http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3da1a614-ade6-4048-840f-dab51e727391&print=1© 2024 Российская академия наук
Парламентский дневник
Чем ближе окончание весенней сессии, тем больше вопросов выносится на рассмотрение нижней палаты парламента. Конец прошлой недели оказался для депутатов особенно насыщенным: они заседали два дня подряд (в четверг и пятницу), причем в четверг был еще и "правительственный час", на котором от фракции КПРФ выступил первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников. Практически на ходу рассматривались десятки законопроектов.
ХАРАКТЕРНО, что в суете и спешке власть пытается протолкнуть решения, касающиеся многих миллиардов рублей. Так, даже несмотря на отрицательное заключение двух профильных думских комитетов, "единороссы" 14 июня приняли в первом чтении закон о бюджете федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года. Отрицательную позицию фракции КПРФ по данному документу выразил Сергей Штогрин.
Очень темная история на сотни миллиардов рублей затевается властью при создании так называемой Российской корпорации нанотехнологий, закон о которой в первом чтении был продавлен 14 июня "единороссами". Заместитель руководителя фракции КПРФ Сергей Решульский высказал большие сомнения по поводу всего этого начинания, в котором речь идет о 130 миллиардах(!) бюджетных рублей, причем порядок финансирования определяется правительством. Из этих 130 миллиардов десять процентов, то есть 13 миллиардов, могут быть использованы на административно-управленческие расходы.
- Я первый раз в жизни, - отметил С. Решульский, - сталкиваюсь с таким финансово-экономическим обоснованием, которое тянет на 130 миллиардов, но обходится одной фразой, что принятие данного законопроекта не повлечет возникновения необоснованных финансовых обязательств Российской Федерации. За десятилетия современной российской законотворческой деятельности такого еще не было.
Власть легко направляет на сомнительные цели огромные суммы, но при этом отказывает миллионам своих граждан в самом необходимом. Так, при рассмотрении повестки дня 15 июня член фракции КПРФ Алевтина Апарина заявила, что 20 миллионов российских пенсионеров обречены на вымирание, поскольку получают пенсию ниже прожиточного минимума. Кроме того, прожиточный минимум для пенсионеров искусственно занижен. А. Апарина предложила запросить экспертизу от Академии медицинских наук, насколько прожиточный минимум, определенный властью для пенсионеров, соответствует физиологическим нормам: нет ли здесь умышленного подхода с целью создать ситуацию, чтобы пенсионеры поскорее покинули этот мир? А. Апарина предложила запросить правительство о том, не намерено ли оно изменить эти нормы в сторону увеличения.
Депутат-коммунист Борис Кибирев предложил запросить в правительстве информацию о целесообразности и возможных последствиях для курортного региона Кавказских Минеральных Вод приватизации ОАО "Кавминкурортресурс", в ходе которой в руки частников передается система снабжения курорта минеральной водой и лечебными грязями.
На заседании 15 июня продолжалась тенденция предыдущего дня: принимались законы, способные открыть ворота нечистым на руку чиновникам-коррупционерам. Самый яркий из них касался создания Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Имущество фонда будет сформировано за счет взноса РФ в размере 240 млрд. рублей, а также за счет других законных поступлений, сказано в пояснительной записке. Органами управления фонда будут являться наблюдательный совет фонда, правление фонда и его генеральный директор. 95 млрд. рублей предусмотрено направить на переселение граждан из аварийного жилья и 145 млрд. - на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Действие фонда предусмотрено до 1 января 2012 года. Он будет работать в организационно-правовой форме государственной корпорации. В 2007 году на переселение граждан из аварийного жилья и проведение капитального ремонта будет выделено 10 миллиардов рублей. При этом обязательным условием станет привлечение средств из региональных и муниципальных бюджетов, а также самих граждан.
Депутаты-коммунисты Сергей Решульский и Николай Сапожников выразили опасение, что фонд может стать очередной коррупционной кормушкой для чиновничества, а регионы, особенно нуждающиеся в финансовой помощи, так ее и не дождутся. Позицию фракции КПРФ по данному вопросу выразил Владимир Кашин.
