http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3e2737dc-7b86-4427-8fca-55f1862ba1ac&print=1© 2024 Российская академия наук
«Мы выражаем нашу огромную благодарность всем дарителям и обязуемся тщательно сохранить, сделать научные описания всех наших новых поступлений. С ними будут работать исследователи по самым разным темам» — сказал на открытии выставки директор АРАН Виталий Юрьевич Афиани.
Часть экспозиции посвящена великим русским ученым-генетикам. Это плоды давнего сотрудничества Архива РАН с Музеем Н.И. Вавилова.
Татьяна Авруцкая — хранитель музея Н.И.Вавилова, ученый секретарь комиссии РАН по наследию Вавилова: «Генетика, начиная с 1929 года, на несколько десятков лет была объявлена в СССР “вне закона”, многие ученые были подвергнуты репрессиям. Этот колоссальный трагический “провал” в науке — и в биологии и в сельском хозяйстве мы ощущаем до сих пор. Многие генетики не стали академиками, но зато всю свою жизнь они отдали на то, чтобы восстановить эту науку, вернуть нам имена погибших в тюрьмах и лагерях ученых. Такие судьбы отражены в передаваемых в архив документах. Это огромная ответственность. Это архивы Раисы Львовны Берг, Валентина Сергеевича Кирпичникова, Бориса Николаевича Сидорова, Нины Борисовны Варшавер, Элеоноры Давыдовны Маневич и многих, многих других.
Здесь на выставке есть несколько совершенно уникальных вещей, хранящих память семьи Николая Ивановича Вавилова. Это рукописный альбом, который первая жена Николая Вавилова Екатерина Сахарова начала вести с момента рождения их сына Олега. Она вела дневник, записывала туда все о своем сыне. Олег Вавилов трагически погиб в горах Кавказа в 1946 году при невыясненных обстоятельствах во время поездки на отдых. В этом альбоме есть записи, которые она сделала после его смерти.
Екатерина Николаевна была одаренным и активным человеком, в 1908 году она даже оказалась в Бутырской тюрьме за свои политические убеждения. Она талантливо рисовала — и здесь есть несколько ее набросков из записной книжки, относящихся ко времени начала 20 века — вот например портрет ее сестры. В этой записной книжки есть и рисунки камеры в Бутырке.
С Николаем Ивановичем Вавиловым жизнь ее развела, но они оставались друзьями. Вообще, разбирая архивы великих ученых, генетиков, биологов, изучая истории их семей, постоянно обнаруживаешь «горизонтальные связи» — многие из них были знакомы, дружили, помогали друг другу в трудное время. Многие из них обладали разнообразными дарованиями — вот например биолог, генетик Нина Борисовна Варшавер обладала вокальными талантами и даже окончила вокальный факультет Ташкентской государственной консерватории и зарабатывала концертами».
Доктор биологических наук Елена Алексеевна Ляпунова — дочь знаменитого математика Алексея Андреевича Ляпунова — одного из основоположников кибернетики, и жена выдающегося биолога, генетика и эколога Николая Николаевича Воронцова. Ее дар архиву Академии — памятные документы и вещи ее самых близких людей — отца и мужа.
«Николай Николаевич оставил огромный архив! Многие из тех, кто работали с ним, говорили, что такого огромного архива раньше не встречали. Там много уникальных фотографий — Николай Николаевич был путешественником, объехал многие страны мира. Очень многое из его трудов не было опубликовано — например, статья о Вавилове, о Кольцове. Я работала с этим архивом и опубликовала 18 работ! Много документов относится к периоду, когда Николай Николаевич с Алексеем Владимировичем Яблоковым работали вместе с замечательным ученым Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским. Я помню, как он приезжал к Тимофееву-Ресовскому, и они работали. Было много споров. Вы знаете, как когда-то ругали номогенез. А Воронцов говорил, что поражается, насколько сам по себе номогенез интереснее той критики, которая на него обрушивалась! Создатель этой теории академик Лев Берг был намного сильнее своих критиков. А ведь сейчас мы все знаем, что существует эпигенетика! А у Берга это все было на уровне интуиции».
Один из самых внимательных гостей выставки — академик Юрий Александрович Золотов — знаменитый ученый, химик-аналитик. Он является и автором многих исследований по истории Академии наук. На выставке есть витрина с его дарами Архиву РАН.
«Я успел посмотреть выставку и увидел многие совершенно уникальные вещи. Вот, например, академик Иван Александрович Каблуков. В научных кругах того времени он был известен не только своими трудами в области физикохимии. Но еще и своими добрыми чудачествами! Здесь есть материалы, которые дополняют облик этого замечательного ученого — фотографии, письма. И нам есть за что поблагодарить его правнука Владимира Сергеевича Магедова, который архив своего знаменитого предка случайно, благодаря счастливому стечению обстоятельств купил по объявлению антиквара, опубликованному в интернете!»
