САД НЕСКУЧНЫЙ, ЗАЛЫ НАМОЛЕННЫЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ТУМАННЫЕ: КРУГЛЫЙ СТОЛ ГОСДУМЫ В РАН
27.06.2018
Источник: Индикатор, 27.06.18
В
Российской академии наук прошел круглый стол комитета Государственной Думы по
науке и образованию, в котором участвовали руководители РАН, Министерства науки
и высшего образования, нескольких парламентских комитетов и других более или
менее связанных с наукой организаций. Когда будет принят закон о науке, как он
будет выглядеть, как разные ведомства смотрят на новое старое министерство и
как проходит «конструктивное» обсуждение закона о науке, если в нем участвуют
медики, архитекторы и авиаторы, читайте в репортаже Indicator.Ru.
Круглый
стол довольно четко делился на две половины. Если в первой выступающие
держались в рамках заявленной темы («Правовое обеспечение научной и
научно-технологической деятельности в Российской Федерации: состояние, проблемы,
перспективы развития»), то во второй касались ее лишь изредка.
Выкинуть
все лучшее: как нужно менять законопроект о науке Технические науки
Учитывая
место проведения круглого стола (здание президиума в Нескучном саду,
«намоленные» залы, как выразился Геннадий Онищенко), неудивительно, что к
обсуждению основного закона о науке добавились разговоры о поправках к закону о
РАН. Интрига вокруг президентских поправок, расширяющих полномочия Академии, и
исправлений правительства, по которым РАН может потерять контроль над
ликвидацией научных институтов, пока продолжается.
Президент
РАН Александр Сергеев заверил, что Академия действительно может получить новый,
более высокий юридический статус, о котором так много говорят ученые и которого
все они так ждут. Это инициатива Путина, и первым шагом в ее направлении станет
«актуализация» задач Академии, дополнение их в соответствии с президентскими
поправками к закону о РАН. Стоит отметить, что острой ситуации по поводу
поправок, из-за чего профсоюз работников РАН грозился собрать митинги, Сергеев
не коснулся.
Первый
замминистра науки Григорий Трубников выразил надежду, что закон о науке будет
принят в 2018 году. Упомянул он и разрабатываемые национальные проекты «Наука»
и «Образование». Впрочем, по его словам, министерство видит себя соисполнителем
почти всех нацпроектов. Уже разработана новая программа научно-технологического
развития, она может быть принята в ближайшие месяцы.
Замминистра
рассказал, что проект закона о науке после обсуждений получил более 400 замечаний,
около 50 экспертных заключений, в нем учтены и Стратегия
научно-технологического развития, и новая программа научно-технологического
развития. По словам Трубникова, главное в этом законе то, что он модернизирует
законодательство в сфере науки и технологий, закрепляет новую модель отношений
исследователей и государства, в которой ученые будут заинтересованы проводить
исследования по важным для России темам.
Закон
будет регулировать научную, научно-техническую и инновационную деятельность.
Впрочем, по поводу последней возникали сомнения, нужна ли она в этом документе.
В законе о науке уточнится место и роль РАН и национальных исследовательских
центров (НИЦ), он же закрепит статус центров коммерциализации результатов
интеллектуальной деятельности, бизнес-инкубаторов, акселераторов, центров
прототипирования. Также в нем обещают заменить экономические критерии
деятельности институтов на оценку результативности, под которой подразумевается
качественно-репутационная оценка и наукометрические показатели.
Первый
заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко
поднял вопрос о том, как должен выглядеть закон о науке: должен ли это быть
отдельный документ или он будет носить характер кодекса? «Может быть, уже на
дальнейших этапах наши потомки действительно объединят это все в единый закон»,
— сказал он. Также Онищенко призвал отложить обсуждение закона, «судя по тем
материалам, которые мы имеем». Председатель комитета Госдумы по образованию и
науке Вячеслав Никонов в ответ заметил, что этого закона в плане работы
правительства нет, так что и переносить ничего не нужно.
Завхоз
для монстра или лучший возможный кандидат Технические науки
Вскользь
затронули и тему разделения Министерства образования и науки: Григорий
Трубников назвал новое Минобрнауки преемником прошлого большого министерства
(ведь аббревиатура сохранилась именно за ним), а Геннадий Онищенко, напротив,
«новорожденным». В целом же выступающие сошлись на том, что разделение ведомств
замедлит согласование и утверждение документов. В какой-то момент обсуждение
дошло до того, что закон стоило бы вернуть на стадию концепции из-за того, что
сменилось руководтво министерства, а значит, и подходы ко многим вопросам.
После
этого большая часть докладов начиналась с признания роли науки в целом и
продолжалась рассказом о достижениях и бедах конкретно того учреждения (НИИ,
ГНЦ и так далее), которое представлял выступающий. Говорили о проблемах с
реагентами для исследований (несмотря на обещание, которое президент дал в
феврале этого года, ситуация пока не улучшилась, а в некоторых случаях и
наоборот), о масштабных спортивных стройках последних лет, о том, как снижается
число защищающихся аспирантов, давали экскурс в историю Академии, рассказывали,
что такое государственные научные центры, предлагали исключать из отчетов
показатели публикаций по WoS, а оставить только «ядро РИНЦ» (чтобы ученые свои идеи
из страны не выносили). Рассказывали о проблемах низкой изобретательской,
инновационной активности, о малом числе защищаемых патентов, о разрыве в
развитии науки в мегаполисах и в регионах, о финансировании науки в целом,
прозвучали предложения разделить законодательно и финансово НИОКР на две части
и объявить 2020 год годом интеллектуальной деятельности.
Далеко
не все проблемы и предложения были хоть как-то связаны с законодательным
регулированием. В завершение модератору дискуссии, Вячеславу Никонову, ничего
не оставалось, как поблагодарить ее участников: «Мне кажется, что решения мы в
основном нащупали… С этой точки зрения наше сегодняшнее заседание было очень и
очень правильным и продуктивным. Во всяком случае, все более-менее поняли, в
каком направлении нужно двигаться».