http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3f5c68cc-16da-41f5-bbbd-06e01beff974&print=1© 2024 Российская академия наук
Вот общественность и разбирается: в законодательных собраниях регионов, в органах образования, в СМИ, в интернете – дискуссии. И очень многие склоняются к целесообразности преподавания в школе не религиозных предметов, а религиоведения – общего курса, который бы знакомил детей со всеми религиями планеты. Так, Совет муфтиев России выступает за то, чтобы в школах вводился общий курс «История мировых религий». Таково же мнение и главного раввина России Берла Лазара: «Если уж обучать, особенно, если не факультативно, то основам всех традиционных религий. И говорить о тех вещах, которые нас объединяют, - считает он. - Если на уроках говорят о другой религии, а о твоей не говорят, это может вызвать обиду. Надо ставить себя на место другого человека. Я просто думаю: что, если бы это происходило со мной».
В решении Президента РФ, в частности, говорилось о срочной подготовке соответствующих школьных учебников – за это и взялись немедленно все основные конфессии страны. Но вот удача - один учебник уже готов! И именно по тому предмету, который предпочитает большая часть родителей страны – по религиоведению. Судьбе было угодно, чтобы четыре года назад в издательстве «Олма-пресс» было издано солидное учебное пособие «Религии мира: история, культура и вероучения», предназначенное для 10-11 классов и подготовленное авторским коллективом Института всеобщей истории РАН под редакцией академиков А.О.Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина.
В этом 400-страничном учебном пособии рассказывается, что такое религия, как она возникла, какова связь религии с мифами. Здесь дается описание шести религий: православия, католичества, протестантизма, иудаизма, ислама и буддизма. Ученики из этой книги могут получить представление о появлении древних культов, о религиях Востока, о событиях библейской истории, о рождении и распространении буддизма, иудаизма, христианства, ислама.
Великолепно! Осталось всем родителям и учителям, кто по разным причинам хочет учить детей не религиозному предмету, а курсу, рассказывающему обо всех религиях мира, пойти в магазин и купить учебное пособие. Казалось бы…
Ничего подобного! Редакция честно обратилась во все известные книжно-торговые заведения Москвы - данной книги в продаже нет! Обращение к справочнику по интернет-магазинам столицы дало сенсационный результат: на всю Москву имеется в продаже 2 (два!) экземпляра этой книги. Разумеется, одну из них мы тут же купили.
Открывается нечто неожиданное: в решении о введении в школе религиозных предметов, оказывается, есть подоплека, исключающая свободу выбора – ты, школьник или родитель школьника - не можешь выбрать религиоведение, тебя как бы принуждают выбрать религиозный предмет, либо, в крайнем случае, светскую этику.
Почему же столь нужной книги, да к тому же в столь нужный момент - нет в продаже? Как такое вообще могло случиться?
За комментарием редакция обратилась к директору Института всеобщей истории РАН, редактору- составителю учебного пособия, академику А.О.Чубарьяну.
- Александр Оганович, сначала расскажите о рождении книги.
- Ее замысел возник в начале 2000-х годов в связи с тем, что, действительно, в стране появилась тенденция повышения роли Церкви в жизни общества. Начались дискуссии по поводу возможности введения такого курса в школьное образование, в частности, возникал вопрос о школьных учебниках. Разумеется, духовные учебные заведения сегодня используют свои учебники, но они - сугубо религиозные. Появилось несколько учебных пособий по основам религий для вузов. А для школьников? Для них также были предприняты попытки подготовки учебных пособий – скажем, в Казани выходила книжечка по исламу, кое-где в регионах в школах вводился курс «Основы культуры православия». Словом, некоторый опыт был накоплен.
В связи с этим мы в Институте всеобщей истории РАН подумали: поскольку молодежь покупает и читает всякую макулатуру вместо академического учебника, который можно было бы взять в библиотеке – следовательно, нужно такой учебник подготовить.
- Выходит, вы не противопоставляли свое учебное пособие появившемуся в те годы курсу для школьников «Основы православной культуры»? А ведь таких утверждений было немало.
- Я давал интервью «Церковному вестнику», главной газете Московского Патриархата, и меня как раз это и спросили: является ли издание нашей книги противопоставлением курсу «Основы православной культуры»? Я сказал - нет, ни в коем случае! Наша позиция была такой с самого начала - не противопоставлять одно другому. Авторский коллектив руководствовался целью в первую очередь воспитать в будущих гражданах страны терпимость вне зависимости от расы, национальности и вероисповедания.
Еще при подготовке нашего учебного пособия «Религии мира: история, культура, вероучения», мы считали, что этот курс может преподаваться в школах параллельно с курсом «Основы православной культуры».
Кстати, на момент издания нашей книги курс «Основы православной культуры» шел как региональный компонент - он преподавался по решению местных законодательных собраний или самой школы и то на добровольной основе. Поэтому мы тогда предполагали, что и наш курс вполне мог существовать также в рамках регионального компонента в школах. И мы не видели ничего плохого в том, чтобы учителя могли делать выбор.
- Высказывалось мнение - видимо, как упрек - что ваша книга написана с атеистических позиций.
- Мы с самого начала имели в виду, что это должна быть не религиозная, а светская книга, светский взгляд на историю мировых религий. Т.е. религии Дальнего Востока, Индии и Ирана, буддизм, иудаизм, христианство, ислам мы в книге рассматриваем в неразрывной связи с мировой историей и культурой, начиная с возникновения древнейших верований и культов разных народов.
