Будет ли нация здорова

05.10.2006

Источник: Вести, Наталья Елисеева



Ученые считают, что оздоровлению страны поможет срочное "оперативное вмешательство"

В четверг представители шести российских академий на совместной научной сессии пытались разрешить один из злободневных вопросов современности. Тема для обсуждения была избрана глобальная: "Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства". Большая наука впервые предприняла попытку такого масштабного обсуждения состояние здоровья, физического и духовного развития подрастающего поколения нашей страны. Исходя из того, что эта проблема является одной из важнейших, российские академики настаивают на срочном вмешательстве в решение целого ряда вопросов и предупреждают, что "на часах без пяти двенадцать, стрелки двигаются и если сейчас мы не примем мер, то проиграем будущее".

Организаторами научной сессии явились Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН), Российская академия образования (РАО), Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), Российская академия художеств (РАХ).

В прозвучавших на сессии шести российских академий наук докладах, была обрисована грустная, но объективная картина. Как подчеркнул на состоявшейся между пленарными заседаниями пресс-конференции президент Российской академии медицинских наук академик Михаил Давыдов, "сегодня в области здравоохранения сложилась такая ситуация, что мы теряем интеллектуальные силы. Страдает все государство, его национальная безопасность. По общеизвестному выражению дети - цветы жизни, но, очевидно наше общество с младенчества мало заботится о них и в результате мы пришли к тому, что средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет всего 58 лет".

Если обратиться к статистике заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации, то цифры, прозвучавшие в докладах его коллег - весьма тревожны. Как неоднократно подчеркивалось и в ходе научный сессии и на пресс-конференции, среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. Научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся младших классов. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний у детей. Эти заболевания переходят потом в хроническую патологию. Ученые отмечают, что в структуре хронических болезней современных подростков за период с 1995 по 2005 годы первое место стали занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. У девочек-старшеклассниц на ведущее место выходят хронические болезни женских тазовых органов, что раньше не отмечалось никогда. По данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%.

Российские ученые, проводя анализ функциональных нарушений среди нынешних подростков и их сверстников 90-х годов, отмечают весьма существенные изменения в здоровье, которые произошли за 10 лет. За последнее десятилетие распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников возросла в три раза и выявляется у каждого второго подростка.

Сиюминутного решения требует, по мнению академиков, проблема сверхсмертности. Они отмечают, что "медико-демографические процессы в России в последние годы приобрели характер и масштабы, угрожающие национальной безопасности. Общая смертность в 2005 году составила 16.1%, что в два раза превышает показатели Европы и США и в 1,5 раза - средние по миру. Количество умерших в целом по стране превышает количество родившихся в 1.7 раза, а в 27 регионах - в 2.3 раза".

Говоря о необходимости изменения демографической обстановки, президент Российской академии медицинский наук академик Михаил Давыдов обратил внимание, что "от реализуемых сегодня национальных проектов и специальных программ по повышению рождаемости эффект может быть только через 15-20 лет. Сегодняшнее состояние детей находится в таком состоянии, что на выполнение ими репродуктивных функций рассчитывать не приходится". По данным академика среди девочек от года до 14 лет только 6% здоровы, а у остальных имеется та или иная патология. От также обратил внимание, что "в нашем обществе 10 миллионов женщин являются матерями-одиночками и вряд ли кто-то из них решится заводить второго ребенка, а что касается первого ребенка, то половина из них возможно будет маргиналами".

Российские академики обратили внимание на совершенно вопиющий факт, который проистекает от несогласованности в действиях различных министерств, ведомств и научно-исследовательских институтов системы РАН. По их мнению, "разработанные к настоящему времени отечественные компьютерные средства обучения - электронные учебники абсолютно не учитывают особенности зрительного восприятия детей и подростков, они способствуют развитию зрительного и общего утомления школьников, причем зрительное утомление, развивающееся при чтении с экрана дисплея, гораздо выше по сравнению с чтением с листа. Подобного рода утомляемость повышена на 65-100% у детей младшего школьного возраста, и на 30% - у школьников средних и старших классов. Такие данные дают основания специалистам рассматривать электронные учебники в качестве не иначе как агрессивной среды".

На повестке дня научной сессии стоял и такой вопрос как здоровое питание. Как подчеркнул президент Российской академии сельскохозяйственных наук академик Геннадий Романенко, "детей надо кормить, несмотря на любые реформы". Он обратил внимание на то, что "в последнее время у нынешних школьников произошло заметное снижение силовых возможностей почти в два раза. Причем исследователи отмечают как увеличение процента детей, имеющих дефицит массы тела, так и детей с избыточным весом, особенно у десятилетних школьников. Такая тенденция, возникшая в условиях мегаполиса, во многом связана с изменением структуры питания современных школьников, у которых большой популярностью стали пользоваться гамбургеры и хот-доги". Академий подчеркнул, что "неправильное питание является причиной многих заболеваний. Если оно неудовлетворительно в раннем возрасте, то может привести к росту алиментарно-зависимых заболеваний. Например, количество детей, страдающих рахитом, выросло в 1,5 раза; гипотрофией - в 4 раза; паратрофией - в 5 раз, пищевой непереносимостью - на 40% , и так далее".

Президент Российской академии архитектуры и строительных наук академик Алексей Кудрявцев уверен, что проблему со здоровьем подрастающего поколения невозможно решить "без создания целостной пространственной системы жизни детей, включая роддома, детские сады, школы и особенно детские дома, приюты и даже места заключения несовершеннолетних преступников". При этом он обращает внимание на то, что в ряде "продвинутых школ в благополучных регионах имеются бассейны и зимние сады, а во многих сельских школах не работает канализация". Исходя из того, что "любой человек всю свою жизнь проводит в тех или иных стенах", академий Кудрявцев настаивает на необходимости взаимодействия министерств и научно-исследовательских институтов при реализации нацпроектов в области жилья и здравоохранения и даже предлагает "создать координационный совет научного сопровождения всех национальных проектов".

Позицию коллеги полностью поддерживает президент Российской академии образования академий Николай Никандров, который считает "совершенно необходимым действовать всем вместе, чтобы выявить и уменьшить систему рисков, так как без научного сопровождения чиновники никогда не смогут решить ни одну проблему". В качестве реального шага академик Михаил Давыдов предложил "в срочном порядке создать эффективную структуру вместо того урода, который сейчас существует под названием Министерство здравоохранения и социального развития и пытается заниматься всем подряд от аптек до пенсионного фонда. В результате за 2 года у нас не сделано ничего, продвинувшего нас по показателями улучшения здравоохранения и понижения сверхсмертности, а в фармацевтике мы отстали на десятилетия".

Подводя итоги, академики шести академий все, как один подчеркнули, что "в сфере образования и здравоохранения за долгие годы накопилось множество проблем. Задачи, поставленные национальными проектами "Здравоохранение" и "Образование", требуют скоординированной и системной работы научных коллективов, образовательных, лечебных и оздоровительных учреждений, органов государственной власти, общественных организаций. Национальные проекты, безусловно, свидетельствуют о внимании государства к социальной сфере, но всем понятно, что эффект от таких мер проявится лишь в среднесрочной и отдаленной перспективе. Увы, но нашему отечественному здравоохранению и образованию показаны все-таки более радикальные темпы оздоровления и меры оперативного вмешательства".



©РАН 2024