http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3f6f2a6e-4ea8-4f1a-b9ea-2adb87f88c90&print=1
© 2024 Российская академия наук

Три плюс один (в процентах от ВВП)

24.08.2009

Источник: STRF, Беседовала Инесса Изделиева



В Корее путь разработки от идеи до внедрения в производство достаточно быстрый, поскольку каждое исследование начинается под поставленную цель, конкретное применение. Зато в России, как нигде в мире, мощный научно-технический потенциал и преданные, несмотря ни на что, науке люди. Этими и другими сравнениями по поводу организации исследований в двух странах делится в интервью с STRF.ru директор Российско-Корейского центра научно-технического сотрудничества Лим Сан Хюн.

Справка STRF.ru:

Лим Сан Хюн, директор Российско-Корейского центра научно-технического сотрудничества, выпускник химического факультета МГУ, кандидат химических наук

Лим Сан Хюн, директор Российско-Корейского центра научно-технического сотрудничества Какова цель создания Российско-Корейского центра научно-технического сотрудничества?

— Наш центр создан как координирующий орган, в юрисдикцию которого вошли все открытые ранее совместные проекты. Опираясь на уже выстроенную инфраструктуру научно-технического сотрудничества между нашими странами, мы стараемся предоставить российским и корейским учёным ещё больше возможностей заниматься научно-исследовательской работой.

Россия в настоящее время прикладывает много усилий для повышения своей конкурентоспособности, активно развивает передовые технологии в таких сферах, как авиация и космонавтика, атомная энергетика и информационные технологии.

В свою очередь, Республика Корея, в силу нехватки природных ресурсов обладающая внешне направленной структурой экономики, стремится максимально использовать научно-технические ресурсы, ультрасовременные технологические элементы в том числе и российского происхождения.

Российско-Корейский центр научно-технического сотрудничества осуществляет свою деятельность, основываясь на принципах доверия и согласия между нашими странами.

Что представляет собой выстроенная инфраструктура научно-технического сотрудничества между нашими странами?

— На данный момент в неё входят: Центр по сотрудничеству в области энергетики в Москве, Российско-Корейский центр науки и технологии в Красноярске и Научно-исследовательский центр новых материалов в Санкт-Петербурге.

Центр в Москве финансируется совместно двумя странами. С корейской стороны в него вошёл Корейский исследовательский институт в области энергетики (KIER), с российской — Институт органической химии им. Зелинского. Исследования в центре ведутся, во-первых, в области развития новых материалов, основанных на превращениях водорода/ углеводорода с использованием углеводородных катализаторов, а также создания оборудования для хранения водорода; во-вторых, в области производства этилена, основанного на катализаторах FeCrAl monolith и на Oxidative Coupling метана (натурального газа). Руководят центром доктор Ким Тэ Ван, с российской стороны — профессор Леонид Кустов.

Российско-Корейский центр науки и технологии в Красноярске основан на взаимных контрактах между российскими и корейскими научными учреждениями. С корейской стороны в центр входит Институт науки и техники (KIST), с российской стороны — Сибирское отделение Российской академии наук. Исследовательская деятельность данного центра ведётся в области катализаторов (Development of Diesel reforming catalyst for on-board generation of syngas). Возглавляют центр доктор Ха Хон Пиль, с российской стороны — профессор Института катализа им. Борескова Зинфер Исмагилов.

Статус учёного в Корее выше, чем в России. Хотя бы потому, что в Корее на науку выделяется значительно больше средств: у нас расходы по финансированию науки составляют три процента от ВВП против одного процента в России Научно-исследовательский центр новых материалов в Санкт-Петербурге образован с участием Корейского института материаловедения (KIMS) и Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Исследования в нём ведутся в области синтеза наночастиц (Development of New process technology for synthesis of high functional nano-particle). Возглавляют центр доктор Ким Пён Ги, с российской стороны — профессор Толочков.

Какие основные функции выполняет центр в плане развития научно-технического сотрудничества между нашими странами?

— В его задачи входит: подготовка базы для установления партнёрства между корейскими и российскими учёными; практическое планирование реализации совместных исследовательских задач; поиск интересных тем для совместной работы.

Для этого мы проводим семинары и симпозиумы с участием специалистов из обеих стран, анализируем положение российской науки и техники на международном уровне, выявляем сильные отрасли и преимущества российской научно-технической сферы для возможного сотрудничества. Финансируем заинтересовавшие нас исследования.