***
Выступление первого заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Ивана МЕЛЬНИКОВА в рамках "правительственного часа" по теме "О мерах, принимаемых правительством РФ и Российской академией наук, по модернизации научной отрасли и развитию новых технологий" 14 июня.
ВОПРОС, КОТОРЫЙ сегодня рассматривается, касается не просто ситуации в научной отрасли. Важность темы - исключительная, и сегодня этот вопрос политический. Политический, так как есть две стороны, каждая из которых, как показывает жизнь, совершенно по-разному понимает задачи и цели науки.
Представители нынешней власти понимают научную сферу как нечто, что не нуждается в особой поддержке государства. Как нечто устаревшее, требующее жесткого управления сверху ради одной-единственной цели - прикладного назначения. Нет коммерческой отдачи, нет прибыли - нет и науки. Вот их подход. Мы это утверждаем, потому что перед нами факты. Факт первый: власть игнорирует научное сообщество. Объявляет голодовку академик Владимир Страхов - никто не слышит. Нобелевский лауреат Жорес Алферов предлагает вернуть льготы Академии наук по уплате налога на имущество и земельного налога - "Единая Россия" против. Пишет обращение к президенту Московская организация профсоюза РАН, выступая с конкретными предложениями по улучшению ситуации, - тишина! Наконец, КПРФ предлагает провести специальное совещание "О мерах по сохранению и развитию научного потенциала России", а из администрации президента - только отписки.
Факт второй: власть не выполняет стратегические решения в области научно-технической поддержки. Принятые в 2002 и 2006 годах документы не стали основой для реальных дел. В Стратегии развития науки и инноваций до 2015 года обозначено, что 64 млрд. рублей на фундаментальные исследования - минимально допустимая сумма. Теперь в планах власти видим - 58 млрд. В проект трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы заложено в два раза меньше средств на гражданскую науку, чем пять лет назад было признано президентом России минимально необходимым для перехода страны к инновационному пути развития. Декларированное повышение зарплаты в РАН коснулось только научных работников, а это не более половины работающих в академии. Оклады инженерно-технических и вспомогательных работников не достигают прожиточного минимума, вынуждая их искать подработку или покидать науку. Второй этап подъема зарплаты так и не стартовал, зато второй этап сокращений рабочих мест, особо сильно ударяющий по наиболее эффективным институтам, уже идет полным ходом. Не решаются вопросы карьерного роста и обеспечения жильем ученых и аспирантов, что препятствует омоложению научных кадров. Идут попытки отстранить ученых от управления наукой, в результате системе управления грозит паралич. Представители коллективов научных организаций оценивают положение как критическое.
КПРФ убеждена: власть не желает реализовать иную стратегию - стратегию мощного финансирования науки как надежной основы экономической политики. Для старта в реализации этой стратегии нужны срочные меры.
Первое. Существенно поднять престиж и статус профессии ученого до уровня общемировой практики. Предусмотреть в Трудовом кодексе, что крупный ученый имеет гарантию занятости до 70 лет и пенсию не менее 70% от зарплаты. Законодательно закрепить, что молодые ученые принимаются на работу по долгосрочному контракту - не менее 5 лет.
Второе. Реально вовлечь науку в решение крупных проблем, стоящих перед нашим обществом, что способно дать экономию, вполне сопоставимую со всеми расходами на науку. Приведу пример. Когда разворачивалась пенсионная реформа, Геннадий Зюганов обратился в правительство с предложением привлечь ученых-математиков к расчетам реформы. Во всем мире в расчете пенсионных схем и страховых тарифов наука играет ведущую роль. Ответа мы не получили. В итоге - реформа провалилась. Большое счастье, что ученым удалось не дать олигархам провести нефтяную трубу у озера Байкал, что привело бы к катастрофе.
Третье. Создать в структуре правительства орган с широкими полномочиями по реализации истинно инновационного курса развития страны. Этот орган должен распоряжаться соответствующим бюджетом и отвечать за конечный результат внедрения и использования достижений науки. Настал момент отправить в отставку нынешнее руководство Минобрнауки, как действующее вопреки голосу научного сообщества и некомпетентное.