http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3b795dc8-288f-4541-bd99-3495ebc22855&print=1
© 2024 Российская академия наук

Президент РАН Геннадий Красников: Еще два академика в ряду Героев труда - это знак в пользу науки

02.05.2023

Источник: РГ, 02.05.2023, Александр Емельяненков




 2  (jpg, 164 Kб)

Учительница, бригадир на урановом руднике, руководитель льняной компании и два академика - конструктор авиадвигателей и разработчик ракетных топлив - удостоены в этом году звания "Герой труда Российской Федерации". Когда подписанный главой государства Указ был официально опубликован, на звонок "Российской газеты" отозвался президент Российской академии наук Геннадий Красников.

Геннадий Красников: Поздравляю всех награжденных, но особенно рад, конечно, за коллег по Академии - Александра Александровича Иноземцева и Юрия Михайловича Милехина. Знаю и того, и другого. А с академиком Милехиным мы еще и земляки, оба родились в Тамбове.

А мы в "РГ", пользуясь случаем, поздравляем вас с только что прошедшим личным юбилеем. Это повод и на сделанное оглянуться, и оценить, что может произойти завтра…

Геннадий Красников: Второе гораздо важнее. И в этом смысле академики Иноземцев и Милехин подают своей работой достойнейший пример. Считаю их награждение делом очень своевременным. В случае с Александром Иноземцевым можно говорить о его ключевой, интегрирующей роли во всей кооперации по созданию двигателя ПД-14. Вера в соратников, в то, что они сделают свою часть работы, многое значит. Если бы академик Евгений Каблов и возглавляемый им ВИАМ не решили задачу по жаропрочным лопаткам, такого эффективного двигателя не удалось бы создать. Очень важно, когда все, каждый на своем месте, работают на конечный результат.

За плечами у академика Иноземцева колоссальный опыт. В определенный момент он стал генеральным конструктором, потом - гендиректором. А соединив эти две позиции, не потерял, а сумел сохранить российскую школу двигателистов, всеми силами ее развивал и развивает. Такой подход, когда в одном лице и генеральный конструктор, и генеральный директор, считаю очень правильным. И результативным. В противном случае очень сложно организовать работу по большим проектам - чересчур много зависит от личных взаимоотношений двух человек. Они по-разному могут складываться, и плодотворный тандем возникает далеко не всегда. А когда ключевые функции сведены вместе, в одном лице, организационные и другие вопросы решаются более естественно.

Высший пилотаж для генерального конструктора - выбрать правильных помощников, настоящих соратников, которые вместе двигают общее дело

Пример Юрия Милехина, который возглавляет подмосковный "Союз" с 1996 года, это правило подтверждает?

Геннадий Красников: Конечно. А прежде, мы помним, там был руководителем Зиновий Петрович Пак...

Раньше про то, чем занимаются на этом предприятии в Дзержинском, знали только специалисты. А сейчас отрыто говорят, какие разработки ведут в федеральном центре двойных технологий "Союз" и для каких целей…

Геннадий Красников: Думаю, настало такое время, чтобы в народе знали своих героев. Мы с готовностью реагируем на появление новых гаджетов, на какие-то современные марки телевизоров, а про то, что рядом с нами делают совершенно уникальные вещи, находят решения мирового уровня, даже не подозреваем. Считаю, что это неправильно. Надо приподнимать, где возможно, занавес и рассказывать людям про героев, которые рядом.

Когда отрабатывали "Булаву" для подводных лодок, на слуху было имя академика Юрия Соломонова из Московского института теплотехники. А пришла очередь сухопутного "Сармата", заговорили про Владимира Дегтяря из ГРЦ Макеева. А ведь ни того, ни другого без разработок "Союза" и участия Юрия Милехина просто и быть не могло…

Геннадий Красников: Любое изделие подобного класса - будь то "Сармат", "Булава" или та же серия стратегических АПЛ "Борей", для которых "Булаву" создавали, - это всегда большая и особым образом выстроенная кооперация. В ней решаются свои задачи по многим направлениям - в том числе по материалам, по системам управления, по электронике и компонентной базе для нее. Это и топливо, и математические модели процессов. А венец всему - когда такая кооперация умело выстраивается под генерального конструктора и живет, работает в едином ритме. Высший пилотаж тут - выбрать правильных помощников, настоящих соратников, которые вместе с тобой делают общее дело. Поверить в них, довериться - и тогда будет результат. Этим даром, я считаю, обладают и Юрий Милехин, и Александр Иноземцев. А сам тот факт, что двум академикам присвоено звание Героя Труда работает на авторитет РАН.

