http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=416411a8-e400-404d-8cbc-4727a6cf96b5&print=1© 2024 Российская академия наук
Говорят, скучно жить без сюрпризов. Но это кому как. Вот руководство Российской академии наук, к примеру, неожиданностей явно опасается. Слишком много их было за минувший год. И все - от начальства. Концепции, стратегии, программы... Последняя мода - на конкурсы. Не успели добровольцы освоить грант президентской администрации на "анализ структуры, функций, источников и механизмов финансирования" академического сектора науки, как на официальном сайте Федерального агентства по науке и инновациям появилось извещение о новом, неизвестно чем грозящем РАН конкурсе.
На этот раз в рамках Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" желающим предлагается побороться за 24 миллиона рублей и право разработать "механизм управления государственным имуществом, не используемым в исследовательской деятельности и находящимся в пользовании научных организаций в государственном секторе науки" (лот 6, РИ-14/007, XXV очередь). Одно из требований - подготовить пакет документов для "практической организации передачи имущества... в управление специализированной организации (фонду)".
О каком же имуществе идет речь? Ну, конечно, о недвижимом. Общеизвестно: с советских времен многие НИИ располагаются в весьма приличных зданиях. И пользуются этим, сдавая площади в аренду и расходуя деньги на собственные нужды. Академическим организациям такая привилегия дарована законом "О науке и государственной научно-технической политике". Закон этот действует уже много лет, и все это время продолжаются попытки его "подправить". Аргументы традиционные: имущество, дескать, используется неэффективно. Академики отбиваются, созывают пресс-конференции, где сыплют цифрами.
Кто тут прав - судить трудно. Позиция РАН всем понятна - расставаться с имуществом тяжко. Мотивы оппонентов ясны меньше. Может, и правда об эффективности пекутся. А может, и о чем-нибудь другом. Недвижимость-то никому не лишняя.
Как бы там ни было, вопрос об управлении имуществом не мог не "всплыть" в ходе затяжных и очень сложных переговоров между РАН и Минобрнауки. Обжегшись на прошлогодних концепциях, министерство сочло за благо согласовывать с академией касающиеся ее бумаги. При обсуждении Программы модернизации академического сектора науки удалось снять большинство противоречий - за исключеньем "пустяка". Минобрнауки внесло в документ пункт о создании специализированного фонда для управления имуществом, а представители РАН требовали его исключить. Проект программы министерство у себя на сайте "повесило" в собственной редакции вместе с письмом президента РАН Юрия Осипова, возражавшего против фонда.
Позже пункт преткновения все же изъяли, но по-хитрому. Слово "фонд" из документа испарилось, однако весь смысл министерской затеи остался. В окончательной редакции программы говорится и о "новой системе управления активами", и о "консолидации средств". Невероятно, но этой простейшей уловки оказалось достаточно, чтобы успокоить академиков. Во всяком случае, в обоих лагерях заговорили о достигнутом "единстве мнений".
Но вот, как из засады, выскочил злополучный шестой лот. Старая песня о фонде зазвучала с новой силой, подкрепленной солидным количеством госбюджетных рублей. Академики в замешательстве. Вице-президент РАН Валерий Козлов в разговоре с корреспондентом "Поиска" очень тщательно подбирал слова. Самое резкое - "недоумение".