http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3f9e7dd0-2b55-46ea-84dc-0f45ea957ec5&print=1
© 2024 Российская академия наук

Эконофизика и «формула Черномырдина»

12.06.2009

Источник: STRF, Беседовала Светлана Σ Синявская



Пока экономический кризис трактуется правительством как стихийное бедствие, за которое никто не несёт ответственности. В такой ситуации учёные-экономисты, эконофизики и математики не будут нужны при принятии государственных решений, считает Георгий Малинецкий.

Справка STRF:

Малинецкий Георгий Геннадьевич, заместитель директора по научной работе Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, доктор физико-математических наук, профессор

Каким Вы видите будущее эконофизики?

— Помните, Леонардо да Винчи изучал падение тел, бросая камешки. Он узнал, что падение зависит от плотности, массы и прочих вещей, получил много экспериментальных данных, но к развитию физики это не привело. На мой взгляд, эконофизика может остаться на уровне Леонардо да Винчи, то есть учёные будут анализировать чудесные данные статистики, математизировать всё и вся и так далее. Но если учёные смогут перешагнуть через это «музицирование», через барьер Галилея, то есть вывести ясные простые общие сущности, то тогда эконофизика станет важной и интересной частью математической экономики, которая в большой степени вдохновлена линейной математикой и которая пробует входить в сложный, богатый и интересный мир нелинейности. В этом случае у эконофизики славное будущее.

На будущем простых смертных это отразится? Будут ли востребованы эконофизические знания в правительстве?

— Важно, чтобы в правительстве была востребована таблица умножения. Взять хоть антикризисную программу правительства России на 2009 год. Экономический кризис в ней трактуется как дождь, снег, землетрясение, стихийное бедствие, а наша единственная надежда, по мнению авторов программы, что цены на нефть вновь станут заоблачными. Позволю напомнить русскую пословицу: «Кто рули и вёсла бросил, тех нелёгкая заносит». Пока Россия имеет один процент в глобальном мировом продукте, хотя располагает 30 процентами всех природных богатств мира. Нам нужно сейчас действовать так, как сказал в притче Христос расслабленному: «Встань и иди». Без этого из кризиса выйти не удастся. И не нужно ждать иностранных инвестиций! Нам самим пора бы научиться лечить, защищать, строить дома, кормить себя. Самим. А для этого нужен действенный управленческий аппарат. Сейчас выполняется только пять процентов решений президента, это равносильно тому, как если бы человек работал на 1/20 ставки! В эпоху кризиса управленческая дисциплина должна быть совершенно иной. В условиях нестабильности необходимо принимать правильные решения, а для этого нужно знать истинную ситуацию. И вот здесь эконофизика может помочь. Экономисты уже научились оперировать макроэкономическими индексами, и, сидя в правительстве, я бы, прежде чем проводить какие-то преобразования, поинтересовался бы индексом социальной напряжённости, чтобы понять, могу я проводить те или иные реформы, поддержит ли их элита и население? Иначе придётся вновь по-черномырдински разводить руками: хотели как лучше... Нельзя не отметить, что изменения в этом смысле происходят: то, что говорили учёные лет пять назад, в правительстве прочитали, поняли и говорят сейчас, Выучены слова национальные интересы, индикативное планирование, смысл и ценности, духовность России, но пять лет — слишком большой лаг, особенно во время кризиса. Нынешняя ситуация на правительственном уровне такова: текст писан, но читан, текст читан, но не понят, текст понят, но не так. На уровне регионов же ситуация иная: с безработицей там уже столкнулись и поняли, что проблемы сами не исчезнут, их придётся решать. Поэтому из таких регионов активнее стали обращаться к учёным. Сейчас, например, наш институт активно работает с Чувашской республикой, отчасти — с Ярославской и Московскими областями.

Сейчас Россия имеет один процент в глобальном мировом продукте, хотя располагает 30 процентами всех природных богатств мира

Все-таки странно, что в России, где так сильны математики, при принятии государственных решений не учитываются риски.

— Это происходит оттого, что пока мы живем в бессубъектном мире. Кто, например, отвечает за проведение в России образовательных реформ? Введение ЕГЭ и переход на двухуровневую систему бакалавр-магистр резко ухудшит положение и высшей, и в средней школе, об этом говорилось и на Совете Федерации, и в Госдуме, на эту тему вышла книга под редакцией Виктора Садовничего «Образование, которое мы можем потерять». Но изменить у нас ведь ничего не получилось, правда? Мнение 35 миллионов человек, выступавших простив этой реформы, не было принято во внимание. И прежде всего из-за отсутствия обратной связи между пожеланиями людей, их потребностями, и теми решениями, которые принимаются на государственном уровне. Кстати, в России 93 процента граждан, по данным ВЦИОМ, полагают, что они не имеют никакого отношения к этим решениям и не несут за них ответственности. Долго такая страна существовать не может. Основная масса населения и правительство должно быть в одной лодке. Как только мы с вами поймем, что мы не электорат, что мы народ России, то многое сразу изменится: мы расправим плечи и выйдем из кризиса.

Сейчас выполняется только пять процентов решений президента, это равносильно тому, как если бы человек работал на 1/20 ставки

Какая народная мудрость вам как прогнозисту с опытом ближе: человек предполагает, а Бог располагает, или на Бога надейся, а сам не плошай?

— Несомненно, «сам не плошай». Мировая статистика показывает, что каждый рубль, вложенный в прогноз или предупреждение катастроф, позволяет сэкономить от 10 до 100 рублей, которые пришлось вложить, чтобы ликвидировать или смягчить последствия уже произошедших бед. Но для того чтобы такая экономия состоялась, необходимо замкнуть круг: мониторинг — прогноз (моделирование) — предупреждение — принятие рекомендованных мер — анализ результатов — планирование дальнейших действий — мониторинг. А вообще, мне близка мудрость Франциска Ассизского, которому приписывают молитву: Господи, дай мне терпения принять то, что я не могу изменить, дай мне силы, чтобы принять то, что я могу и должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго. Учёные как раз и помогают реализовать последнюю часть этого императива.