http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3aeffd69-e682-4518-9c4d-fed216b2f872&print=1
© 2024 Российская академия наук

Первые шаги в большую науку

21.02.2022

Источник: Наш Красноярский край, 21.02.2022, Сергей Бурлаку



 

(jpg, 59 Kб)

В школьной научной лаборатории гимназии № 13 – все как в настоящей: оборудование, техника безопасности, стерильность. А главное, исследования, которые здесь проводят сами ученики, тоже совершенно «взрослые», – дети учатся выделять ДНК и работать с ней, чтобы диагностировать заболевания, имеющие генетическую предрасположенность.

Исследования «по-взрослому»

Журналистов встречают девочки-школьницы, облаченные в спецодежду: одноразовые халаты, шапочки, очки, маски, перчатки…

– Здесь должна быть абсолютная чистота, – объясняют они гостям. – Чтобы не было контаминации, когда мы одну ДНК «пачкаем» другими. Поэтому головой желательно не трясти, чтобы волосы не летели, обязательно надо надевать маску, чтобы даже микроскопические частички слюны не попали в пробу…

Школьницы рассказали, что они сначала делали опрос среди родственников и знакомых на предмет заболеваний, потом брали у них образцы тканей – буккальный эпителий, это соскоб с внутренней стороны щеки, чтобы в дальнейшем выделить из него ДНК.

– Здесь мы изучаем генетическую предрасположенность к заболеваниям человека, в том числе к бронхиальной астме, сердечно-сосудистым заболеваниям – гипертонии, аритмии. К болезням желудочно-кишечного тракта – гастритам, холециститам; обмена веществ – ожирению, сахарному диабету.

Это заболевания, имеющие мультифакториальную природу, которые довольно часто встречаются в Красноярском крае и в России, – объясняет руководитель базовых классов РАН гимназии № 13 Марина Смольникова. – Сейчас две девочки покажут вам, как они берут пробы, потом сядут в бокс и займутся экстракцией ДНК.

(jpg, 60 Kб)

Школьницы проводят манипуляции с палочками и пробирками, одна у другой берет анализ… В общем, процедура знакома каждому, кто сдавал ПЦР-тест на коронавирус.

Взять анализ – минутное дело, и юные ученые тут же переходят к боксу. Это такая стеклянная коробка с приборами и окном для головы и рук, чтобы можно было работать.

– Процесс выделения ДНК занимает от 40 минут до полутора часов, – продолжает Марина Смольникова. – Сначала мы с помощью специальных буферов разрушаем клетку, чтобы достать ядерный материал, где находится ДНК. Затем отмываем носитель ДНК от клеточного дебриса – делается это несколько раз, центрифугируется, опять отмывается. Раствор выливается. Используем специальный сорбент, представляющий собой полиорганическую структуру, – на него садится наша ДНК. Там она заплетается и остается…

Вот, смотрите, сейчас девочки делают отбор сорбента. А это – специальный вакуумный отсасыватель… Теперь остается забрать с сорбента нашу ДНК. Для этого тоже существует специальный реактив…

Дальше следует ряд не очень понятных научных терминов.

Тихо жужжат и попискивают приборы, девочки старательно и сосредоточенно выполняют свою работу. Им это нравится. Они делают первые шаги в большую науку.

Нравится всем

(jpg, 58 Kб)

А мы расспрашиваем руководителя о том, как и почему она, серьезный красноярский ученый, имеющий открытия мирового уровня, стала заниматься со школьниками. Интересно ли ей это? Марина Викторовна – кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник НИИ медицинских проблем Севера.

– В институте я руковожу молекулярно-генетической группой, которую сама и создала. Мы давно занимаемся вопросами генетической предрасположенности к заболеваниям, исследованием иммунологических маркеров, популяционной генетикой. У нас очень широкий спектр оборудования, и мы способны делать интересные научные открытия.

В 2019 году меня пригласили в качестве научного руководителя базовой школы РАН в эту гимназию. Разумеется, я предложила проект, связанный с тем, чем занимаюсь в науке уже 20 лет, – персонифицированная медицина и поиск молекулярно-генетических маркеров актуальных заболеваний. Мы прописали рабочую программу и ведем этот проект с восьмых классов. Так как он длится третий год, у нас в гимназии уже три «научных» класса: восьмой, девятый и десятый.

Со школьниками здесь работает целая команда кураторов – 10–11 человек. Это ведущие научные сотрудники ФИЦ КНЦ СО РАН, СФУ и Красноярского медуниверситета. Занимаемся интерактивно, разделили классы на подгруппы, максимум по 7 человек. Каждый куратор ведет свою группу, он приходит и общается со своими учениками, а не просто начитывает какой-то материал. Мы не перегружаем детей, они же приходят сюда после основных занятий.

Весь восьмой класс ученики классов РАН углубленно изучают с нами основы химии, биологии, биохимии, чтобы в 9-м классе уже перейти к изучению молекулярной биологии, генетики и собственным научным исследованиям в этих областях.

Приводим школьников в свои научные институты, лаборатории, показываем, как работают ученые, знакомим с общелабораторными методиками. Объясняем, как важно и перспективно для страны иметь сильную науку, свои открытия. Словом, прививаем детям любовь к тому, чему сами посвятили жизнь. Им это очень нравится. И нам, конечно, тоже.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина СМОЛЬНИКОВА
кандидат биологических наук, генетик

– На каждом научном конгрессе, в работе которых я активно принимаю участие, видные ученые, академики прямо говорят: нам не хватает притока свежих сил, молодых талантов. И я очень хочу, чтобы мои ученики посвятили себя медицинской генетике, биоинформатике, изучали патогенез заболеваний – механизмы их развития.

Отрасль науки, в которой работаю, стремится к персонификации: индивидуальный подход к профилактике и лечению. За этим будущее. В идеале – получение генетического паспорта каждого человека.

Такая информация поможет ему саморазвиваться, избегать болезней, к которым у него есть предрасположенность. Генетика – развивающаяся наука, мы получаем огромные массивы материала, который нужно обрабатывать – именно этим занимаются специалисты по биоинформатике. Их сейчас остро не хватает.

Василий ШАБАНОВ академик РАН, доктор наук, научный руководитель ФИЦ «КНЦ СО РАН»

– Проект «Опорные школы Российской академии наук» стартовал в 2019 году. Сейчас в нем задействовано 100 школ по всей стране. Три из них – в Красноярске: школа № 10, лицей № 7 и гимназия № 13. Здесь, соответственно, углубленно изучают физику, химию, биологию и медицину.

Цель проекта – дать возможность талантливым детям попасть в научный мир, расширить представление о науке, найти востребованное направление, вуз, построить карьеру. Когда говорят об утечке мозгов, чаще всего имеют в виду, что утекают они за границу. Но это не так страшно – молодой ученый поработает за границей, наберется опыта и вернется на Родину.

А есть еще внутренняя «эмиграция», когда красноярские школьники рвутся поступать в вузы других городов. И уезжают из Красноярска безвозвратно. Мы хотим, чтобы они учились в наших вузах – СФУ, академии имени Решетнева и т. д., проходили практику и потом работали в наших научных институтах, были частью нашей команды ученых. Кто с детства полюбит науку, тот останется в ней навсегда.