http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3de7522e-ad5d-4b50-b3ff-476f27a86e99&print=1© 2024 Российская академия наук
Именно такой вывод напрашивается после прослушивания выступлений математиков в Математическом институте им. В.А. Стеклова РАН на конференции, состоявшейся в честь 75-летия Института
Влиянию математики на общество организаторы юбилейных мероприятий посвятили специальный круглый стол «Математика и общество». Академик Виктор Васильев, комментируя реформу образования, в частности, попытки сокращения часов математики в школе, высказал мнение, что эта дисциплина «помогает отличить осмысленный текст от бессмысленного». Что касается будоражащего общество единого государственного экзамена, то по мнению академика, «идет турбулентный процесс». Он пояснил, что у ЕГЭ есть «приятные черты» и «неприятные». К приятным он отнес независимую проверку экзаменационных работ школьников: «Экзамен (в школе) должны принимать не те, кто учил. И вступительные экзамены в вуз должны принимать не только те люди, которые будут учить будущего студента». Что касается содержания экзаменационных заданий по математике и физике, то они, как считает Виктор Васильев, не должны содержать задач, в которых следует выбирать правильный ответ.
Иван Ященко, кандидат физ-мат. наук, один из авторов заданий по математике для ЕГЭ, назвал большой победой сохранение самого экзамена по математике в школе и отметил, что как показывает практика, сокращение часов по математике влечет за собой снижение общей успеваемости учеников. Анонимный опрос школьников показал, что введение ЕГЭ существенно повлияло на сам учебный процесс в школе: учащихся стали натаскивать на решение тестовых задач с выбранным ответом за заданное время, и уже резко упала способность учеников решать логические задачи. Также 25% школьников в этом году не учили геометрию, которая не вошла в ЕГЭ. Причем этот процесс затронул не только выпускные классы, но и чуть ли ни пятиклашек.
Иван Ященко сообщил, что по математике уже подготовлены новые экзаменационные задания на следующий год. Они не будут содержать задач с «выбранным ответом», и в них будут введены задания по геометрии, упростятся задачи в «базовой» части, но усложнятся в «вузовской». Общее число задач сократится. С сентября нынешнего года на специальном сайте в Интернете будут выложены задачи, часть которых войдет в экзамен по ЕГЭ 2010 года. Так что школьник, решивший все предложенные на сайте задачи, точно сдаст экзамен.
Академик Анатолий Вершик углубился в проблему повышения авторитета науки в обществе, в том числе и математики, который, как он считает, закладывается еще в процессе образования человека. И одной лишь популяризации науки здесь недостаточно, более того, объяснять важность математики через возможности ее приложений (космос, техника), по мнению Анатолия Вершика, неправильно. Следует говорить о самой математической мысли. «Есть мнение, что уровень общества определяется уровнем развития в нем математики», - сказал он. Далее он пояснил свою идею: наука должна рассматриваться как религия, то есть как некий центр, аккумулирующий человеческий интерес к жизни. Что же касается проблем нынешнего образования, то Анатолий Вершик в них обвинил самих учёных: «Мы, ученые, сами не до конца сформулировали, чего мы хотим».
В этом признании его поддержал академик Олег Виро, подчеркнув, однако, что проблема взаимоотношений науки и общества существует во всем мире.
Математический институт им. В.А. Стеклова РАН был образован в 1934 году. Его первым директором стал академик И.М. Виноградов. В числе сотрудников Института - А.Н. Колмогоров, С.Л. Соболев, Л.В. Келдыш, И.М. Гельфанд, Н.Н. Боголюбов, Я.Б. Зельдович, Л.В. Канторович, М.А. Лаврентьев, Д.К. Фаддеев, В.И. Арнольд, Ю.В. Матиясевич и другие выдающиеся математики. Л.В. Канторович был удостоен Нобелевской премии, С.П. Новиков и Г.И. Перельман – Филдсовской, В.И. Арнольд и Л.Д. Фаддеев – премии Шоу. Лауреатами Государственной премии (СССР России) стали 93 ученых Института.