http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3a817efe-f734-4c5a-891e-daa4375efb88&print=1
© 2024 Российская академия наук

АКАДЕМИКИ ЗАТЯНУТ ПОЯСА, НО МОГУТ ПОЛУЧИТЬ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

24.11.2005

Источник: Российская газета, Юрий Медведев

ВЧЕРА КОЛЛЕГИЯ МИНОБРНАУКИ РАССМОТРЕЛА СТРАТЕГИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.

Вовсе не открытие, что наша наука тяжело больна. Удивительно другое: впервые этот диагноз поставил Никита Хрущев. Еще в 1963 году, когда власть не жалела для академиков деньги, глава страны подготовил для членов Политбюро записку "У кого наука - у того и будущее". В ней он представил живописную картину болезни. И многие из симптомов, по словам министра Андрея Фурсенко, те же, что и сегодня, хотя прошло более 40 лет.

Можно ли вылечить науку простыми методами? Скажем, некоторые ученые утверждают: дайте деньги, вот тогда и требуйте от нас нобелевские премии. Но как объяснить, что хотя за последние семь лет вложения в фундаментальные исследования выросли вдвое, число публикаций в престижных журналах падает.

Винят ученые и промышленность, которую якобы не интересуют новые разработки. Однако, по словам статс-секретаря - замминистра образования и науки Дмитрия Ливанова, сейчас предприятия активно закупают за границей новое оборудование. Значит, спрос есть. Причем не только на технику, но и на исследования. Пока он невелик, но даже такой интерес со стороны экономики наша наука не способна удовлетворить и наполовину.

Вердикт, вынесенный Ливановым нашей науке и инновационной системе, неутешительный: Россия превратилась в поставщика на мировой рынок научного "сырья", по сути, дешевых знаний. В то же время страна вынуждена закупать дорогие высокие технологии. Словом, движется не к экономике знаний, как все передовые государства, а в противоположном направлении.

Разработанная минобрнауки стратегия должна в корне изменить ситуацию. Авторы стремились подойти к проблеме комплексно. Они замкнули в одно целое весь цикл создания высоких технологий, "от пробирки до прилавка". Здесь и опережающее развитие фундаментальной науки - по сути поставщика идей, и создание национальной инновационной системы, которой, кстати, очень гордятся американцы, и различные "пряники", призванные завлечь частный капитал вкладывать деньги в науку.

Последнее особенно важно, ведь инновационный бизнес во всем мире считается наиболее рисковым. Новая стратегия предлагает здесь беспрецедентные меры. Самое главное: для всех участников создания новой техники должны наконец-то открыться налоговые клапаны. Вот лишь некоторые из льгот. От НДС освобождается импорт техники для научных исследований, а также операции, связанные с реализацией российской научной продукции и научных услуг. Кроме того, в налоге на прибыль теперь 100 процентов расходов на НИОРК будут отнесены к учитываемым затратам вне зависимости от достигнутых результатов.

И это далеко не все. Намечается экспортировать без таможенной пошлины созданную в России современную технику, а также субсидировать процентные ставки по долгосрочным кредитам, которые берутся для ее выпуска. Что касается импорта высоких технологий, то государство готово поддерживать его с помощью кредитов и гарантий.

И еще одна особенность стратегии: она жесткая и честная. Авторы постоянно подчеркивают: науке и инновационному сектору придется жить, серьезно себя ограничивая. Время, когда государственная кормушка выдавала всем сестрам по серьгам, закончилось. Государство будет поддерживать только самые приоритетные направления.

Результат работы авторов можно будет легко оценить, ведь они сами загоняют себя в плен жестких цифр.Например, утверждают, что в 2010 году удельный вес публикаций российских ученых в престижных журналах увеличится почти вдвое и составит 4 процента, а число молодых ученых - до 35 процентов (сегодня 28). Возрастет вдвое и составит 20 процентов число организаций, которые проявляют интерес к инновациям. Они должны увеличить долю российского высокотехнологичного экспорта с нынешних шести процентов до 20! Комментируя подготовленный документ, министр Андрей Фурсенко заметил: проще написать стратегию на 20 лет вперед, ведь за это время сменится немало руководителей. А вот за план на пятилетку уж точно спросят с его авторов. Первую атаку им придется выдержать уже в декабре, когда стратегию рассмотрит правительство.