http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3af96bd3-ba7b-4f0c-b009-76e4da64318d&print=1
© 2024 Российская академия наук

«ОБЩЕСТВО НА МНОГОЕ ГОТОВО, НО ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ, ЧТОБЫ ВСЕМ МИРОМ»

18.01.2016

Источник: STRF, Σ Болохова Ксения



С середины 2014 года страна находится в своеобразной турбулентности: внешнеполитические события и экономический кризис сказываются на повседневной жизни граждан. Но как само общество воспринимает происходящие события? Тому, какие проявления кризиса больше всего тревожат россиян, в чём они видят его причины и как намереваются преодолеть эти трудности, посвящено масштабное исследования научного коллектива Института социологии РАН под руководством директора института, академика РАН, д.ф.н. Михаила Горшкова.

Это третья волна масштабного исследования настроений граждан России, проведённая при поддержке РНФ в октябре 2015 г. Чтобы оценить палитру общественных настроений в этот период, исследователи рассматривали и показатели социально-экономических отношения и ожидания граждан, и их политические предпочтения, принимали во внимание и религиозную составляющую.

Участники рабочий группы на презентации итогов третьей волны исследования динамики социальной трансформации современной России. Слева направо: Наталья Тихонова, Михаил Горшков, Владимир Петухов. Крайний справа – Олег Зимарин, генеральный директор издательства «Весь мир»

Кому на Руси жить хорошо?

Один из главных блоков исследования посвящён тому, насколько сильно кризис затронул повседневную жизнь. И если вплоть до осени 2014 года, когда только разворачивалась драма на Украине, а страны Запада и Россия «перекидывались» санкциями, внимание граждан было приковано к внешнеполитической арене, то с осени 2014 года жители России всё более отчётливо ощущали кризисные явления в экономике страны.

В целом текущий кризис воспринимается населением легче, чем в 2008-2009 годах, 44% россиян отметили, что на них спад в экономике либо слабо повлиял, либо вообще не повлиял.

Социально-психологическое состояние общества скорее оцениваются специалистами как тревожные, чем как крайне депрессивное.

«Мы ждали гораздо более резкого перепада. Доля удовлетворённых россиян снизилась с 37% до 28%, она не могла не снизиться, но это падение не носит радикального характера», – подчеркнул Горшков.

Рост цен, одна из самых заметных форм воздействия кризиса на повседневную жизнь граждан, оказался значительным. Он затронул бОльшую часть населения, чем кризис 2008-2009 годов и оказался более болезненным. «Но россияне не винят государство за рост цен. С их точки зрения в этом виновато падение цен на нефть и последовавшее за этим рост курса доллара и евро. А это как снег – сегодня он выпал, а завтра стаял», – пояснила главный научный сотрудник отдела социально-экономических исследований ИС РАН Наталья Тихонова.

Ещё одним бичом для населения в периоды падения в экономике становится безработица и падение заработных плат. В отличие от ситуации с ценами на продукты, безработица в текущем кризисе не так распространена, как шесть лет назад. Но в прошедшем году именно боязнь сокращения и, как следствие, потери средств к существованию, стала одной из главных болевых точек россиян.

На фоне этих опасений проявился ещё один, тревожный, феномен, рассказал руководитель центра комплексных социальных исследований ИС РАН, к.ф.н., Владимир Петухов. Уровень безработицы сравнительно невысок, но на фоне негативных ожиданий изменились отношений между работодателями и работниками. Чтобы не потерять место, в 2015 году всё больше наёмных сотрудников соглашались работать сверхурочно за ту же зарплату, пропуская законные выходные и праздники. И, как отметил учёный, пугает отсутствие у работников желания защищать свои трудовые права.

«На профсоюзы, ни забастовки, ни судебная система не рассматривается нашими гражданами как инструмент отстаивания своих трудовых (и гражданских) прав. Согласно опросам, этими институтами пользуется катастрофически мало людей – на уровне статистической погрешности».

Тем не менее, в целом наши сограждане готовы терпеть все эти трудности – ради высокой цели. «Есть такая формула, «мы готовы затянуть пояса, чтобы не было хуже». Вопрос только, как затягивать и с кем затягивать, - пояснил Михаил Горшков. – Наши данные убедительно показывают, что общество на очень многое готово, на такие вещи, которые можно назвать и жертвенностью, но только при условии, чтобы всем миром…»

И действительно, уникальной чертой текущего кризиса является то, что его последствие сказались на всех слоях общество, в особенности на его полюсах – бедных и благополучных.

