http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3ae687ad-d05b-40a4-923c-231b578a260a&print=1
© 2024 Российская академия наук

МЫ ОКАЗАЛИСЬ ПОД КОЛПАКОМ

12.08.2005

Источник: Московская правда, ВИОЛА ЕГИКОВА

Качество воздухе в столице не соответствует официальным данным

Штирпицу было проще. Конечно, кто же спорит, находиться под колпаком у Мюллера - то еще удовольствие. Но с этой опасностью, как известно, разведчик успешно справился, проявив недюжинный ум, максимальную выдержку и фантастическую силу воли. В нашей ситуации таких качеств недостаточно, колпак над нами - не чета мюллеровскому.

Коробит сравнение? Используем другое, позаимствовав его у заведующего отделом исследований состава атмосферы ИФА РАН, доктора наук, профессора Николая Еланского. Над городом, говорит он, почти все время висит тяжелая "шапка", не давая москвичам дышать чистым воздухом.

К мнению Николая Еланского стоит прислушаться. Не только потому, что авторитетное американское ведомство NOAA (National Oceanic and Atmospheric Administration) недавно удостоило российского ученого звания Героя окружающей среды. Возможно, в переводе на русский он звучит несколько пикантно, но в кругу специалистов титул Environmental Него, ежегодно присуждаемый наиболее достойному защитнику окружающей среды, говорит о многом и весьма уважаем. Впрочем, позиция профессора Еланского заслуживает внимания не только по этой причине, а прежде всего потому, что основана на многолетних исследованиях Института физики атмосферы Российской академии наук.

Как раз в стенах этого института родился проект, не имеющий аналогов в мире. Здесь создали передвижную лабораторию, которая ведет мониторинг окружающей среды в разных точках России. Мобильность лаборатории обеспечивает конструкция на колесах, позволяющая беспрепятственно передвигаться по железнодорожным путям из одного конца страны в другой. Вот и получается: вагончик катится, а умные приборы регистрируют на своем пути качество среды - химический состав, радиационные и метеорологические характеристики атмосферы, загрязнение вод, почв, растительности... Специальные счетчики все аккуратно фиксируют: и органические соединения, и тяжелые металлы, и радионуклиды. Если надо, из вагона выедет на разведку специализированное авто, а собранные пробы незамедлительно пройдут экспресс-анализ в передвижной лаборатории. Потребуется -она оперативно свяжется с любой другой обсерваторией, в том числе космической, приборы адаптированы к подобным коммуникациям.

Вот такой необычный вагон, который можно расположить за электровозом любого поезда, начал колесить по стране с 1995 года, а в 2003-м в путь-дорогу отправился новый, основательно модернизированный вариант передвижной лаборатории. Она способна вести исследования в полном соответствии с требованиями Глобальной службы атмосферы Всемирной метеорологической организации (ГСА ВМО) и Глобальной службы наблюдения (ГСН). Пожалуй, на сегодняшний день это единственная в России система мониторинга, ведущая комплексные наблюдения за окружающей средой на столь высоком уровне.

Очередной рейс предстоит уже совсем скоро, в сентябре. Но прежде, чем отправиться через всю страну - с европейской части России на Дальний Восток - передвижная лаборатория совершит поездку вокруг Москвы. Этот сюжет по понятным причинам представляет для нас особый интерес.

Спросите любого москвича про воздух, которым дышит, вряд ли услышите восторги. Мегаполис не выдерживает растущие нагрузки, задыхается, не секрет, что есть в столице участки, где выбросы в атмосферу в разы превышают допустимые показатели. Ситуация, безусловно, волнует городские службы, ответственные за экологическое состояние столицы. Но вот что по этому поводу говорят ученые Института физики атмосферы РАН: ситуация отслеживается по устаревшим нормам и методикам, в их основе лежит вчерашняя идеология. Между тем городская среда в корне изменилась.

