СВОБОДА УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ
26.02.2019
Источник: Троицкий вар, 26.02.19
Дмитрий Дубровский
Академическая
свобода — это свобода учить и учиться, то есть свобода преподавателей читать
свои курсы так, как они хотят, и свобода студентов выбирать темы исследований,
и всё это без идеологических и цензурных соображений. Понятно, что изначально
вопрос академических прав и свобод был связан именно с пониманием свободы слова
в ее применении к науке: не случайно Джон Мильтон в своей «Ареопагитике»
(1644), протестуя против цензуры, говорил об академической свободе как залоге
успешности науки и образования.
Как
и в ситуации с большинством других прав человека, академические права и свободы
стали осознаваться как ценность именно в ситуации их грубого ограничения: в
Советском Союзе их практически не было, а в США еще не так давно можно было
лишиться работы за коммунистические взгляды. Но уже в конце 1960-х годов возникло
понимание того, что университет должен быть защищен от любой цензуры и свобода
слова в нем должна быть еще шире, чем в обществе в целом. Верховный суд США в
одном из дел постановил, что «академическая свобода — это особая часть Первой
поправки (гарантирующей в США свободу слова. — Д. Д.), которая «не потерпит и
тени ортодоксальности в аудитории».
Неудивительно,
что идея не только защищать академические права и свободы, но и понимать такую
задачу глобально возникла именно в США, где появился ряд организаций и фондов,
оказывающих помощь ученым, оказавшимся в беде. Еще во время Второй мировой
войны в США был создан специальный фонд, при помощи которого, помимо прочего,
был перевезен в США Эйнштейн и другие ученые, спасавшиеся от ужасов войны и
Холокоста.
Сейчас
фонды вроде Scholars Rescuе Fund оказывают помощь ученым, которые пострадали в
результате военных действий или геноцида, а институты, главный из которых
Scholars at Risk в Нью-Йоркском университете, не только помогают исследователям
и преподавателям, попавшим в сложное положение из-за преследований, угроз
государства или цензуры, но и ведут мониторинг академической свободы в мире.
Основная
задача мониторинга — отслеживать случаи нападений на ученых, неправовое преследование
и тюремное заключение за научные исследования и публикации, ограничения в передвижении,
в частности, запреты на выезд из страны и въезд в другие страны с
исследовательскими или образовательными целями, увольнение или исключение из
университета по политическим мотивам.
На
основании этих материалов организация выпускает доклады Free to think («Свобода
думать»), последний из которых вышел в конце 2018 года. Этот доклад затрагивает
ситуацию с академическими правами в России, особо обращая внимание на кризис
Европейского университета в Санкт-Петербурге, отзыв аккредитации у Шанинки
(МВШСЭН) и проблемы Левада-Центра, связанные с его признанием «иностранным
агентом». Роберт Квинн, один из основателей и исполнительный директор Scholars
at Risk, комментируя состояние академических прав и свобод в мире, заключает:
«Ученые и преподаватели находятся на передней линии борьбы за свободу мысли, на
которую покушаются прежде всего именно представители государства».
Наконец,
долгое время ведется работа над Декларацией академических прав и свобод,
которая должна стать универсальным документом, в котором были бы отражены общие
для всех принципы защиты свободы учить и учиться. В настоящее же время единственным
документом, в котором отражены академические свободы в международном праве,
является определение ЮНЕСКО 1997 года, которое подразумевает свободу обучения и
дискуссий, проведения исследований и распространения их результатов, свободу
выражения своего мнения относительно системы институций, где ты работаешь,
свободу от институциональной цензуры и свободу участия в профессиональных или
представительных академических органах.
В
Европе основным гарантом свободы слова в университетах всегда было не
государство, а университетская корпорация, и потому основой Болонского процесса
— процесса объединения и унификации европейской науки и образования — стала
Magna Carta Universitatum — документ, подписанный в 1986 году, который и лежит
в основе Болонского процесса. Именно этот документ содержит те основные
принципы и правила университетской свободы и автономии, которая должна
гарантировать свободное и неподцензурное развитие европейской науки и образования.
Поскольку
большинство университетов Европы, включая девятнадцать российских, подписали
эту декларацию, то логичным стало появление организации, которая пытается отслеживать,
в какой мере все те институции, которые подписали Magna Carta, ей следуют. Эта
организация называется «Обсерватория» и ведет ряд проектов, например проект
«Живые ценности», в котором от России участвовал Университет дружбы народов.
В
России академические права пока не стали основанием для создания особой
организации, хотя профсоюз «Университетская солидарность» уделяет большое
внимание продвижению ценностей академических прав и свобод. В современной
российской ситуации это совсем нелегко: Россия одновременно переживает
консервативный поворот, который сильно влияет на уровень университетской
свободы, и неолиберальные реформы, которые фактически уничтожают университетскую
автономию. В этой ситуации забота об академических правах и свободах становится
как нельзя более актуальной.
Дмитрий
Дубровский, доцент НИУ ВШЭ (Москва), науч. сотр. ЦНСИ (Санкт-Петербург)