http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3c9ed0cb-53d5-421d-b766-8fabb6cb3a3e&print=1© 2024 Российская академия наук
Представители Роснауки встретились с победителями конкурса на соискание грантов Президента Российской Федерации для молодых учёных
Организаторы конкурса узнали о том, что заявители думают о формальной стороне заявок, в какой стране учёные хотят работать, и какова роль грантов Президента в структуре их научных исследований.
В редакции газеты «Известия» состоялся круглый стол, посвященный результатам конкурса на соискание грантов Президента Российской Федерации. В мероприятии приняли участие организаторы конкурса — представители Федерального агентства по науке и инновациям, молодые кандидаты наук – победители конкурса 2009 года и журналисты.
Заместитель руководителя Роснауки и заместитель председателя Совета по грантам Президента РФ Александр Клименко рассказал об особенностях конкурса в этом году.
— В 2009 году размер гранта увеличен в 4 раза как для кандидатов, так и для докторов наук и составил 600 тысяч и 1 миллион рублей, соответственно. При этом общее число грантов снизилось: лучше меньше да лучше, — объяснил г-н Клименко. — Важным изменением условий конкурса стало то, что теперь молодой учёный должен работать по гранту со своей мини-группой, состоящей из студентов и аспирантов.
Г-н Клименко отметил, что от года к году растёт не только число заявок, но и качество работ, и членам конкурсной комиссии часто просто трудно отобрать достойные заявки – они вынуждены откладывать в сторону весьма сильные работы. Кроме того, отмечается снижение среднего возраста претендентов: по сравнению с 2005 годом заявки, как от кандидатов так и от докторов наук стали «моложе» на 4-5 лет. По мнению Александра Клименко, средний возраст учёных снижается из-за того, что все больше людей, защитивших диссертации, остаётся в науке. Кроме того, своё влияние оказал и кризис: меньше возможностей уйти из науки, люди остаются, а дальше процесс серьёзной исследовательской деятельности затягивает.
Одним из ключевых вопросов круглого стола — возможные бюрократические трудности при составлении заявки. Александр Клименко, а затем председатель конкурсной комиссии Валерий Качак отметили, что не стоит сравнивать конкурс заявок на гранты Президента и «лоты». По словам зампреда Совета по грантам, конкурсы ФЦП организуются в рамках «печально известного ФЗ-94», который закрепляет необходимость в большом количестве бумаг. У грантов Президента другая законодательная база и процедура, соответственно, проще. Валерий Качак добавил, что для удобства претендентов разработана электронная интерактивная форма заявки, которая облегчает её заполнение. В частности, система не позволит завершить процесс, если обнаружит ошибки, и подскажет что необходимо исправить.
Далее слово дали молодым учёным, чтобы сами участники конкурса могли высказаться по поводу формальной стороны дела. В круглом столе участвовали 4 молодых кандидата наук, двое из институтов Российской академии наук и двое из высших учебных заведений.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что трудностей с составлением заявки, которая оказалась прозрачна для восприятия, не было. Артём Рыженков заявил, что основным показателем простоты заявки можно считать то, что большинство претендентов с ней справились. Михаил Каленков уточнил, что основных документов, помимо заявки, было всего два: выписка из заседания Учёного совета института и справка о финансовом состоянии последнего.
Молодые учёные предложили обсудить вопрос с накладными расходами института, которые в заявке никаким образом не были ограничены, что вызвало неудобства при составлении сметы.
В 2009 году размер гранта увеличен в 4 раза как для кандидатов, так и для докторов наук и составил 600 тысяч и 1 миллион рублей, соответственно Проблема с накладными расходами в том, что в них неявно может быть заложена заработная плата сотрудников института, из-за чего лимит по заработной плате ранее неоднократно нарушался, сообщил Валерий Качак. Счётная палата указала на это, как на нарушение, в итоге статья «накладные расходы» теперь вообще исключена из документации. Но определённые отчисления для института остались, в том числе на бухгалтерское сопровождение проекта, коммунальные расходы, резюмировал г-н Качак.
