http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3f6eeb69-7fe1-480d-91e6-11d586a98369&print=1
© 2024 Российская академия наук

В России может быть создано Министерство водных ресурсов

30.10.2006

Источник: REGNUM, Виктор Данилов-Данильян

В России явно недооценивается проблема воды, из-за того, что стране никогда не угрожала жажда

 Природные источники пресных вод сказочно богаты и уступают по запасам лишь Бразилии. В России 2,5 миллиона рек (по реке - на 60 человек), 214 из которых - "великие", имеющие длину более 500 км. Совокупная площадь акваторий почти 3-х миллионов озер составляет более 400 млн. км2, а запасы воды оцениваются в 26 тыс. куб. км. На российской территории, в Восточной Сибири, находится самое глубокое озеро мира - Байкал, в резервуаре которого содержится около 20% мировых запасов пресных вод. Сегодня Россия изымает для своих нужд не более 2% от возобновляемого ресурса.

Однако сегодня проблема водных ресурсов не укладывается в рамки национальных границ - она имеет геополитический характер. Прогнозируется, что уже через два десятилетия не менее 40% жителей планеты будут испытывать дефицит воды. Так что вопросы, связанные с запасами воды и ее качеством, требуют повышенного внимания, нуждаются в стратегических решениях.

"Водных" проблем в России больше, чем хотелось бы. Все они связаны с повседневной жизнью - качеством, количеством воды, ее стоимостью, безопасностью гидротехнических сооружений. Однако трудность российской ситуации в сфере водопользования, заключается, прежде всего, в том, что многообразные водные проблемы "растекаются" по десяти министерствам и ведомствам, затрагивают огромное число субъектов хозяйственной деятельности, в то время как не существует какого-либо координирующего органа. Федеральное Агентство по водным ресурсам (в структуре Минприроды), по определению, должно было бы заниматься всем объемом водных проблем, однако у него не хватает ресурса полномочий и средств, чтобы охватить весь масштаб. В воздухе висит насущный вопрос о создании Министерства воды, и можно только удивляться тому, что такового до сих пор не существует. К примеру, в Голландии, по масштабам сопоставимой с одной Московской областью, такое министерство есть, у него внушительный штат, а глава ведомства является членом кабинета министров страны.

Долгое время существовал миф, что россияне тратят воды на душу населения больше европейцев, до 500 литров на душу в сутки. На самом деле эту большую цифру создают низкая экологическая культура и безалаберная хозяйственная деятельность. Выявлено, что до потребителей доходит, в лучшем случае, половина чистой воды, остальная - теряется в пути по техническим причинам. Самый большой недостаток российской системы водообеспечения - отсутствие в квартирах водомеров. Правда, потихоньку ситуация исправляется, во многих городах дома без водомеров уже не принимаются в эксплуатацию.

Стоимость чудовищных попутных потерь воды возлагается на плечи потребителей. Правда, они этого почти не замечают, поскольку вода в России баснословно дешевая, практически ничего не значит в стоимостных показателях, т.е. как экономический продукт. В бюджете предприятий расходы на нее мизерны, 30-50 копеек за тысячу литров воды. Граждане платят за пользование водой примерно из расчета 35 рублей в месяц с каждого пользователя (примерно $1,3; в европейских странах население платит - 2-3 евро за кубометр). Дешевизна воды в России сложилась исторически, опять же, из-за того, что воды - много.

По расчетам специалистов, справедливой ценой на воду сегодня можно назвать 2-2,5 рубля за кубометр. Именно при такой цене можно было бы реализовать принцип "вода платит за воду", т.е. водопользователь платит столько, сколько нужно государству для поддержания водной системы в нормальном состоянии.

Крайне низка и цена за сброс промышленных стоков. По этой статье государство получает от предприятий 500 миллионов рублей со всей страны, в то время как объем промышленной продукции в России 15 триллионов рублей. В такой ситуации предприятию не выгодно тратить средства на замену неэффективного оборудования, совершенствование водоочистных сооружений. Есть и другой серьезный аспект проблемы. В связи с массовым распространением всевозможных моющих средств, хлынувших на российский рынок в последние 15 лет, изменился химический состав коммунальных стоков, возросли концентрации тяжелых металлов, органических загрязнителей. При этом системы водоочистки в коммунальном хозяйстве страны перестали модернизироваться и справляются со своими задачами все хуже.