СЛОВО ЗА СЛОВО. МИНИСТР ДОГОВОРИЛСЯ ДО СКАНДАЛА

29.03.2013

Источник: Поиск, Татьяна Возовикова

Дмитрий Ливанов отчитался за работу своего ведомства в течение первого года под его руководством

На днях глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов отчитался за работу своего ведомства в течение первого года под его руководством. Доклад о свершениях в 2012 году и планах на 2013-­й прозвучал на расширенном заседании коллегии. Открылось мероприятие кратким выступлением заместителя председателя Правительства РФ Ольги Голодец, об итогах совместной деятельности с Минобрнауки за отчетный период рассказали представители Минфина, Минэкономразвития и РСПП.

Важным достижением Дмитрий Ливанов назвал шаги своей команды по пути к созданию открытого министерства ­ “выстраиванию системы двусторонней связи с профессиональным сообществом и общественностью в широком смысле слова”. Одним из них стал приступивший к работе в прошлом году Общественный совет (ОС), “новый и по формату, и по содержанию, и по способу формирования”. Министр поблагодарил его членов за то, что они “фактически разделили с нами ответственность за будущее отечественного образования”, отметив, что рассматривает ОС не как структуру министерства, а как “самостоятельный орган внешнего управления нашей работы”.

В числе других значимых итогов работы ­ обновление нормативной базы: после долгого обсуждения принят ФЗ “Об образовании в РФ”, разработаны и утверждены системообразующие государственные программы “Развитие образования” и “Развитие науки и технологий” на 2013-­2020 годы, а также “дорожная карта” по повышению эффективности образования и науки, то есть план мероприятий, предусматривающий такие изменения, как обеспечение повышения зарплаты педагогов, разработка и внедрение механизма эффективного контракта с руководителями образовательных организаций и т.д.

Выполнена, по словам министра, поставленная Президентом РФ задача повышения оплаты труда педагогических работников общего образования и профессорско­преподавательского состава вузов. Глава ведомства особо подчеркнул, что дополнительные ассигнования на зарплаты ППС предусмотрены в федеральном бюджете на 2013 год и последующий период, “средства до вузов будут доведены уже в этом году”. Минобрнауки проследит за их расходованием, и министр предупредил об ответственности руководителей учебных заведений “вплоть до серьезных кадровых решений”. Заметным повышение зарплаты преподавателей должно стать уже в текущем году, причем не благодаря единовременным или разовым выплатам, а за счет увеличения базовых окладов.

По результатам мониторинга учреждений ВПО, проведенного с целью повышения их эффективности, было решено оптимизировать деятельность части госвузов, а некоторые реорганизовать. “Межведомственная комиссия занимается разработкой программ развития высших учебных заведений, для которых по итогам исследования выбрана оптимизация. Сегодня подготовлено уже 156 таких документов, из них 69 для вузов и 87 для филиалов”, ­ сообщил Дмитрий Ливанов. Эти программы утвердят в 2013 году, тогда же будут приняты и управленческие решения в отношении 24 вузов и 262 филиалов, подлежащих реорганизации. Глава министерства в очередной раз гарантировал студентам завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях, а также соблюдение прав работников трудовых коллективов.

Планы работы Минобрнауки на 2013 год основаны на названных выше госпрограммах. Одна из задач ­ повысить долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 2,44%. С этой целью министерством разработан комплекс мер по стимулированию и поддержке публикационной активности наших ученых в научных журналах, входящих в международные информационно-­аналитические системы Web of Science, Scopus. Целевой ориентир 2013 года ­ увеличение числа российских статей в изданиях Web of Science до уровня 34,6 тысячи публикаций, в Scopus ­ до 40,9 тысячи публикаций.

Дмитрий Ливанов заверил, что за очень короткое время будет наведен порядок в системе аттестации научных и научно­-педагогических кадров: “Меры, принятые к жуликам, незаслуженно получившим научные степени, ­ это первая ласточка на пути избавления системы от незаконных явлений... За этими птичками полетят еще много других”. Виновные в нарушениях не избегнут ответственности, а диссоветы, подтвердившие безупречность своей научной репутации, получат большую самостоятельность.

Предваряя выступление вице-­президента Российской академии образования Виктора Болотова, министр заявил, что в 2013 году будут приняты важные решения по педагогическому образованию, и обозначил комплекс наиболее актуальных проблем: поиск новых форм подготовки учителей, повышение квалификации уже работающих педагогов в соответствии с новыми требованиями, а также сами требования, которые должны лечь в основу разрабатываемого сегодня профстандарта.

Вице-­президент РАО изложил системный взгляд на ситуацию в сфере педагогики и педобразования. Он отметил, что в большинстве вузов РФ подготовка учителей ведется по старым стандартам, а рапорты руководителей регионов о массовом переходе на новые стандарты в школах ­ по большей части лукавство. При этом в современной отечественной практике уже есть примеры успешного использования обоих существующих в мире подходов подготовки школьных преподавателей. В рамках одного учителя готовят с первого курса вуза, другой предусматривает окончательное формирование специалиста с дипломом уже в процессе работы. “Рабочая группа по реформированию педобразования считает, что надо использовать и тот и другой подход, отработать разные модели подготовки учителя, кардинально изменить ее психолого­педагогическое содержание и педпрактику, ­ подчеркнул Виктор Болотов. ­ Необходимо также вводить педагогическую магистратуру для выпускников бакалавриата разных вузов, желающих работать в школе. Пример есть ­ такая магистратура организована в НИУ ВШЭ”.

