http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=3fd4e989-a62e-427e-be5b-31c2cc3dae65&print=1© 2024 Российская академия наук
Несмотря на организационные проблемы, связанные с упразднением Федерального агентства по науке и инновациям, итоги конкурсов на гранты Президента России для господдержки молодых ученых и ведущих научных школ были подведены в установленные сроки. Списки победителей этого заметного на российском научном пространстве состязания публикуются в двух ближайших номерах «Поиска». Мы поздравляем конкурсантов, которым посчастливилось получить престижные президентские гранты, имеющие с прошлого года весьма солидное материальное обеспечение. Напомним, гранты выделяются на два года, их размер: для молодых кандидатов наук - 600 тысяч рублей ежегодно, а для докторов - миллион.
У тех, кто не попал в этом году в число победителей, есть некоторое утешение: борьба за гранты-2010 была нешуточной. Ее отголоски звучали на Совете по президентским грантам, который собрался для утверждения решений экспертных комиссий по областям знаний.
Открыл заседание председатель совета, ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана академик Игорь Федоров. Он предложил коллегам ознакомиться с данными по конкурсу-2010 и задать интересующие их вопросы пришедшим на мероприятие руководителям экспертных комиссий. Анализ особенностей нынешнего конкурса представил заместитель руководителя Роснауки, заместитель председателя совета по президентским грантам Александр Клименко. Он отметил, что после прошлогодней встряски, связанной с изменением нормативной базы по президентским грантам, на этот раз все мероприятия были проведены в штатном режиме. Конкурс объявили в декабре, в назначенный срок проведена экспертиза заявок, с начала второго квартала должно пойти финансирование.
Осуществление этих стандартных процедур потребовало немалых организационных усилий. Настал четный год, в который к ежегодным конкурсам для молодых кандидатов (МК) и молодых докторов (МД) наук добавляется соревнование между научными школами за право назваться ведущей (ВНШ). Конкурс ВНШ вызвал особый ажиотаж, связанный, в том числе, с январским решением совета сократить число победителей с 650 до 400, чтобы несколько увеличить размер гранта, отметил А.Клименко. Всего на конкурс-2010 было представлено 3805 заявок по номинации МК, 395 - по МД, 1915 - по ВНШ. Одновременно проводилась экспертиза отчетов грантополучателей за 2009 год: анализировались 894 работы кандидатов наук, 158 - докторов, 645 - ведущих научных школ. Общее количество проведенных экспертиз перевалило за 20 тысяч.
Кстати, по результатам рассмотрения отчетов грантополучателей двум молодым кандидатам было отказано в продолжении финансирования. В адрес совета по грантам, сообщил А.Клименко, пришли письма, аргументирующие необходимость сохранения поддержки: дескать, работы выполнены успешно, небрежно составлены только отчеты. После консультации с экспертными комиссиями бюро совета посчитало нужным оставить их решения в силе. Как, если не по отчетам, проверяющие должны оценивать качество результатов? Совет поддержал такую позицию, решив, что это будет хорошей наукой для других исполнителей.
А.Клименко привел по всем трем конкурсам 2010 года данные о распределении участников и победителей по ведомствам, регионам и областям знаний в сравнении с показателями прошлых лет. На основе этой информации совет принял решение о корректировке некоторых условий проведения конкурса. Так, взрывной рост числа заявок, особенно в номинации «Общественные и гуманитарные науки» (здесь приведена диаграмма для конкурса МК, в случае с МД и ВНШ ситуация сходная), заставил организаторов конкурса задуматься о введении ограничений на число претендентов от одной структуры.
Председатель экспертной комиссии по общественным и гуманитарным наукам, председатель РГНФ Юрий Воротников сообщил, что в этом году Ставропольский госуниверситет прислал на конкурс МК 122 заявки, из них 106 - гуманитарного профиля.
- Мы имеем информацию, что кандидатам в приказном порядке велели «подавать на грант», - сообщил Юрий Леонидович. - По результатам экспертизы в число победителей никто из этих участников не попал.
По словам А.Клименко, это вопиющий, но далеко не единственный пример такого рода. Если тенденция сохранится, совет рискует оказаться в сложной ситуации. Уже в этом году средний конкурс среди кандидатов наук составил 10 человек на место (19 - в общественных и гуманитарных науках). Совету приходится в ограниченные сроки проводить экспертную работу в огромных объемах. Да и задача отобрать достойных при такой конкуренции часто не имеет корректного решения, отметил Александр Викторович. Он предложил внести изменения в порядок проведения конкурсов: организации должны проводить предварительный внутренний отбор и только после этого после этого представлять на федеральный уровень определенное количество своих лучших молодых ученых. Лимит присылаемых от одной структуры работ может определяться, например, ее численностью.
