Далекая атмосфера

18.01.2008

Источник: РБК daily, ВЛАДИМИР ГАВРИЛОВ

Швейцарские астрономы разглядели ее на расстоянии 63 световых лет

Группа астрономов из Астрономического института в Цюрихе распространила заявление о том, что ей удалось рассмотреть у планеты HD 189733Ь плотную атмосферу в видимом диапазоне спектра и даже определить ее состав и размер. Подобное исследование было выполнено впервые и представляет живой интерес, потому что ранее не удавалось не только рассмотреть атмосферы, но и увидеть сами планеты. Их обнаружение происходило по косвенным признакам. Новая же технология обнаружения атмосфер у экзопланет позволит значительно продвинуть вперед поиски у далеких звезд планет, похожих на Землю.

Планета HD 189733b была обнаружена в созвездии Лисичка на расстоянии 63 световых лет от Земли рядом со звездой HD 189733, которая в астрономических картах числится как "оранжевый карлик". Произошло это сравнительно давно - в 2005 году, но с тех пор интерес к ней не пропадает. Дело в том, что период вращения планеты вокруг своего солнца чрезвычайно мал и составляет всего двое суток. Благодаря чему она частенько появляется в лучах звезды. Кроме того, сама планета причисляется к классу "горячих юпитеров", то есть очень похожа на солнечных газовых гигантов, обладает значительными размерами, а это, в свою очередь, позволяет лучше отследить ее характеристики при прохождении по диску звезды. В прошлом году астрономам удалось при помощи телескопа Spitzer определить уровень теплового излучения объекта. Температура оказалась в районе 800 градусов, что объясняется близким расположением планеты к звезде.

"Высокая температура атмосферы сделала ее как бы раздутой и очень далеко отстающей от уровня поверхности планеты, - рассказывает руководитель группы исследователей из Астрономического института в Цюрихе Светлана Бердюгина. - Это позволило при прохождении ее по диску звезды более подробно провести исследования".

Астрономы использовали поляризующие фильтры, при помощи которых на 60-сантиметровом телескопе KVA с дистанционным управлением, установленном на Канарских островах и принадлежащем Шведской Королевской академии наук, удалось отсечь свет звезды. На фотоснимках остались только отраженные лучи, проходящие через атмосферу HD 189733b. После трудоемкой обработки изображений и увеличения их контрастности ученым удалось выделить видимый свет атмосферы. С помощью полученных данных высчитали ее высоту, а также иные характеристики. Так, был скорректирован в сторону увеличения размер газового гиганта, составляющий 1, 5 диаметра Юпитера. Кроме того, установлено, что в верхних слоях атмосферы находится большое количество мелких частиц, водяных паров и пылинок величиной в половину микрона, которые рассеивают свет, из-за чего небо может восприниматься в голубом цвете. Однако авторы открытия отмечают, что присутствие там воды совсем не означает, что на планете может быть жизнь. Для этого слишком высока температура, да и само ее строение, а именно - низкая плотность, не располагает к появлению там даже простейших организмов.

Между тем одной из глобальных целей поисков несолнечных планет является обнаружение жизни. "Сначала люди искали братьев по разуму с помощью радиотелескопов, прослушивая космос на предмет радиосигналов, но за несколько десятилетий ничего не получилось. Сейчас астрономы пытаются найти планеты, хоть как-то похожие на Землю, и открытие у одной из экзопланет атмосферы должно очень существенно продвинуть вперед исследования в этом направлении", - рассказывает РБК daily заведующая лабораторией планетарной спектроскопии Института космических исследований РАН Людмила Засова.

"На данный момент обнаружена 271 несолнечная планета, большинство из которых газовые гиганты, обращающиеся очень близко к своему солнцу, - пояснил РБК daily сотрудник Института астрономии РАН, доктор физико-математических наук Александр Багров. - На большинстве из них жизнь невозможна в принципе. Однако сейчас появляются новые технологии обнаружения экзообъектов, позволяющие находить планеты земного типа".

Очень примечателен в этом плане проект NASA по отправке на орбиту сверхчувствительного интерферометра, при помощи которого возможно определять отклонения движения звезд от своей расчетной орбиты. По этим отклонениям математики способны определять характеристики вращающихся вокруг звезд планет. Отправка космического аппарата запланирована на период между 2011 и 2016 годами.

"В астрономии существует такое понятие, как "обитаемая зона", - продолжает Людмила Засова. - Это расстояние от звезды, при котором на планете может находиться вода в жидком состоянии. Сейчас найдены две планеты, которые по массе похожи на Землю. Это мало, и, чтобы найти их еще большее количество, нужен американский аппарат. Правда, он не дает ответа, есть ли там жизнь. Но и в этом направлении ведутся работы. Так, Европейское космическое агентство ISA разработало проект под названием "Дарвин". В соответствии с ним после 2016 года предполагается отправить на орбиту несколько спутников с 1, 5-метровыми зеркалами на борту. Все они образуют в космосе единую систему, способную в инфракрасном диапазоне находить атмосферы экзопланет земного типа, находящихся в обитаемой зоне. Более того, они будут способны определять в атмосферах уровень таких газов, как СО2, озона, водных паров и метана". А они, в свою очередь, сигнализируют о пригодности этих планет для органической жизни. Максимальное расстояние обнаружения экзопланет для аппаратов проекта "Дарвин" составляет примерно 70 световых лет.