http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3f8fdedc-a9e2-4fbd-b343-b5c1876cf8c9&print=1© 2024 Российская академия наук
Дискуссия прошла в ходе делового завтрака, организованного 23 мая Сбербанком в гостинице «Астория». Президент крупнейшего финансового учреждения страны Герман Греф объяснил внимание к проблеме дефицитом квалифицированных кадров в отрасли. Сегодня в банке работают около 275 тысяч человек, и качество подготовки большой части кадров, по словам Грефа, оставляет желать лучшего. «На рынке постоянно появляются новые профессии, и сегодня насчитывается около ста новых специальностей, по которым наши вузы не выпускают специалистов», – сказал президент Сбербанка, добавив, что действующая система образования устарела и ей нужен прорыв на новый уровень.
В пример Греф привел теорию трех поколений университетов, разработанную Хансом Виссема из Дельфтского технологического университета в Голландии. Согласно этой концепции, отечественные вузы сегодня находятся на второй ступени развития. Тогда как главной особенностью университетов XXI века, по мнению авторов концепции, должна стать ориентация на создание стартапов и инноваций, взамен присущему второму поколению вузов стремлению открывать законы природы.
Выпускник такого университета должен обладать базовыми знаниями и навыками работы с информацией, что позволит ему с легкостью интегрироваться в любую отрасль экономики. Универсализация касается и языка преподавания. Если в вузах первого поколения преподавали только на латыни, а университеты второго поколения постепенно перешли на национальные языки, то в XXI веке преподавание должно вестись исключительно на английском языке. Добиться универсализации выпускника можно только благодаря сочетанию трех факторов: научно-исследовательской, теоретической базы и практики.
Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин в ответ на выступление Грефа заявил, что под эту модель вполне подходит факультет свободных искусств и наук СПбГУ, деканом которого он является. Бывший член правительства объяснил, что на первых курсах факультета учат критическому мышлению, после чего начинается специализация в конкретной отрасли, которую студент выбирает сам. Главная роль, по его словам, отводится воспитанию творческого мышления личности.
Ректор МГУ Виктор Садовничий тоже попытался вписаться в «голландскую модель», рассказав, что два года назад в университете была введена практика, когда студентам предоставили право посещать курсы, проводившиеся ранее только на соседних факультетах. Мол, интерес превысил все ожидания: в первый же день на междисциплинарные курсы записались 17 тысяч студентов. Этот полет мысли оборвал Герман Греф: «Вы готовите свободных художников, а нам нужны профессионалы».
По словам участников дискуссии, одна из главных бед современного образования – некачественная подготовка экономических и юридических кадров. При сравнении с развитыми странами заметно, что доля выпускников с экономическим и юридическим образованием в России (54%) заметно выше, чем в США (чуть выше 40%), Британии (35%) и Германии (30%). При этом доля гуманитарных кадров в России значительно ниже. В нашей стране обучение по гуманитарным специальностям проходят менее 5% студентов. В США и Британии эта цифра колеблется на уровне 15%, а в Германии приближается к 20%. Меньше в России и профессиональных кадров в технической сфере и в области медицины.
Очевидно, что экономическое образование в России перетягивает абитуриентов, в развитых странах поступающих на гуманитарные и технические специальности. Объяснить это попыталась вице-премьер по вопросам образования Ольга Голодец, которая считает, что обилие экономических выпускников «показывает только одно – это голосование самих студентов против узкой специализации». Видимо, отсутствие престижа гуманитарных и медицинских специальностей из-за низкой оплаты труда в этих отраслях действительно ни при чем.
Бывший министр образования – помощник президента Андрей Фурсенко в свою очередь напомнил о прикладной роли образования.
– Мы слишком серьезно относимся к образованию как независимой сфере. Важно не то, насколько она отстает от ведущих университетов в мире, а то, насколько она отстает от требований экономики. В основном мы готовим профессионалов для нашей страны. Поэтому в гораздо большей степени образование должно быть сдвинуто в область потребностей общества и страны.
– Андрей Александрович, страна – это кто? Страна – это общество? Страна – это бизнес? Это вы, администрация президента, или правительство? Кто ставит эту задачу? – конкретизировал модератор встречи Герман Греф, явно имея в виду потребности бизнеса в квалифицированных кадрах.
– Если говорить о науке, это должны быть организации ученых. Это не должен быть президиум Академии наук, – по всей видимости, реформа РАН остается одной из больных тем Андрея Александровича, – если говорить о бизнесе, это профессиональные объединения. На самом деле, ключевой вопрос: какое будет общество, какая будет экономика и какие под это дело надо ставить задачи.
Привязка образования к потребностям экономики справедлива. С учетом того, что ключевым сектором экономики остается сырьевой, само хозяйство страны стагнирует, а бюджеты всех уровней испытывают дефицитный голод, ожидать общественного заказа на технических специалистов для промышленности или гуманитарных специалистов, работающих в основном в бюджетных сферах, сложно.
Заказ на кадры в российской экономике (а она сегодня преимущественно посредническая) поступает в основном от компаний непроизводственного сектора, к которым, в частности, относится и Сбербанк. Они, даже несмотря на кризис, продолжают чувствовать себя относительно свободно, получают высокие прибыли и могут себе позволить высокой заработной платой привлекать кадры и формировать спрос на рынке.
Оплата труда гуманитарных специалистов, как правило, ниже среднерыночной. Технические специалисты оцениваются на рынке дороже, но их доля катастрофически мала из-за упадка промышленности и небольшого числа по-настоящему успешных предприятий. Поэтому доля экономических выпускников превышает все западные аналоги. А обеспечить качество образования такого количества экономистов система не может, в том числе из-за дефицита преподавателей, реальная оплата труда которых далека от декларируемых федеральным Минобразования стандартов. К сожалению, участники дискуссии об этом так и не сказали, увлекшись спорами о первостепенности специализированного либо универсального