«Границу надо установить, но она должна быть «мягкой», исходить из экспертной оценки, мы же имеем представление о возможностях каждой организации», - высказал свое мнение И.Федоров. Совет решил отработать схему «разумных ограничений» и просить Минобрнауки рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в конкурсные условия.
Каждый из конкурсов на гранты президента 2010 года имел свою специфику. МК отличился существенным (на 160 заявок) повышением представительства по сравнению с прошлым годом технических и инженерных наук. Конкурс по этой номинации составил 10 человек на грант, в «информационно-телекоммуникационных системах и технологиях» он оказался больше 11, в «биологии, сельскохозяйственных науках и технологиях живых систем» - около 9, в «медицине» - около 8. Совет перераспределил на эти номинации 10-процентный резервный фонд из направлений «математика и механика» и «физика и астрономия», где конкурс был почти вдвое меньше.
Основные ведомства, к которым принадлежат участники МК - Рособразование и РАН, в этом году «сыграли вничью» - по 39% победителей. При этом по числу участников вузы сильно опережали академические НИИ - их посланцев было в три раза больше. Увы, экспертное сито прошли немногие. Конкурс молодых кандидатов традиционно славен широким региональным размахом. В МК-2010 приняли участие представители 75 регионов.
Рост числа заявок на президентский грант от молодых докторов наук практически во всех номинациях организаторов конкурса не встревожил, как в случае с кандидатами, а наоборот, порадовал. В МД-2010 на 60 мест претендовало 395 человек. Высокими конкурсами, кроме гуманитариев, отличились «информационно-телекоммуникационные системы и технологии» - почти 8 человек на место, «химия, новые материалы и химические технологии» - около 7, «биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем» - 6,5. В конкурсе МД-2010 вузы обошли коллег из РАН, собрав в два раза больше грантов.
Председатель экспертной комиссии по физике и астрономии директор ИОФ РАН Иван Щербаков рассказал, что выбрать пятерых лучших из 25 номинантов по физике было очень сложно. «Есть ли надежда, что количество грантов для молодых докторов, элиты российской науки, будет увеличено?» - спросил Иван Александрович.
- Доктор наук в возрасте до 40 лет - действительно, событие, поэтому жаль, что многие достойные участники остаются за бортом конкурса, - согласился с коллегой А.Клименко. - Совет может выйти в правительство с предложением об увеличении числа грантов для докторов.
Председатель совета И.Федоров предложил более радикальное решение: поставить перед властными структурами вопрос об увеличении общей цифры конкурсного финансирования, которая явно нуждается в корректировке.
Самые нешуточные страсти в ходе борьбы за президентские гранты традиционно разгораются вокруг конкурса научных школ, в котором распределяются совсем небольшие средства. Правда, после произведенного советом в январе текущего года уменьшения числа победителей годовое финансирование ВНШ немного выросло, но 500 тысяч рублей в год на добрый десяток исполнителей - явно не главный стимул для претендентов.
Между тем, число заявок в этом году выросло по сравнению с 2008-м по всем направлениям, кроме математики и механики, а средний конкурс составил около пяти школ на место. Самый высокий уровень конкуренции продемонстрировали гуманитарии с показателем 17,8, представители технических и инженерных наук - 8,5 и информационно-телекоммуникационных систем и технологий - 6,4. Среди ведомств с большим отрывом первенствовала Академия наук, организации которой получили более половины грантов.
Подтверждением того, что научные школы борются, прежде всего, за престиж, стало письмо, которое направила в совет по грантам экспертная комиссия по математике и механике. В нем, по словам председателя комиссии, директора Института механики сплошных сред Уральского отделения РАН академика Валерия Матвеенко, перечислены «три десятка школ, получившие высшие оценки экспертов, но не ставшие победителями». Комиссия выступила с инициативой - рассмотреть вопрос о возможности присвоения таким организациям статуса ведущих научных школ сверх установленной квоты без денежного вознаграждения.
Здесь И.Федоров был категоричен: «Размывание установленных границ сделает процесс неуправляемым и приведет к потере значимости статуса». Совет решил отмечать высокий уровень заявок, направляя благодарности в организации, где работают получившие высшие баллы научные коллективы. А выигравшим научным школам участники заседания предложили вручать дипломы победителей, «которые можно повесить на стенку». Лауреатов конкурсов МК и МД, согласно указу президента, с нынешнего года будут чествовать в своих федеральных округах, и наряду с премией вручать почетные свидетельства. Такие же документы совету поручено подготовить и для награждения ведущих научных школ.