Впрочем, напомню, и авторы того, первого, выпущенного в середине 2000-х годов, курса «Основы православной культуры» сами всюду подчеркивали, что и их курс культурологический.
- Но вы опирались лишь на квалификацию историков - научных сотрудников института - или дополнительно «визировали» текст у лидеров конфессий?
- Мы предвидели, что возникнут разные точки зрения, поэтому еще до издания – это было пять лет назад в 2005 году - отправили подготовленную рукопись тома представителям всех основных шести мировых религий: в Патриархат, в Совет муфтиев России, раввину, буддистам и к российским протестантам и католикам. Получили письменный очень позитивный ответ от Совета муфтиев с целым рядом замечаний, и учли их. Раввин никаких замечаний не сделал, а просто прислал ответ, что они считают курс очень полезным и поддерживают его. Был ответ от буддистов, католики и протестанты также дали свои замечания, некоторые довольно существенные.
Получили мы развернутый ответ и от Патриархии с очень большим количеством (больше 150) замечаний и предложений. Вступили в контакт с главным редактором «Православной энциклопедии» и еще с двумя представителями Московской Патриархии – один из них был профессором духовной Академии - и совместно внимательно работали над текстом. Так было учтено подавляющее число замечаний, о чем я сообщил в специальном письме на имя Патриарха. Рекомендаций к печати Московская Патриархия не давала, потому что этого не требовалось: мы просили только их заключения.
- Так подготовленная вашим авторским коллективом книга стала школьным учебником?
- Нет. Хотя рецензенты из Минобрнауки РФ дали положительные отзывы, книга не была учебником, она осталась в статусе «учебного пособия». В таком качестве она и была издана в издательстве «Олма-пресс».
- Труд был выполнен напрасно? Книга осталась без использования?
- На момент издания министерство вообще не вводило в школе никакого курса по религиозным проблемам, я уже говорил, что курс «Основ православной культуры» проходил как факультатив в ряде регионов по решению законодательных собраний. Поэтому и наша книга не была рекомендована как учебник - этого курса просто не было в школах.
Тем не менее, книга хорошо была принята, например, в Москве. Был введен факультативный курс по истории религий мира для старшеклассников ряда школ Москвы на основе нашего академического учебного пособия «Религии мира: история, культура, вероучение».
Кроме того, наш Институт всеобщей истории РАН организовал по просьбе московского департамента образования несколько курсов переподготовки - были собраны учителя истории, которым наши научные сотрудники рассказывали, как лучше этот курс преподавать факультативно.
Заявки на учебник поступили также из нескольких других регионов. Кстати, мы, предвидя это заранее, при подготовке книги старались учесть реальное влияние тех или иных религий в разных регионах России, например, большее внимание уделено истории Православия и христианству в целом, большая глава посвящена исламу.
И все же, других переизданий книги не произошло, тираж разошелся и поэтому этой книги сейчас в продаже нет.
- Выходит, судьба книги завершилась?
- Сейчас ситуация изменилась, поскольку было решение Президента РФ о введении религиозных предметов в школе. Я недавно присутствовал на заседании общественного совета Минобрнауки РФ, в состав которого вхожу, где обсуждался данный вопрос. Завершилась подготовка т.н. «тренеров», для обучения тех преподавателей, которые будут вести курс религиозных предметов для 4-х, 5-х классов школы. Многие опрошенные высказались за то, чтобы в школах был введен либо курс истории всех религий, либо светская этика. В министерстве это учитывают, и сейчас готовится учебник по светской этике.
- А кто готовит учебник по этике?
- В подготовке учебника по светской этике участвует ряд сотрудников нашего института, а также заняты ученые из Института философии РАН. Кстати, я рекомендовал – у нас лучшая кафедра этики это кафедра Московского университета, которой руководит академик А.А.Гусейнов.
На заседании общественного совета обсуждалось, в частности - что именно целесообразно преподавать для учеников 4-5 класса: есть точка зрения, что это должен быть информативный курс. Считаю, что дети четвертого-пятого класса все равно информацию не запомнят. Я выступаю за более нравственную составляющую курса, т.е., с моей точки зрения, детям надо рассказывать – что такое добро и зло, рассказывать, что бывают другие взгляды, люди другого цвета кожи, как надо понимать «люби ближнего» и вообще - что такое религия в целом.
Но сейчас стоит вопрос – что будет дальше, когда дети 4-5 классов пройдут обучение - что мы предложим ученикам 6-7, 8-9, и, наконец, 10-11 классов? Мое мнение: должно происходить поэтапное усложнение курса. Я бы предложил, чтобы на базе книги «Религии мира: история, культура и вероучения» наш институт сделал книгу для чтения для учителя – она могла бы называться «Религии России», а, может быть, оставим и старое название - «Религии мира». Строго говоря, наш авторский коллектив это устраивает. Вот - такова судьба произведения.
- Церковь приходит не только в школу, но и в ВАК…
- Да, эта тема сейчас обсуждается.
- Что можно вычленить как главное во всей этой истории с написанием учебника для школы?
- Главный вопрос в том, что все курсы, не только наш курс «Религии мира», а чтобы именно все курсы, вводимые в школе, составили часть общих представлений об истории мировой и отечественной культуры.