НЕ БЫТЬ, НО СЧИТАТЬСЯ?

18.04.2008

Источник: Поиск, Юрий ДРИЗЕ

Парадокс: наука по-прежнему не престижна, а вот научные звания в цене

Заглянем в глубь веков, в XVII век. М.Ньютон любил повторять, что стоит на плечах гигантов, имея в виду, что вряд ли совершил бы свои эпохальные открытия без опоры на великих предшественников. Возможно, он их действительно чтил, но при этом испортил отношения со многими своими выдающимися современниками. Когда Ньютон возглавил Королевское общество Великобритании, то, как пишут его биографы, утвердил стиль "величественной монархии", а себе отвел роль монарха. Известны бесконечные судебные тяжбы Ньютона с Лейбницем по поводу приоритета. Обостренное отношение к приоритету, постоянные споры вокруг него уходят в далекое прошлое. Историки науки приводят факты, свидетельствующие о том, что все тот же Ньютон, а также Кеплер, Галилей, Мендель и многие другие великие ученые грешили подделкой научных данных, хотя так ли это было на самом деле, сейчас, по прошествии веков, судить трудно.

Эти примеры во время нашей беседы привел заместитель директора Института психологии РАН член-корреспондент Андрей ЮРЕВИЧ. Андрей Владиславович - исследователь науки, интересующая его тема - этика ученых.

- Известный социолог науки Роберт Мертон сформулировал основные этические нормы научной деятельности. - говорит А.Юревич. - Объективность - стремись только к открытию научной истины, подтверждая ее фактами. Беспристрастность - вынеси все субъективное за пределы своих исследований. Коммунизм - звучит сегодня для нашего уха несколько неожиданно, а Мертон имел в виду необходимость широкого распространения научного знания. Ученый породил его - теперь оно принадлежит не ему, а всему научному сообществу, даже всему человечеству. И, наконец, организованный скептицизм. Эту норму как нельзя лучше иллюстрирует классическое высказывание Рене Декарта: "Подвергай все сомнению".

Мертон как социолог науки хорошо понимал: ученые живут не в башне из слоновой кости. Как и всем смертным, ничто человеческое им не чуждо, а потому, в частности, они субъективны, стремятся к славе, к приоритету и т. п.

И подчеркивал: сформулированные им нормы - идеальны, в реальной жизни они часто нарушаются. Но без них наука не могла бы существовать, поэтому надо стремиться их соблюдать.

Науковедение, как область знания, сформировалась в середине прошлого века, когда наука обратилась к изучению самой себя. Случилось это потому, что она стала популярна, общество уверовало, что его развитие прямо зависит от прогресса науки. Значит, нужно изучать саму науку, возможности ускорения научно-технического прогресса путем эффективной организации научного познания. Частью науковедения стала социология науки, изучающая социальные механизмы научной деятельности. Она обращается к самым разным проблемам и одна из главных среди них - этика науки.

- Этические проблемы науки, наверное, во многом зависят от социального положения ученого в обществе?

- Безусловно, но не только. Есть множество факторов, влияющих на этику науки. Едва ли не главный - взаимовлияние науки и общества. Веками этические проблемы науки рассматривались, как ее внутреннее дело, и не слишком волновали общество. Но после Второй мировой войны он выросли до общечеловеческих. Я имею в виду, прежде всего, создание атомной бомбы. Вот когда наука показала всему миру: этические проблемы ученых не являются их внутренним делом. Тогда же возник вопрос: к любой ли истине должны стремиться ученые? Согласно канонам, сформулированным Мертоном, ответ положительный. А если научные открытия могут нанести вред человечеству? Дилемма эта не решена до сих пор. Одни считают, что дело ученых - производить новое знание, а как его используют - их не касается. Другие убеждены: ученые обязаны предвидеть, как будут использованы их открытия, и нести за это ответственность. Трудно представить, однако, что ученые наложат запрет на свои исследования, опасаясь разрушительного воздействия их результатов на общество.

Очень сложная в этическом плане ситуация возникла и в связи с возможностями клонирования. К обсуждению вопросов генетики подключилась широкая общественность, в том числе церковь. (Бог сотворил человека, и не его, человека, право творить себе подобных). Внутренняя проблема науки переросла в этическую, касающуюся всего человечества. Ясно одно: прогресс науки, в том числе в опасных для общества направлениях, контролировать практически невозможно. Не следует и выдвигать претензий к ученым: они далеко не всегда предвидят, к чему могут привести их идеи. Классический пример - открытие электричества. Авторы были уверены, что это - игрушка - не более того. А как глубоко ошибались! - Меняющиеся условия жизни общества влияют, наверное, и на этику ученого?