Еще одна проблема, над решением которой трудится рабочая группа при Минобрнауки, ­ механизм набора, карьерного роста, повышения квалификации учителей, а также условия их выхода на пенсию. По словам академика РАО, выпускники педвузов зачастую не работают по специальности из-­за отсутствия вакансий, что ставит под сомнение корректность соответствующего показателя эффективности учреждений ВПО этого профиля. Предложения и план мероприятий по изменению педобразования в России рабочая группа намерена подготовить к осени.

Сюрпризом для присутствовавших на коллегии стало появление на следующий день в одной из центральных газет сенсационного сообщения о том, что при министерстве создается Совет на науке, который должен стать альтернативой РАН. Новость немедленно перепечатали и озвучили многие СМИ, не отказав себе в ярких комментариях. “Ливанов поставил подножку РАН”, ­ говорилось в одном из них. Другое объявило о “большой реформе” Дмитрия Ливанова, сравнив ее с “большим террором” наркома Ежова. В то же время журналист еще одной центральной газеты недоумевал: “Ничего подобного из уст министра не услышал. Такое впечатление, что мы с корреспондентом “сенсационного” издания были на разных коллегиях”. Пресс­служба министерства подтвердила: речь о создании какой­либо альтернативной РАН организации не идет, главной задачей Совета по науке при министерстве станет экспертиза ключевых решений в научной сфере.

Формирование при министерстве такого консультативного органа давно уже не новость. Эта идея обсуждалась еще в прошлом году, а две недели назад о том, что вскоре состоится первое заседание совета, представителям прессы сообщил заместитель главы Минобрнауки Игорь Федюкин. Он пообещал, что в состав новой структуры войдут авторитетные ученые.

Однако на коллегии его непосредственный начальник добавил, что министерство наберет в советчики “ученых в дееспособном возрасте”. Причем сказано это было в присутствии 83­летнего нобелевского лауреата и вице­президента РАН Жореса Алфёрова, которого, кстати сказать, глава Минобрнауки лично назначил на пост председателя Общественного совета.

Участники заседания на слова министра никак не отреагировали, зато чуть позже, комментируя итоги коллегии в телеэфире, Дмитрия Ливанова поправил вице­президент РАН Геннадий Месяц: “Я думаю, совет надо создавать из идееспособных ученых”.

И, похоже, министр внял. На днях в интервью одному из “разговорных” СМИ Дмитрий Ливанов сказал, что в Совет по науке включат “ученых, работающих в России и имеющих наиболее высокие показатели результативности, из Академии наук, отраслевых институтов и университетов”. Обозначая круг вопросов по развитию научной сферы, которые будут выноситься на обсуждение избранных, глава министерства упомянул и стратегические, и тактические, но подробнее остановился на вопросах технических ­ “как лучше организовать конкурсы, чтобы они и пользовались доверием ученых, и не слишком перегружали их какими-­то бюрократическими процедурами”. Подозрение в намерении создать альтернативу РАН, где работают 100 тысяч сотрудников, в виде совета из 20 человек, министр назвал “полным бредом”. По его словам, ни планов по радикальной перестройке академической системы, ни достаточных ресурсов для ее осуществления у министерства нет.

Но от традиционной критики в адрес РАН Дмитрий Ливанов все-­таки не удержался. “Неэффективная, недружелюбная по отношению к людям, которые там работают, архаичная и нежизнеспособная” ­ такова, по его мнению, данная форма организации науки. Казалось бы, ничего нового министр не сказал, однако именно этот пассаж, очевидно, переполнил чашу академического терпения: в СМИ поступила открытая телеграмма с требованием публичного извинения перед сотрудниками РАН, подписанная девятью высокопоставленными академиками. В их числе ­ вице-­президенты РАН Александр Некипелов, Геннадий Месяц, Александр Асеев, а также академик­-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН Владимир Фортов. “Ваше высказывание оскорбляет многотысячный коллектив сотрудников РАН и других государственных академий, в которых успешно трудятся как заслуженные ученые, так и большое количество молодых исследователей”, ­ говорилось в послании. Авторы заявили, что оставляют за собой право требовать отставки главы Минобрнауки.

Ответ последовал незамедлительно. В этот же день Дмитрий Ливанов извинился перед учеными академии, но подтвердил при этом свое отношение к РАН. “В целом система организации работы ученых Российской академии наук не является современной, не является эффективной, не соответствует мировым стандартам. И ответственность за это несет само руководство РАН”, ­ цитирует главу Минобрнауки РИА Новости.

Удовлетворит ли такое извинение задетых оценками министра академиков? “Поиск” будет следить за развитием событий.



©РАН 2024