Два шанса России
26.01.2009
Источник: Грани.ру,
Леонид Радзиховский
Я не видел и не вижу разумных доводов, подкрепляющих тезис «такого кризиса еще свет не видывал!» (кстати, тут же не переводя дыхании, следует «ну, кризис, в основном кончится через полгода, потом восстановление ... еще с годик»).
Но вот недавно читая материалы общего собрания Российской Академии наук: из доклада член-корреспондента РАН, генерал-майора Кузык (подчеркиваю титулы, чтоб было ясно — перед нами не безответственный болтун, а эксперт высшей квалификации). Кстати, никто из членов РАН его данные не оспаривал.
Доли разных стран в производстве высокотехнологической продукции в 2007 году. США — 36%, ЕС — 18%, Китай — 17%, Япония — 16%. Теперь Россия — 0,2 — 0,3 %! В 100-150 раз меньше чем США, в 50-70 раз меньше Китая!
Да, можно часто повторять про «сырьевую державу» (она же «сырьевой придаток»), но это, простите ... Ну, я ЦЕНЗУРНЫХ слов не нахожу.
Но и это — цветочки. А вот ягодки. Цитата: «средний возраст работающих на российских промышленных предприятиях (по контексту имеется в виду за вычетом ТЭК — Л.Р.) составляет более 50 лет. Износ основных фондов ... от 50 до 74%».
Это называется — «кризис»? Простите, по-моему, это называется совсем другим словом!
Идем дальше. Проблема мировой экономики — как считают эксперты — вовсе не в «финансовом кризисе». Кстати «проблема» не означает чего-то «плохого». «Проблема» — это просто обозначение ПЕРЕМЕН, которые, понятно, всегда сопровождаются трудностями.
Так вот, проблема в том, что идет не финансовый кризис, который скоро, так или иначе, кончится, а в том, что происходит переход к т.н. «шестому технологическому укладу». Не буду описывать его содержательные характеристики, но понятно, что речь идет о таких же переменах технологии, как при переходе к эпохе Интернета и персональных компьютеров. Так вот — примерные границы этого перехода обозначаются как 2010-2060 год. Мотором перехода являются США, Япония, ЕС, Ю-Вост. Азия. А мы? А мы в основном находимся в состоянии 3-4 технологических этапов и на начальных стадиях пятого этапа (1980-2010 год).
Как же мы — при таких исходных позициях — сможем не «пережить кризис» (переживем, куда денемся — кривая цен на сырье нас через год-другой поднимет), а сможем вписаться в этот «мир шестого уклада»? А когда в нем упадет потребность в углеводородах?
После журналистских страшилок положен оптимистический вывод: «дайте N. миллиардов чиновнику/бизнесмену М. — и все станет очень хорошо!». Не у М., а, само собой, у России ...
Так вот. У меня таких оптимистических вывод нет — я не пишу СТРАШИЛКУ. Стараюсь писать «правдилку».
Но у нас все-таки есть два шанса. Первый: наконец осознать, в какую яму мы попали, как далеко зашел «обвал России» (Солженицын). Испугаться, обозлиться — и ВСЕРЬЕЗ взяться за дело. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
И второй: надеяться на русского Бога. Еще Тютчев говорил, что «должность русского Бога — не синекура». Ну, вот пусть «опять поможет», а мы посмотрим.
Вот такие два шанса я вижу.