http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3de34f31-2edc-4c68-9e83-9689ebc41b84&print=1© 2024 Российская академия наук
Совет при президенте РФ по науке, технологиям и образованию сообщил, что приглашает научную общественность принять участие в обсуждении "Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".
Документ подготовлен в соответствии с поручением президента РФ. Время для обсуждения этого важнейшего для нашей науки документа выбрано, прямо скажем, не самое удачное. Все академии, их институты, подавляющее число ученых в отпусках до конца лета. Но именно 30 августа последний срок для подачи замечаний и предложений. Документ подготовлен временной межведомственной рабочей группой.
Несомненно, все научное сообщество проголосует обеими руками за декларированный в документе приоритет науки и технологий. Именно благодаря им реализуются все остальные приоритеты общества: его устойчивое развитие, качество жизни и здоровья людей, экономический рост, защита окружающей среды, национальная оборона и т.д. Правда, наверняка многие ученые обратят внимание, что главный научный центр страны - Российская академия наук - упоминается в документе всего один раз: "направления развития фундаментальных исследований в России определяются при координирующей роли РАН в порядке, определяемом правительством"
Стратегическая цель политики страны в области науки и технологий - выход к 2020 году на мировой уровень исследований и разработок в направлениях, которые являются национальными приоритетами. А далее следует интересное дополнение: "и освоение в реальном секторе экономики шестого технологического уклада". Сейчас мир стоит на пороге шестого цикла, где будут царить нано- и биотехнологии, генная инженерия, мультимедиа, сверхпроводники, экологически чистая энергетика, компьютерные технологии. По мнению многих специалистов, сегодня в России доля пятого уклада составляет всего 10 процентов, более 50 процентов технологий относятся к четвертому укладу, а почти треть застряло на третьем уровне. То есть "Основы..." нацеливают страну на колоссальный рывок сразу к шестому укладу. Есть ли для этого предпосылки?
По мнению авторов документа, их несколько. В частности, у нас есть научные школы мирового уровня, опыт реализации крупных наукоемких проектов, а также участия российских коллективов в международной научной кооперации. В то же время сами ученые говорят, что кризис 90-х годов нанес нашей науке сильнейший удар, и сегодня она серьезно "больна". И документ называет симптомы. Самый тревожный: у нашего бизнеса нет спроса на инновации, нет стимулов вкладывать в них деньги. Более того, вместо внедрения новых разработок значительные ресурсы расходуются на поддержание изношенных объектов и технологий, лишь бы предотвратить аварии. Вообще список "минусов" обширен. Так, у нас немало научных коллективов, которые давно не занимаются наукой, невысок престиж научной и инженерной работы, острейшей остается проблема молодых ученых
Как же преодолеть эти барьеры? Предлагается три инструмента. Первый - укрепление роли и эффективности государства в развитии науки и технологий, второй - активизация инновационных процессов, третий - интеграция российской науки и технологий в мировую инновационную систему. Что же берет на себя наше государство? Пакет обязательств объемный. Здесь "планомерное наращивание бюджетных расходов на исследования и разработки", передача вузам части функций отраслевой науки, усиление роли независимой экспертизы в определении национальных научно-технологических приоритетов и конкурсном отборе научных проектов, создание национальной системы оценки результативности и эффективности работы институтов и вузов, введение специальных таможенных и налоговых режимов для материалов и оборудования, предназначенного для исследований. Особо подчеркивается - "расширение участия вузов в научных исследованиях и содействие коммерциализации полученных ими результатов". Но почему-то про инновационную деятельность академических институтов не сказано ничего.
Как же Основы предполагают решить главную проблему инноваций, привлечь сюда бизнес? Ему обещаны различные мотивации, он будет привлечен к разработке нормативно-правовой базы принципов государственно-частного партнерства в области высоких технологий. На поддержку инновационных проектов будут выделяться средства Инвестиционного фонда России и других государственных финансовых институтов
Поставленные документом цели будут реализованы в два этапа. На первом (2011-2015 годы) ведущую роль берет на себя государство, принимая все меры для активизации инновационных процессов. Доля в ВВП затрат на исследования и разработки увеличится с нынешних 1,24 процента до 1,5. А вот второй этап (2016-2020 годы) наверняка многих ученых встревожит. По мнению авторов документа, бизнес должен кардинально изменить свое отношение к инновациям. Поэтому государство намерено постепенно сокращать прямое финансирование гражданской науки и технологий, передавая эту заботу бизнесу. За счет роста таких вложений доля в ВВП затрат на исследования и разработки должна возрасти до 3 процентов. Пока предпосылок для столь оптимистического сценария, прямо скажем, немного.
В итоге к 2020 году наукоемкие технологии должны превратиться в главную движущую силу устойчивого развития, надежную основу национальной безопасности, конкурентоспособности России.
Мнение
Наталья Иванова, первый заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений, член-корреспондент РАН:
- Вы спрашиваете, не странно ли, что в ключевом для нашей науки документе всего один раз упоминается Российская академия наук? Я участвовала в обсуждении документа на разных стадиях. Могу сказать, что в первом варианте академии вообще не было. Так что налицо прогресс. Тем более учитывая последние тенденции, когда ставка делается не на академические институты, а вузы. Конечно, роль РАН должна быть в этом документе более существенной, но в принципе главное сказано: РАН координирует фундаментальные исследования в России. Что же касается создания национальной инновационной системы, о которой в документе ничего не говорится... Это объясняется тем, что идея, на мой взгляд, уже овладела массами, например, появилась в программе "Единой России". Инновационная система в каком-то виде уже в России есть, но, конечно, ее надо совершенствовать. Кстати, в документе есть положение о расширении инфраструктуры инновационного предпринимательства, ОЭЗ, технопарков, венчурных фондов.