«В 1990-ые годы прирост дохода шёл в высокодоходных группах. Потом, в 2000-ые годы, стали подтягиваться средне- и малообеспеченные слои. Сейчас же высокодоходные группы получили меньший прирост доходов, чем низкодоходные. У верхнего дециля доходы не только не прибавились в предкризисный и кризисный периоды, но даже сократились».

При этом, как отмечают учёные, такое равновесие довольно зыбкое.

«Судя по тому, чем мотивируется это терпение, его хватит у граждан ещё на год-полтора, – отметила Тихонова. – За это время накопится критическая масса отложенных потребностей, но до этого мы можем быть уверены в том, что массовых всплесков протестных настроений не будет.

Впрочем, это не исключает, что отдельные группы будут бороться за свои интересы».

Но если кризис затянется на пять или десять лет (а такие опасения высказываются всё более явственно), терпение может и не выдержать.

«К долгосрочному кризису российское общество ни ментально, ни институционально не готово», – считает Владимир Петухов.

Не хлебом единым…

Однако исключительно экономическими причинами невозможно объяснить то терпение, которое уже второй год проявляют россияне. Тут в «игру» вступают так называемые неэкономические факторы роста, уверены исследователи. «Это огромный срез духовно-психологических явлений и процессов, которые не определяются сугубо материальными факторами. Об этом мало говорят, даже в научной среде, но нематериальные факторы объективно влияют на общественные умонастроения, – подчеркнул Михаил Горшков. – Нельзя не сказать о росте ощущения державы и державности в массовом сознании россиян. Об этом очень убедительно говорят огромные массивы данных, которые мы используем.

Мы наблюдаем единство взглядов среди подавляющего большинства населения, которое опирается на общность мировоззренческих подходов и восприятия внешнего мира. На этом зеркале мировосприятия сходятся позиции и высоко обеспеченных россиян, и малообеспеченных, офицерского состава и рядовых солдат, инженеров высшей квалификации и простых рабочих, жителей всех уголков России. Наша рабочая группа единодушна в этом вопросе – именно такая общность позиций позволит нам пройти грядущие испытания достойно».

При этом, отметил Горшков, сегодня всё больше наших сограждан перестают уповать на государство как на единственный источник решения проблем, и всё больше полагаются на себя. «Это, безусловно, положительная тенденция, учитывая более яркие впечатления, которые несёт эта часть общества, большую коммуникабельность, более активную жизненную позицию. Именно эта часть населения будет в ближайшие, очень непростые для России годы, задавать тон общественной жизни».

На Бога надейся, а сам не плошай

Интересно на этом фоне развивается религиозная компонента общественного сознания. Как отметила главный научный сотрудник центра «Религия в современном обществе» ИС РАН Мария Мчедлова, люди в целом не поддерживают инкорпорацию религиозной компоненты в ценностно-стратегическое развитие России, в то, что принято называть национальной идеей. При этом большинство наших соотечественников положительно относятся к влиянию религиозных организаций практически на все сферы общественной жизни, кроме политики:

«Оказывается, что нет такой сферы общественной жизни, кроме политики, где наши сограждане не хотели бы видеть положительного амортизирующего влияния религиозных организаций. Причём больше выделяются не милосердие и благотворительность, они чуть отошли, а духовно-нравственное воспитание людей».

Помимо религиозных организаций в России всё большее распространение находят общественные организации, волонтёрские движения с религиозным уклоном. Весь этот блок религиозных и около религиозных организаций обладает высоким уровнем доверия, и ему отводится определённая роль, в первую очередь, социально-значимая, воспитательная и просветительская.

«Русская православная церковь – это один из трёх институтов, который обладает наиболее высоким уровнем доверия: 50-51 %. Остальные два – это верховная власть (институты президента и правительства) и армия. В институциональной проекции оказывается, что в массовом сознании наиболее востребованными являются эти три института, отголоски триады «веры, царя и отечества».

При этом, отмечает Мчедлова, раскола общества по религиозным мотивам можно не опасаться: «Мы все практически одинаковы в нашем восприятии и политических, и экономических событий. Это, в свою очередь, показывает, что мы принадлежим к одному обществу, к одной цивилизации. У нас данные ценностные ориентиры пока одинаковые. По репрезентативной российской выборке мы можем сказать, что доминирующие векторы у нас пока – скорее на гражданское согласие».