Профессор Иван Александрович Каблуков — выдающийся физикохимик, объединивший физическую и химическую теории растворов, профессор нескольких российских и европейских университетов, действительно славился у современников чудаковатостью и рассеянностью. Сведения об этом вошли даже в «Википедию». Вместо слов «химия и физика» профессор нередко говорил студентам «химика и физия». А вместо фразы «колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз» у него могло получиться: «лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло». Выражение «Мендельшуткин» означало: «Менделеев и Меньшуткин», а обычными словечками Ивана Алексеевича были: «совсем не то» и «я, то есть не я». Этим воспользовался поэт С. Я. Маршак, написав в 1930 году стихотворение «Вот какой рассеянный».
На выставку пришел его правнук по материнской линии Владимир Сергеевич Магедов — инженер, работавший в Институте медико-биологических проблем, лауреат премии Правительства РФ за разработку аппаратуры для исследований на 6 российских биоспутниках.
«Когда я вышел на пенсию, я стал интересоваться историей жизни моего прадеда Ивана Алексеевича Каблукова. Я вырос в нашей старой квартире, и в качестве детских игрушек у нас были две треуголки — одна золотого, другая серебряного шитья, шпага и обшлага старинного вицмундира профессора Императорского Университета. Я занимался изучением документов в Архиве города Москвы, восстановлением разных фактов. И вот совсем недавно я совершено случайно наткнулся на объявление в интернете — о том, что продается архив академика Каблукова! Мы с женой поехали и просто купили этот архив — больше сотни писем. Часть из них сейчас перед вами. Потрясающее письмо есть от учительницы из города Тишкова. Дача Каблуковых находилась по соседству, и учительница обращалась к профессору с просьбой «помочь на приварок к детским завтракам в школу». Иван Александрович помогал этой школе трижды, отправляя по 15 рублей — немалые по тем временам деньги. Он вообще славился добротой и щедростью, хлопотал буквально за всех, кто к нему обращался, в том числе и своих студентов, помогая деньгами, вызволяя из полиции, и так далее. Из 160 писем периода 1909-1911 годов больше половины — письма о материальной помощи! И он старался помочь всем, искренне и даже до слез расстраиваясь, если помочь кому-то не мог».
Отдельная витрина на выставке посвящена памятным документам Жанны-Марии Иосифовны Кофман. Врач-нейрохирург по образованию, она всю свою жизнь и научную деятельность посвятила изучению свидетельств существования реликтового гоминоида — «снежного человека». Жизнь свела ее с известнейшим историком-антропологом Борисом Федоровичем Поршневым, автором одной из альтернативных теорий происхождения человека. Больше 20 лет Жанна-Мария Кофман прожила в Кабардино-Балкарии, изучая самые отдаленные и труднодоступные горные урочища. Жанна Иосифовна живет сейчас во Франции, ей 98 лет. До самого недавнего времени она продолжала переписывание своих экспедиционных дневников. Теперь часть ее уникальных документов и фотографий переданы на хранение в Архив РАН.
Имена великих ученых прошлого — давнего и недавнего, часто остаются для нас лишь именами. Личность их скрыта за строчками книг и учебников, выкладками формул, логикой постулатов. Мы знаем классиков по их теориям, понимаем их значимость в мировой науке. Иногда нам известно и что-то об их судьбах, неразрывно связанных с работой, с исследованиями. Но когда своими глазами видишь почерк их писем, рисунки на полях научных записей, старые фотографии — многое открывается заново. Эти документы, записные книжки, забавные рисунки-«почеркушки», шаржи ученых друг на друга — правдивее многих мемуаров рассказывают о разных, иногда очень личных сторонах их жизни, маленьких и больших событиях, увлечениях. А иногда они — свидетельства долгих раздумий, сомнений, свидетельства рождения догадок и интуитивных озарений. Люди науки оставили нам в наследство не только свои теории. Они оставили нам часть самих себя.
Архив РАН — это крупнейшее в России хранилище научной документации, изданий, рукописей, и других свидетельств работы и жизни выдающихся ученых. В 2015 году в его фонды пополнили научные труды, фотографии, письма и другие документы выдающихся ученых: биолога, генетика, ботаника, академика АН СССР Н.И. Вавилова, физикохимика, почетного члена АН СССР И.А. Каблукова; специалиста в области аналитической химии, академика РАН Ю.А. Золотова; историка, академика АН СССР М.К. Любавского; математика, члена-корреспондента АН СССР А.А. Ляпунова; специалиста в области радиотехники, радиоэлектроники и ускорительной техники, академика АН СССР А.Л. Минца; химика-органика, академика РАН Г.А. Толстикова; специалиста в области славянского языкознания, академика РАН О.Н. Трубачева; биолога, доктора биологических наук, академика РАЕН Н.Н. Воронцова; историка-медиевиста, доктора исторических наук Е.В. Гутновой; врача-нейрохируга, криптозоолога М.-Ж. И. Кофман; ученых-генетиков Е.В. Ананьева, Н.Б. Варшавер, А.А. Малиновского, Б.Н. Сидорова, Н.В. и Е.А. Тимофеевых-Ресовских.