Современное загрязнение - это не столько пыль, сажа или пахучий сероводород в воздухе. Главную опасность несут в себе токсичные органические соединения и аэрозольные примеси, которые, как правило, не ощущаются человеком, но даже в малой концентрации представляют собой большую угрозу. Кстати, это не только московская проблема. Она стоит и перед другими мегаполисами мира, которые так часто восхищают нас отсутствием видимых загрязнений. "Городская атмосфера, - говорит профессор Еланский, - это по существу химический реактор, в котором газовые и аэрозольные примеси взаимодействуют между собой, в результате чего образуются новые соединения, иногда более токсичные и опасные, чем исходные вещества, выброшенные в атмосферу".

Вот так, мы находимся в самом центре этого реактора, который работает тем активнее, чем выше температура воздуха, больше солнца, меньше ветра и влаги. В последние годы как раз все эти условия налицо, и тут постарались как люди, так и природа.

Начнем с последней. Климат города ощутимо меняется. За последнее столетие годовая температура в Москве выросла на 2, 3 градуса, а влажность воздуха, напротив, уменьшилась (за 40 лет на 4%). За 20 лет продолжительность солнечного сияния выросла на 17%, интенсивно растет радиация, поступающая на поверхность земли. В то же время средняя скорость ветра в мегаполисе заметно ослабевает, а это значит, что город проветривается все хуже. Вдобавок он чаще оказывается во власти антициклона, способствующего накоплению загрязнений ближе к земле. То есть там, где обитаем мы с вами.

Погодные условия лишь усугубляют ситуацию, созданную человеком. Это он осуществляет хаотичную застройку многоэтажными зданиями, что мешает проветриванию города, создает высотные выбросы ТЭЦ, которые не дают подняться загрязнениям приземного слоя. Добавьте к этому выбросы автомобилей, число которых в столице превысило 3 миллиона. На долю транспорта приходится основная доля выбросов, и иномарки здесь нас не спасут: они хоть и вырабатывают меньше угарного газа, чем отечественные машины, но для экологии города не менее опасны. Депо в том, объясняет профессор Еланский, что иномарки рассчитаны на более высокую температуру сжигания, требуют иных горюче-смазочных материалов и присадок, а значит, с их эксплуатацией просто меняется состав выбросов: становится меньше СО2, зато гораздо больше окислов азота и химически активных летучих органических соединений.

Точно так же меняют картину выбросов новые стройматериалы, растворители, лаки, краски, всевозможные моющие и чистящие средства. Вместо инертных "озоноопасных" фреонов в баллончиках они содержат быстро разрушающиеся, то есть способные к мгновенной реакции вещества.

Об озоне стоит сказать особо. Если раньше он генерировался в основном за пределами города, перемешиваясь с чистым воздухом сельской местности и не представляя таким образом опасность, теперь он концентрируется в пределах городской черты и подчас достигает опасных для человека значений. Медики знают, что достаточно лишь час подышать озоном, и проблемы с бронхами, легкими обеспечены, а в Москве бывали дни, когда люди дышали озоном и дольше. Стоит ли удивляться, что в городе растет число хронических заболеваний? Наиболее благоприятные условия для образования озона создает зачастивший к нам антициклон со слабым северо-восточным ветром. А значит, опасные накопления собираются в основном на юго-западе Москвы, который всегда считался одним из самых благополучных с точки зрения экологии.

Это далеко не единственные примеры изменившегося поведения нашего "химического реактора", регистрируемые учеными ИФА РАН. А потому они считают: пора менять идеологию экологических служб города, нужны новые подходы в создании по-настоящему эффективной, научно обоснованной системы мониторинга окружающей среды. По мнению ученых, наш "химический реактор" поддается реальному контролю: территория города представляет собой относительно однородную фотохимическую систему, для которой можно с успехом применять численное моделирование. И эта проблема требует самого серьезного внимания властей.

Ученые готовы высказать свои предложения. И подкрепить их уникальными отечественными разработками. Одна из них -передвижная лаборатория - уже обратила на себя внимание многих стран. Это приятно. Хорошо делиться успешным опытом. Еще лучше - использовать его прежде всего на собственной территории. Это, кстати, один из верных путей, позволяющих избавиться от опасного колпака. Но пока мы находимся под ним. Пока он все еще висит над нами.