Хороший знак перед Общим собранием Академии наук…

Геннадий Красников: Да, согласен. Мы соберемся вместе 23-24 мая. И, конечно, поздравим коллег. Вдвойне хорошо, когда такие награды приходят вовремя. 

3 (jpg, 65 Kб)

Указом президента РФ присвоено звание Героя Труда

Иноземцев Александр Александрович (1951) - генеральный конструктор и управляющий директор "ОДК-Авиадвигатель" (входит в госкорпорацию "Ростех"), выпускник Пермского политехнического института (1973), доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии (2000) и премии правительства РФ в области науки и техники (2013). В октябре 2016 года избран членом-корреспондентом РАН по Отделению энергетики, механики, машиностроения и процессов управления, с 2022-го - академик.

4 (jpg, 187 Kб)

Александр Иноземцев возглавил работы по созданию российского авиадвигателя ПД-

С 2010 года коллективом пермского конструкторского бюро "ОДК-Авиадвигатель" под руководством Александра Иноземцева проведены научно-технические работы в широкой кооперации с ведущими предприятиями авиационной отрасли, в результате чего создан турбореактивный двигатель ПД-14 пятого поколения для российского ближне- и среднемагистрального самолета МС-21, а также унифицированный газогенератор - для семейства авиационных двигателей тягой от 9 до 18 тонн и промышленных газотурбинных установок. По уровню новизны конструкторских решений и промышленных технологий авиационный двигатель ПД-14 и унифицированный газогенератор не имеют отечественных аналогов.

В те же годы разработаны и освоены в серийном производстве 8 типов газотурбинных энергоагрегатов, предназначенных для производства электрической и тепловой энергии. К этому дню 560 энергетических газотурбинных установок суммарной мощностью 4,44 МВт отработали в совокупности более 20 миллионов часов на объектах "Газпрома", "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза" и других компаний.

На опытном производстве "ОДК-Авиадвигатель" под руководством Иноземцева осваивают роботизацию нестандартных технологических процессов, в том числе роботизированное изготовление образцов для исследования конструктивных свойств материала, изготовление литейных керамических форм, механическое изготовление пресс-форм и компрессорных лопаток. Показатель загрузки роботизированного производства достигает 90 процентов.

Милехин Юрий Михайлович (1947) - генеральный директор Федерального центра двойных технологий "Союз", выпускник Томского государственного университета (диплом с отличием, 1970), доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1985), Государственной премии (1999) и премии правительства РФ в области науки и техники (2004). Избран членом-корреспондентом РАН по Отделению химии и наук о материалах в 2008 году, с 2016-го - академик.

5 (jpg, 118 Kб)

Юрий Милехин организовал разработку высокоэнергетических ракетных топлив и зарядов.

Под руководством Юрия Милехина в ФЦДТ "Союз" разработано более 20 высокоэффективных рецептур и более 20 технологических процессов изготовления высокоэнергетических ракетных топлив, зарядов, корпусов и пороховых аккумуляторов давления к системам ракетно-артиллерийского вооружения, ведутся работы по шести инновационным направлениям создания гражданской продукции. Милехин осуществлял руководство, принимал участие в проектировании и организации серийного производства твердотопливных зарядов для двигательных установок ракетных комплексов "Тополь-М", "Ярс", "Булава", а также в создании энергетического средства пуска (ЭСП) для тяжелой баллистической ракеты "Сармат" шахтного базирования, которое впервые в отечественной и мировой практике обеспечивает минометный старт изделия весом более 200 тонн.

Ведутся работы по шести инновационным направлениям создания гражданской продукции, включая высокоэффективные средства пожаротушения и взрывопредупреждения. Для ракет-носителей и космических аппаратов "Союз", "Протон", "Ангара" осуществляется изготовление и поставка зарядов двигательных установок различного назначения, в том числе для системы аварийного спасения космонавтов и двигателей мягкой посадки спускаемых аппаратов.

Результаты научной и организаторской деятельности академика Юрия Милехина - яркий пример инновационного развития научно-промышленного потенциала отрасли, когда фундаментальные и прикладные исследования ведутся в комплексе с инженерными разработками, и все это тесно увязано с промышленным освоением.