http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4301c8de-92c0-4a5e-ab94-44c303af7487&print=1© 2024 Российская академия наук
В современном российском образовании усиливается новый вектор развития — стране нужны специалисты со знанием азиатских рынков, экономики и права
Изменение внешнеэкономической обстановки требует кардинальных изменений подхода к обучению и переобучению специалистов. О том, как один из крупнейших российских вузов работает в условиях внешнего давления, в интервью «Эксперту» рассказал ректор МГИМО МИД России, академик Российской академии наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол, член Коллегии МИД России Анатолий Торкунов.
— Повлияли ли последние политические события на МГИМО?
— Мы руководствуемся тезисом: «Если тебе неподвластны события, то просто делай то, что ты должен делать». Главная задача МГИМО — учить студентов, готовить их к тому, чтобы они были востребованными специалистами в любых обстоятельствах. Мы понимаем, что объективно усиливается азиатский, незападный вектор во внешнеэкономических связях и внешнеполитических приоритетах. Речь идет об ориентации на азиатские рынки и большем внимании к управленческим моделям и правовым системам за пределами евроатлантического контура.
Исходя из этого мы провели необходимые корректировки учебного плана, открыли больше групп китайского, арабского, турецкого языков на юриспруденции, экономике, бизнес-информатике. И скорректировали свои планы в связи с тем, что набора на совместные магистерские программы с европейскими университетами на предстоящий учебный год не будет.
— Но перспективы у ваших европейских программ остаются?
— Надо отдать должное нашим многолетним партнерам: студенты совместных программ, как россияне в Европе, так и французские, немецкие, итальянские студенты, спокойно завершают учебный год, получают совместные дипломы в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. Уверен, что крепкие связи, формировавшиеся на протяжении нескольких десятилетий, являются залогом быстрого восстановления рабочих контактов после того, как ситуация в Европе вернется к норме.
— То есть вы оптимист?
— Ответственный ректор не может позволить себе уныния, а университет не должен останавливать своего развития. Сохраняя международность, мы наращиваем набор на площадке МГИМО в Женеве, где реализуются программы по юриспруденции, стартуют программы по экономике, многосторонним институтам, торговому делу.
Одновременно филиал МГИМО в Узбекистане превращается в серьезный образовательный хаб для всего Центрально-Азиатского региона. В Ташкенте открываются новые программы по энергетике и товарно-сырьевым рынкам, начинает работу лицей МГИМО.
— Известно, что свою стратегию развития МГИМО реализует с помощью программы государственной поддержки университетов «Приоритет 2030».
— Да, это так. «Приоритет 2030» содержит в себе такие стратегические для университета проекты, как создание программ подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства, специалистов для работы на мировых аграрных рынках, профессионалов в сфере экономико-правового регулирования устойчивого развития, экологии, ESG.
Даже в изменившейся ситуации мы видим серьезные возможности для развития проекта русской международной школы за рубежом. Я уже упомянул лицей в Узбекистане, но школы МГИМО откроются в этом году и в Киргизии. Мы тщательно прорабатываем планы открытия школ в Турции и Вьетнаме.
— В рамках программы «Приоритет 2030» запущен проект «Цифровые кафедры». Каким образом в него включен МГИМО? И какие еще «цифровые» программы» вы планируете открыть?
— Мы всегда стремимся обеспечивать своих студентов возможностями изучать лучший мировой опыт в самых актуальных областях. Несколько лет назад именно мы были первым университетом в России, открывшим совместно с МФТИ МВА по цифровой экономике и специализированную магистратуру «Искусственный интеллект». Эта магистратура пользуется стабильно высоким спросом среди абитуриентов. В этом году, отвечая на потребности рынка, мы открываем новые программы с «цифровым компонентом» на целом ряде направлений— в юриспруденции, государственном и муниципальном управлении, экономике, торговом деле, социологии, рекламе.
В январе этого года национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была дополнена тремя федеральными проектами, в том числе федеральным проектом «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», в рамках которого реализуется проект «Цифровые кафедры».
Проект дал нам еще один дополнительный стимул для развития ДПО — открытия программ профессиональной переподготовки для студентов в области цифровых компетенций. Обучение на «цифровой» кафедре позволит студентам бакалавриата и магистратуры МГИМО приобрести дополнительную квалификацию или повысить свой профессиональный уровень (и здесь хочу отметить, что молодежь и в гуманитарных вузах сейчас активно увлекается «цифрой») в области цифровых компетенций, которые как никогда востребованы на рынке труда. Без отрыва от основной программы обучения молодые люди могут попробовать себя в роли разработчика, бизнес-аналитика или руководителя ИТ-проекта. Здесь мы активно сотрудничаем с нашими давними партнерами из Сбера, «Интерфакса», «Ростелекома», «ВКонтакте», МФТИ, Сколтеха и Группы компаний АДВ. Именно наши индустриальные партнеры станут основными преподавателями на программе — они взяли на себя 70 процентов курсов. На выбор студентов будет четыре специализации: разработка ИТ-продуктов, анализ данных, управление цифровой трансформацией, SMM-продвижение и работа с цифровыми медиа. Обучение начнется в сентябре, но уже сегодня по регистрации мы видим активный интерес к программе.
Еще один важный фактор в любой образовательной программе — это оценка полученных знаний, эффективность программы. Ассесмент студентов программ«цифровых» кафедр всех вузов — участников программы «Приоритет 2030» будет проводиться университетом Иннополис трижды — вступительный, в середине года и по окончании.
Цифровизация началась не вчера, но прошедшие два года ускорили ее внедрение, в частности в образовательной сфере. Мы понимаем, что сегодня это уже неотъемлемая часть нашей реальности.
— А МГИМО-Мед — это тоже часть «Приоритета 2030»?
— Нет, участие МГИМО в создании нового негосударственного медицинского вуза основывается на иной логике и на частных средствах. Почти два года назад губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев и глава группы компаний «Мать и дитя» академик Марк Аркадьевич Курцер выдвинули идею создать в Подмосковье медицинский университет с задействованием ресурсов госпиталя в Лапино, Одинцовского кампуса МГИМО. Два года упорной работы, формирование коллектива преподавателей, создание уникального учебного плана позволят нам начать подготовку специалистов в области лечебного дела в АНОО ВО «МГИМО-Мед».
Наш университет стал соучредителем нового вуза, дал ему свое имя. Вкладом МГИМО в новый университет является наш организационный и методический опыт, блок общественно-научных и управленческих дисциплин, международные контакты и, конечно же, лингвистическая подготовка. Хочу еще раз подчеркнуть, что это совместная инициатива профессионалов из сферы медицины и нашего университета.