МЕГАГРАНТЫ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ
24.09.2012
Источник: Наука и технологии России,
Σ Муравьёва Марина
Минобрнауки России готовится к проведению третьего конкурса мегагрантов
Минобрнауки России готовится к проведению третьего конкурса мегагрантов, правила которого правительство РФ определило в мае этого года. Теперь проекты будут утверждать на три года с объёмом финансирования до 90 миллионов рублей на весь период. Плюс – участникам программы придётся обеспечить софинансирование своих проектов. Почему появилось это новое требование и кого в министерстве хотели бы видеть среди победителей, STRF.ru выяснил у заместителя министра Игоря Федюкина.
На каком этапе находится подготовка к новому конкурсу?
– В настоящее время мы ждём, когда правительство РФ утвердит новый состав Совета по грантам. Необходимость в его переформатировании возникла в связи с тем, что в конкурсе третьей волны разрешили участвовать не только вузам, но и организациям РАН.
Раньше в совет входили учёные из академической среды, так что не возникало конфликта интересов. Теперь надо сбалансировать представительство вузов и академии.
Конечно, никаких квот мы не устанавливали, но постарались обеспечить максимальную публичность отбора – обратились в ведущие университеты, РАН, объединения учёных и попросили их представить своих кандидатов. В результате нам предложили на рассмотрение две сотни человек. Из них мы отобрали тех, кто не занимает административные должности, имеет высокий научный уровень и не собирается участвовать в конкурсе.
Как только будет утверждён новый состав совета, состоится его первое заседание, где и будут уточнены все правила проведения нового конкурса. Его планируется объявить в октябре этого года. Итоги будут подведены в марте.
По вашим прогнозам, институты РАН проявят активность в конкурсе?
– Думаю, да. Мы ожидаем вала заявок и от вузов, и от организаций академии. Экспертиза будет проходить по тем же принципам, что и в предыдущих конкурсах – в два этапа, с привлечением иностранных специалистов. Результаты передадут совету, который и определит победителей. Мы хотим предложить формализовать эту процедуру, чтобы те участники, которые наберут максимальное количество баллов, получали у совета автоматическое одобрение.
Будут ли отдаваться какие-то предпочтения по тематикам проектов?
– Перечень приоритетных направлений утвердит Совет по грантам. Мы, честно говоря, опасаемся, что институты и вузы будут стремиться привлечь научных звёзд, большинство из которых люди либо очень занятые, либо преклонного возраста. Нам бы хотелось, чтобы приоритет всё-таки отдавался тем учёным, которые имеют серьёзные научные достижения и при этом готовы активно работать над созданием новых лабораторий в России. Это ключевое требование. Необходимо добиться, чтобы они участвовали в жизни и работе своей лаборатории постоянно. Четыре месяца в год, как того требуют условия конкурса, непосредственно там находиться, в остальное время – руководить дистанционно.
Когда будет объявлен конкурс на продление проектов первой волны?
– В октябре. Мы уже разослали письма всем учёным, чтобы узнать их намерения. Многие подтвердили своё желание участвовать в конкурсе. Сколько проектов продлят, решит совет. Это может быть и один, и все 40. По нашим предварительным оценкам, явных провалов нет. У кого-то лучше получилось, у кого-то хуже. Но в целом все справляются с взятыми на себя обязательствами. В конце этого года мы планируем провести некое публичное мероприятие, возможно, конференцию, где подведём официальные итоги этих проектов.
Много вопросов вызывает требование софинансирования. Почему его всё-таки решили ввести, причём для действующих проектов в размере 100%?
– Для нас ключевой вопрос – вышла созданная лаборатория на устойчивую траекторию развития или нет.
Конечно, обеспечение софинансирования вводит определённые ограничения для желающих участвовать в программе. Однако, на наш взгляд, это оправдано, потому что свидетельствует о заинтересованности вуза работать с ведущими учёными и способности привлекать дополнительные средства. Источниками могут внебюджетные доходы вуза, ассигнования регионального и муниципального бюджетов, спонсорские деньги. Если какой-то ректор не заинтересован в этой работе, тогда в его вузе не место лаборатории мирового уровня. Мы хотим добиться от организаций более ответственного отношения к этой программе. Государство даёт деньги только на запуск проектов, а будут ли они дальше развиваться – зависит от самих участников.
Каких результатов ждёт Министерство образования и науки РФ от программы мегагрантов?
– Мы хотим добиться запуска серьёзной международной мобильности. В этом направлении сделан важный шаг. Раньше считалось, что крупные учёные ни при каких обстоятельствах не поедут работать в Россию, что от нас только все уезжают. Этот проект показал, что если создать хорошие условия работы и обеспечить достойное финансирование, то можно привлечь исследователей с мировым именем, включая нобелевских лауреатов. Это одна задача проекта, которая уже решена. Вторая заключается в формировании точек роста – лабораторий прорывного уровня с точки зрения научных достижений.