Также центр развивает инфраструктуру для реализации совместных проектов с российскими организациями и специалистами, в частности, содействует трём вышеупомянутым центрам (энергетическому, центру новейших материалов и сибирскому); развивает контакты с российскими организациями, проводящими фундаментальные/практические исследования, с государственными ведомствами, курирующими сферу науки. Мы поддерживаем тесные контакты с РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, с Министерством образования и науки, «Роснано», «Росатомом», РФФИ.

Российско-корейская деловая встреча по нанотехнологиям Вы упомянули о финансировании интересных вам разработок. Опишите процедуру получения гранта для российских исследователей?

— В ходе совместных мероприятий учёные из Кореи отмечают заинтересовавшие их и соответствующие определённой теме исследования и сообщают о них нашему центру; а мы, в свою очередь, на конкурсной основе выбираем победителей, которые и получают финансирование.

Впервые о центре было объявлено на девятом заседании Российско-Корейского комитета по науке и технологии в 2007 году. Что уже удалось сделать?

— Мы смогли добиться реальных успехов, поддерживая научную деятельность созданных ранее центров.

Как я говорил ранее, мы устраиваем научные семинары и симпозиумы, на которых учёные двух стран могут установить взаимовыгодное сотрудничество, договориться о совместных разработках. Из проведённых мероприятий отмечу следующие. В 2007 году в России прошла Техническая конференция с участием корейских студентов, обучающихся в ведущих технических университетах вашей страны. Дважды проводился семинар по нанотехнологиям: в 2007 году в корейском Институте науки и техники, в 2008 году в МГУ. Также дважды прошёл Симпозиум по биотехнологиям: в 2008 году в Корее и в 2009 году в Москве и Санкт-Петербурге.

В результате этих встреч учёные из наших стран нашли общие интересы в области нано- и биотехнологий, а мы выбрали ряд интересных проектов, которые собираемся профинансировать.

Также наш центр организует посещения российскими учёными различных университетов и научно-исследовательских институтов Кореи, и корейскими делегациями российских технопарков. Это даёт возможность организовывать совместные разработки и доводить перспективные идеи и открытия до готового продукта.

Особо отмечу тот факт, что когда в 2008 году Россию посетил с официальным визитом президент Республики Корея, в ходе него наш центр оказал поддержку при организации встреч между представителями научных министерств Кореи и России, а также сотрудниками «Роснано» и «Росатома».

Каковы планы Российско-Корейского центра научно-технического сотрудничества на ближайшее будущее?

— С 30 августа по 3 сентября мы планируем провести во Владивостоке симпозиум для этнических корейцев на тему «Биология и море».

Второй Российско-корейский симпозиум по биотехнологиям В ближайших планах также: содействие участию делегации корейских учёных во II Нанофоруме, который организует «Роснано»; подготовка десятого заседания Российско-Корейского комитета по науке и технологии с участием представителей Министерства образования и науки России и Министерства образования, науки и технологии Кореи; участие в заседании, посвящённом 15-летнему юбилею МНТЦ.

Отдельно упомяну работу по оказанию организационной поддержки в подписании соглашения между РФФИ и Корейским национальным исследовательским фондом. Ну и, конечно, мы продолжим следить за ходом совместных проектов в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Москве.Каков статус учёного в Корее?

— На мой взгляд, он выше, чем статус учёного в России. Хотя бы потому, что в Корее на науку выделяется значительно больше средств: у нас расходы по финансированию науки составляют три процента от ВВП против одного процента в России.

Известно, что в России путь от исследований и разработок до внедрения их в производство очень долог и труден, и не всегда даже самые достойные доходят до финишной прямой. А как с этим обстоят дела в Корее? И что, по-вашему, нужно сделать для оптимизации этого процесса?

— В Корее путь разработки от идеи до внедрения в производство достаточно быстрый, так как каждое исследование начинается под поставленную цель, конкретное применение. Исследования, таким образом, тесно связаны с производством. В России, на мой взгляд, эту связь следует существенным образом усилить.

Не менее важны и финансовая поддержка правительства, и направленная на содействие инновационному развитию госполитика. Как мне кажется, сейчас в России стали уделять много внимания этому вопросу. Уже появляются такие корпорации, как «Роснано», призванные наладить коммерциализацию научных разработок. И в России, как нигде в мире, есть мощный научно-технический потенциал и преданные, несмотря ни на что, науке люди.