http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3ad3bcce-5b1a-4c92-a692-5e45dfe02d0b&print=1
© 2024 Российская академия наук

ОБЕЩАННОГО ЖДУТ. ВЛАСТЯМ НАПОМИНАЮТ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ПЕРЕД УЧЕНЫМИ.

14.09.2018

Источник: Поиск, 14.09.18 Волчкова Надежда



“Обещанному верить?” - так назывался один из материалов нашей газеты (“Поиск”, №4), посвященный мартовскому Общему собранию Российской академии наук. В нем цитировалось выступление перед членами РАН бывшего тогда вице-премьером Аркадия Дворковича, который посулил, что при принятии поправок в закон о бюджете 2018 года постарается добиться дополнительного финансирования на программы Президиума РАН. Президент академии Александр Сергеев тогда же пояснил, что речь идет об увеличении нынешней суммы (примерно 1,7 млрд рублей) до прежнего уровня (4,5 млрд). При этом, сообщил он, РАН готова взять на себя обязательство переформатировать программы, укрупнив их и организовав работу по тем направлениям, в которых российские ученые могут в ближайшее время выйти на мировой уровень конкурентности.

Через месяц А. Дворкович перестал быть вице-премьером. Понятно, то свое обещание он выполнить не успел. На июньское заседание Президиума РАН пришла его сменщица Татьяна Голикова и, отвечая на вопрос А. Сергеева о программах президиума, хотя и менее твердо, но все же обнадежила ученых: дескать, вопрос прорабатывается, и академии нужно только подготовить правильное финансовое обоснование.

И вот на первом после лета заседании Президиума РАН выяснилось, что средств на программы, скорее всего, не добавят. Больше того, могут отобрать даже то, что есть.

Глава РАН напомнил собравшимся, что программы были приняты на трехлетний период (2018-2020 гг.). Однако анализ работы академических институтов по госзаданиям показал, что к отчетам по темам, выполнявшимся в рамках программ, много претензий. Для них характерны мелкотемье и низкая эффективность, что дало Минобрнауки повод поставить вопрос о пересмотре подходов к формированию этой части госзадания.

- На 2018 год, преодолев сопротивление ФАНО, нам удалось сохранить финансирование, но по будущему году вопрос открытый, - сообщил А. Сергеев. - Если мы будем настаивать на сохранении программ в прежнем формате, можем потерять все.

Глава академии рассказал об инициативе РАН перевести программы президиума в разряд крупных - “стомиллионников”. Однако, по его словам, возвращение годового финансирования программ к объему 4,5 млрд рублей может произойти в лучшем случае с 2020 года. До этого времени академии необходимо определиться с тем, что будут представлять собой новые программы, и подготовить предложения по конкурсу, в котором, возможно, будут участвовать не только академические институты.

И все же почему программы президиума, которые по плану должны выполняться до 2020 года, могут быть свернуты? На этот вопрос мы попросили ответить вице-президента РАН Алексея ХОХЛОВА.

- Дело в том, что программы финансируются в рамках госзадания, это не дополнительное деньги, а базовое обеспечение, которое осуществлялось через ФАНО, - пояснил А. Хохлов. - Но теперь агентство ликвидировано, академические институты перешли наряду с другими организациями науки и высшей школы в ведение нового министерства. С точки зрения финансирования НИИ РАН ничем не отличаются от прочих. Объяснить, почему они должны получать госзадание на науку по нескольким статьям, а другие организации не должны, не так просто.

Некоторые считают, что менять не ничего не нужно. Но для меня, например, совершенно очевидно, что в случае сокращения бюджета программы президиума попадут под секвестр первыми. Слишком уж заметна их неэффективность. Проекты, финансирование которых часто составляет немногим более 100 тысяч рублей, проигрывают обычным темам госзадания, в которых на зарплату только одного сотрудника расходуется примерно в пять раз больше. Поэтому если оставить все как есть, велика вероятность, что все это скоро закончится.

Алексей Хохлов рассказал, что летом Академия наук собрала 120 заявок на крупные программы по наиболее актуальным направлениям современной науки и отправила в министерство. Там поддержали идею заменить мелкие проекты “стомиллионниками”, но предложили сделать это для начала в пределах выделенного финансирования (тех самых 1,7 млрд рублей), чтобы посмотреть, как пойдут дела.

На такие средства поддержать удастся всего 15-20 программ. В РАН считают, что этого недостаточно, и предлагают довести запланированные работы до конца, а новые масштабные программы запустить на обещанные еще А.Дворковичем дополнительные деньги.

- Мне кажется, что переход на крупные программы - правильная идея, - рассуждает академик А.Хохлов. - Я бы попробовал реализовать ее уже со следующего года независимо о того, удастся нам добиться дополнительных средств или нет. Либо мы рискуем и показываем, что можем выбирать и сопровождать программы, из которых вырастают новые направления и лаборатории, либо оставляем все по-старому и отдаемся “на волю волн”.

По нашей просьбе Алексей Ремович прокомментировал также ситуацию с заблокированными правилами взаимодействия Минобрнауки и РАН. В предыдущем номере мы сообщали, что, по словам вице-президента академии Андрея Адрианова, проект этого документа был согласован сторонами и размещен на сайте regulation.gov.ru для общественного обсуждения. Существенных замечаний не поступило, и проект должен был быть передан на утверждение в правительство. И вдруг руководство РАН получило письмо от министра науки и высшего образования РФ Михаила Котюкова с предложением изъять из документа все статьи, связанные со взаимодействием РАН и вузов.

- Это предложение настолько явно противоречит недавно принятым поправкам к закону о РАН, что мы, конечно же, не могли с ним согласиться, - заявил А. Хохлов. - Я не слышал от коллег из высшей школы серьезных претензий к правилам. Кстати, это не единственная “новелла”, предложенная М.Котюковым. Другая касается уже академических институтов. В законе четко указано, что назначение исполняющих обязанности директоров этих институтов должно согласовываться с президентом РАН. А министерство хочет сохранить за собой право назначать и.о., “если по объективным причинам согласование с президентом РАН невозможно”. Я не совсем понимаю, чего они добиваются. Если не нравится закон, принятый по инициативе Президента РФ, пусть инициируют свои поправки. Но уж если мы согласовываем документ, идя на взаимные компромиссы, и выставляем его для общественного обсуждения, то выдвигать новые требования вечером того дня, когда документ должен быть внесен в правительство, по меньшей мере, некорректно.

Заодно мы поинтересовались у А. Хохлова, готовят ли в РАН новый закон об академии, о котором вроде бы есть договоренность с властями.

- У руководства РАН есть свое видение того, какими должны быть статус, функции и полномочия академии, - ответил Алексей Ремович. - Сейчас собираются предложения от членов РАН. Активная работа над законопроектом начнется после отработки вопросов, связанных с реализаций поправок, которые в июле были внесены в действующий закон.