От формальной стороны дела к реальной. Молодые учёные высказывались по поводу того, планируют ли они работать в России и чем научная работа здесь отличается от проведения исследований на Западе. Любопытен общий лейтмотив: за рубежом работать, несомненно, удобнее, но переезжать никто из присутствовавших не собирается. Многие работали какое-то время за границей, но не остались и дальнейшую научную карьеру связывают с Россией.
Справка STRF.ru:
В круглом столе приняли участие молодые кандидаты наук, победители конкурса на соискание грантов Президента РФ 2009 года:
Бокова Софья Николаевна, Институт общей физики им. А.М. Прохорова РАН, грант «Создание полимерных волокон, упрочненных одностенными углеродными нанотрубками»;
Гайнуллин Иван Камилевич, Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, грант «Диагностика твердых тел, тонких плёнок и наносистем с помощью ионных пучков»;
Каленков Михаил Сергеевич, Физический институт им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН), грант «Исследование особенностей переноса заряда и спина в нормальных и сверхпроводящих наноразмерных системах»;
Рыженков Артём Вячеславович, Московский энергетический институт, грант «Исследование процессов наноуровневой модификации функциональных поверхностей оборудования трубопроводных сетей систем теплоснабжения».
Софья Бокова: «Очень важно, что государство оказывает поддержку молодым учёным в виде грантов, но в России я собираюсь остаться по другим причинам — можно назвать это патриотизмом».
Михаил Каленков: «Я примерно год проработал в Германии. Там больше преимуществ. Взять хотя бы транспорт — там я сел на трамвай и через 20 минут в университете. А здесь я сел и стою (в пробке – прим. ред)». По словам Каленкова, он с удовольствием там работал, но это можно делать и в России, тем более что ФИАН — одно из лучших мест, где можно заниматься теоретической физикой.
Артём Рыженков: «В зарубежных научных центрах работать бывает проще и быстрее. Вот пример. В Берлинском университете на каждую кафедру или лабораторию приходится мастерская, где можно изготовить деталь почти любой степени сложности, что совершенно необходимо для дальнейшего практического применения разработок. У нас это соотношение минимум 10 к 1. Кроме того, сама система таких мастерских серьезно надломлена в 90-е годы. Специалистов-механиков с золотыми руками, которые там нужны, почти не осталось. Но считаю, что есть положительные сдвиги в этом направлении».
За рубежом работать в науке удобней, но переезжать никто не собирается Корреспондент STRF.ru спросил учёных о том, хватит ли им срока гранта, чтобы закончить исследование, которое они запланировали. Оказалось, что молодые кандидаты наук по-другому понимают роль гранта в структуре своей научной работы.
— Не рассматриваю научное исследование под грант, как нечто имеющее начало и конец,- сказал Иван Гайнуллин. — Работа, которую я буду делать в течение двух лет, логично вытекает из того, чем я занимался до этого, и перетечёт в то, что будет после.
По словам Гайнуллина, его научная деятельность не началась с гранта, и на нем не закончится.
Научная работа с гранта не начинается и с ним не заканчивается С сотрудником Физического факультета МГУ согласен и Артём Рыженков: «Задача гранта подразумевается как реализация части более глобального проекта. На это времени вполне достаточно. Кроме того, когда я подаю заявку, моей целью вообще может стать просто пощупать какую-то созревшую идею — получится или нет, чего без гранта было бы сложнее».
Михаил Каленков, хоть и чистый теоретик, оказался практичнее своих коллег.
— Мне грант необходим, чтобы съездить на научную конференцию, — сказал он.
То, что гранты Президента РФ — не вещь в себе, а исследования, проводимые учёными с их помощью, не заканчиваются итоговым отчётом, подтвердил Александр Клименко.
— Многие выигрывают гранты Президента не по одному разу. Учёный может получить грант как кандидат наук, а позднее — как доктор. У нас 13 таких случаев. Кроме этого, в начале 2009 года награждали лауреатов премии Правительства РФ для молодых учёных. Три из четырёх призеров в своё время получали гранты Президента, — сказал заместитель руководителя Роснауки.