- Конечно. С развитием общества к существующим нарушениям научной этики добавляются все новые. Такие, что и не снились предыдущим поколениям ученых. Посмотрите, что творится сегодня: Интернет буквально забит объявлениями - "диссертации под ключ", "дружественный Ученый совет примет к защите" и т. п.

- В годы кризиса престиж науки пал дальше некуда, потому ничего подобного и не было. Объясняется ли сегодняшняя ситуация выросшим ее авторитетом?

- Нет. С повышением престижа науки это никак не связано. Я вижу две другие причины. Во-первых, бедственное положение отечественных ученых в начале 1990-х годов во многом сохраняется и сегодня. Возможно, авторы подобных объявлений не занимались бы этим, если бы заработок их устраивал. Во-вторых, моральное состояние современного российского общества, где налицо повсеместное разрушение морали, по словам одного известного социолога, - "испарение моральности".

- Но ведь уровень жизни повышается, наука развивается - и вдруг..?

- Действительно, экономические показатели улучшаются. Но состояние общества остается очень тревожным. Об этом говорит удручающая статистика убийств, самоубийств, психических расстройств, социального сиротства... В основе этого - все тоже "испарение моральности". Причины я вижу в распространении псевдорыночной идеологии, согласно которой деньги решают все, и не важно, какими путями они заработаны. А также в псевдолиберальной идеологии: в понимании свободы как разнузданности, безответственности, отсутствии моральных запретов. Да и может ли быть иначе, если действует принцип: "можно все, что не запрещено законом", по существу, отрицающий всякую мораль. Решение извечной российской дилеммы: "По совести или по закону? " привело к тому, что мы живем не по совести и не по закону, а "по понятиям".

Конечно, плачевное это положение влияет на происходящее в науке и в сфере образования. Множатся липовые академии, в том числе академии оккультных наук, открываются сомнительные вузы, создаются якобы независимые исследовательские центры и институты, среди которых лишь единицы имеют отношение к науке. Взятки в вузах стали притчей во языцех. По подсчетам иностранных специалистов, коррупция в сфере образования составляет у нас примерно полмиллиарда долларов в год. Все это вместе, безусловно, сказывается на отношении студентов к науке. Неудивительно, что на вопрос: хотели бы они стать учеными, ответы хотя и разные, но общее есть: эта перспектива их не вдохновляет. В советское время очень многие родители желали, чтобы их дети занимались наукой. А сегодня..?

- А как же рвущиеся в члены РАН политики и бизнесмены? Кому адресованы нескончаемые объявления в Интернете?

- Наука у нас по-прежнему не престижна, хотя ситуация в последние годы улучшилась, но не слишком значительно. Расхожее мнение: заниматься наукой вряд ли стоит, но прибавить к своим титулам ученую степень доктора наук, звание члена академии (лучше всего, конечно, РАН) не помешает. Ведь выступления политика приобретают больший вес, если он, скажем, доктор наук. Парадоксально, но факт: у нас престижно иметь ученые звания, говорить от имени науки... и неуважительно относиться к самой науке. Не быть ученым, но считаться им - довольно распространенная сегодня практика.

- Это беда только российская или нечто подобное происходит и за рубежом?

- В других странах если и наблюдается что-то похожее, то не в столь утрированной форме. Современное российское общество очень специфично. Специфично все - и наш рынок, и наша демократия, и наша наука. Хотя, убежден, наука - возможно, лучшее, что у нас было и есть. Не случайно к ней кто только не примазывается. Выделю несколько разновидностей паразитических наростов на нашей науке: паранауку (она же лженаука, псевдонаука и т. п.), поп-науку, квазинауку... И для того, чтобы радикально улучшить состояние отечественной науки, нужны не только деньги или, скажем, законы, нужно избавить наше общество от лженауки и иже с нею.

Скоро ли изменится ситуация к лучшему? Трудно сказать, ведь дело не в самой науке, а в обществе. Падение нравов неизбежно проецируется и на науку. Ждать, пока общество образумится, и сидеть сложа руки, конечно, тоже нельзя. Например, ВАК пытается бороться с проплаченными защитами. Думаю, наше общество добилось бы решительного перелома, если бы не на словах, а на деле развивало экономику знаний. Тогда ученым было бы выгоднее не писать за кого-то диссертации, а заниматься наукой и наукоемким бизнесом. Возможно, именно поэтому в развитых странах нет такого печального положения, как у нас: там ученые зарабатывают деньги, занимаясь наукой и осуществляя коммерциализацию научного знания. Не случайно, что примерно треть крупных инновационных фирм там создана бывшими учеными.



©РАН 2024