Секвестр науки

03.06.2008

Источник: Российская газета, Ильшат Имангулов

Исследовательских учреждений в Уфе может стать вдвое меньше

В Уфимском научном центре Российской академии наук проводятся важные исследования. Но сейчас ученые озабочены не столько наукой, сколько решением организационных вопросов, так как в ближайшее время число институтов может сократиться наполовину.

Открытие проблем

УНЦ РАН, созданный полвека назад, является одним из крупнейших среди 17 подобных учреждений Российской академии наук. В 2007 году 735 его научных сотрудников получили 1439 патентов и подали 26 заявок на изобретения.

Так, в Институте физики молекул и кристаллов открыты уникальные энергетические и временные характеристики ионов, которые вполне перспективны для создания сверхмощных солнечных батарей. В этом же институте обнаружен так называемый сенсорный эффект в нанополимерных пленках. Это основа для разработки новых методов обнаружения мельчайших дефектов в металлических предметах.

В Институте биохимии и генетики определены молекулярно-генетические основы 16 наследственных заболеваний, что позволяет предсказать возможные болезни и пороки развития еще до рождения человека. А сотрудниками отдела геномики открыт ген облысения.

Институтом нефтехимии и катализа разработан промышленный метод синтеза ксиленола - вещества, применяемого в производстве огнестойких масел для атомной энергетики, различных пластификаторов, красителей и лекарств.

Список достижений можно продолжать еще долго. Между тем проблем у центра хватает.

Штатный вопрос

Средний возраст научных сотрудников в целом по УНЦ среди докторов наук - 56 лет, кандидатов - 44. Молодежь в науку не очень стремится.

- По кадровому составу обстановка неважная, - рассказывает корреспонденту "РГ" Марат Юнусов, председатель президиума УНЦ РАН, академик. - Тяжелые времена переживаем. Средняя зарплата по институту 15-16 тысяч. Нет стимула для повышения уровня научных исследований. В итоге моральный климат в центре тяжелый.

За три года реструктуризации науки зарплаты сотрудников были повышены с пяти тысяч до нынешних 15. Но это практически не коснулось ненаучных штатов, у которых размер заработка не превышает шести тысяч рублей. Люди уходят. А вновь приходящий обслуживающий персонал - либо инвалиды, либо пенсионеры. Уровень подготовки инженерного состава руководство оценивает как катастрофически низкий.

Остается проблемным и жилищный вопрос. У ученых нет своего общежития. Кроме того, уже два года идут тяжбы вокруг дома, построенного при долевом участии РАН и физических лиц - уфимских ученых.

- Наш дом был брошен на произвол судьбы: охрана снята еще до его сдачи, - говорит Тутыя Ярышева, руководитель профсоюзной организации УНЦ. - Не принятое комиссиями строение содержат жильцы. Они сами добились пуско-наладки систем водоснабжения, отопления и лифта. Судебный процесс затягивается, а дом, в котором живут наши сотрудники, до сих пор нигде не поставлен на баланс. Пока есть 11 положительных судебных решений, благодаря чему люди получили ордера и смогли прописаться. Еще 29 исков сейчас находятся в суде Октябрьского района Уфы.

К ликвидации приступить

Проблема зарплаты стала причиной целого этапа сокращений, который для многих стал как гром среди ясного неба. Еще до решения руководства страны повысить зарплаты научным работникам до 30 тысяч рублей вышло постановление, согласно которому все подразделения РАН должны сократить штат сотрудников на 20 процентов.

На данный момент из УНЦ выбыло 93 человека, в том числе фактически сокращено 45, за счет вакансий - 41, переведено на полставки три человека

- Безусловно, задание президента страны нужно выполнить, - говорит Юнусов. - И если уж этому суждено произойти, то, на мой взгляд, необходимо объединить между собой Институт органической химии и Институт физики молекул и кристаллов, Институт биохимии и генетики с Институтом биологии, а Институт механики с Институтом проблем сверхпластичности металлов.

По идее Юнусова, один институт будет занимать одно здание, а не как сейчас - по два-три. Это значительно облегчило бы обслуживание зданий. Кроме того, объединение может содействовать новым разработкам и упростит взаимодействие.

- В результате реорганизации мы будем в выигрыше, но это решение в корне неверно, - говорит Радик Мулюков, директор Института проблем сверхпластичности металлов. - Ни один научный центр страны не пошел на снижение своего статуса и ликвидацию своих институтов. Сейчас среди нас нет финансового единства - все на вольных хлебах: зарабатываем на грантах и договорах.

По мнению ученых, сокращение штатов уже не прошло даром, а если упразднят и несколько институтов, могут исчезнуть целые направления исследований.

- Перспективы у нас печальные, - говорит Венер Вахитов, директор Института биохимии и генетики. - Все началось в 2005 году, когда у нас работала комиссия РАН по реструктуризации. Тогда проскользнула идея объединить биохимиков и биологов. Но выяснилось, что кроме одной-двух лабораторий мы с биологами никак не соприкасаемся. От идеи тогда отказались, но вдруг этот вопрос всплывает снова. Если объединение произойдет, то из 13 институтов останется шесть.

На данный момент научная общественность УНЦ направила письмо в президиум РАН с просьбой не объединять институты. Какое решение примет Москва, покажет время.

КОММЕНТАРИЙ

Гали Фаизов, заместитель начальника управления экономического развития и социальной политики администрации президента РБ:

- РАН - федеральное учреждение. Что-либо подсказывать мы не имеем права. Зная ситуацию, могу сказать, что УНЦ сейчас в тяжелом положении, серьезная борьба по вопросам реорганизации идет уже более года. А Марат Юнусов, как председатель президиума, старается многое сделать для центра, приходит к нам, просит посодействовать выйти на руководство РАН с письмом за подписью президента республики.