? Как можно изменить эту ситуацию?
Действительно, как гражданское общество ценит своих специалистов, такое к ним и отношение. Приходится признать, что последние несколько десятилетий эта область деятельности не в почете. Показательны способы подачи темы в прессе и на телевидении. Посмотрите фильмы, печатные издания - образ профессора, который что-то делал бы для общества, встречается очень редко. Это дань десятилетиям российской перестройки. На первое место вышли другие авторитеты - политики, бизнесмены, спортсмены.
Основываясь на анализе перспектив дальнейшего развития, я считаю, что мы не далеко уйдем, если не будем хорошо учить новое поколение и не обеспечим развитие науки. Без высоких технологий, без нового технического развития, поиска новых знаний, без ученых общество деградирует.
Сегодня много говорится о том, что атомная энергетика должна выйти в число таких технологий, которые обеспечивают лидерство России. Для того, чтобы построить в большом объеме атомные станции по существующим проектам, а тем более по проектам новой технологической платформы, требуется подготовка колоссального количества специалистов. Нужны профессора, преподаватели которые передадут им свои знания. И мне кажется, понимание важности этого процесса, наконец, приходит. Проявляется это в изменении материальной, моральной и общественной оценки труда специалистов науки и образования. Проводится реформа науки и образования, правда, я не полностью согласен с тем, как это делается. Мне кажется, в предложениях много формализма. Например, давайте будем оценивать труд ученых, и в качестве основной оценки возьмем индекс цитируемости. Поймите, ученые - это творческие люди, в творческих коллективах наиболее горячие споры и оценки деятельности друг друга. В другой сфере можно дать формальную оценку, правильно ли он считает бухгалтерию или нет, а творчество оценивать формально нельзя, это тупик. Нужны другие оценки, подсказать которые должны не только научная общественность, но и гражданское общество, оно же чувствует результаты. Это как в спорте, даже не разбираясь в технике игры, вы все равно поймете, хороший он спортсмен или нет. Так что - ждите перемен.