http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=432ff6e9-8538-4611-a0c8-c1ecf4f73de4&print=1
© 2024 Российская академия наук

ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

07.07.2015

Источник: Инвестиции в России, Леонид РАТКИН

О ежегодной конференции Комитета Ассоциации Европейского Бизнеса по интеллектуальной собственности

Накануне июльского саммита стран БРИКС и ШОС в Уфе, Ежегодная конференция Комитета Ассоциации Европейского Бизнеса по интеллектуальной собственности была проведена в Москве в июне в Представительстве ЕС в РФ. На конференции рассматривались тенденции развития, судебная практика и пути решения проблем по взаимодействию России и Евросоюза в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Конференцию открыл Председатель Комитета Ассоциации Европейского Бизнеса по интеллектуальной собственности (ИС), партнер Baker & McKenzie Е.А.Ариевич. Евгений Анатольевич кратко охарактеризовал складывающуюся ситуацию как неспокойную, но не критичную и имеющую множество решений. Для продолжения сотрудничества российских и иностранных предприятий и организаций в сфере науки и бизнеса в условиях санкций предлагается ряд направлений, среди которых отраслевая кооперация при совместной реализации инвестиционных проектов с использованием объектов ИС относится к числу приоритетных.

С приветственным словом к участникам и гостям Ежегодной конференции Комитета Ассоциации Европейского Бизнеса по ИС обратился Заместитель Главы Представительства Европейского Союза в Российской Федерации Свен-Олов Карлсон. Евросоюз рассматривает Россию как одного из ведущих деловых партнеров на мировом рынке, рассчитывая на скорейшее завершение «санкционного периода» и возобновление сотрудничества в полном объеме.

Ключевой доклад Заместителя директора Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии д.т.н., профессора С.Б.Алиева был посвящен различным аспектам взаимодействия с объектами ИС в рамках евразийской интеграции. Более года назад, 29 мая 2014 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕврАзЭС). В рамках ЕврАзЭС обеспечивается свобода движения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Также предусмотрено проведение единой скоординированной и согласованной политики в определенных отраслях экономики.

Договор о ЕврАзЭС вступил в силу на территории РФ с 1 января 2015 года. Днем позже, 2 января 2015 года к Договору о Евразийском экономическом союзе присоединилась Республика Армения, а 8 мая 2015 года – Кыргызская Республика. Учреждение ЕврАзЭС регламентировано статями 1-22, в которых отражены общие положения и принципы, цели, компетенции и право Союза, а также органы и бюджет созданной организации. Таможенному союзу посвящены статьи 23-61 Договора: в них отражены вопросы защиты прав потребителей, технического и таможенного регулирования и функционирования, санитарно-ветеринарных и карантинно-фитосанитарных мер, внешнеторговой политики, регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий, информационного взаимодействия и статистики. Единое экономическое пространство регулируется статьями 62-98, в частности, выделены аспекты развития трудовой миграции, промышленности, рынка государственных (муниципальных) закупок, энергетики, АПК, ИС, транспорта, естественных монополий, налогов и налогообложения, торговых услуг и учреждений с различными видами деятельности и направлений инвестирования, макроэкономической и валютной политики, общих принципов и правил конкуренции и регулирования финансовых рынков. Переходные и заключительные положения (статьи 99-118 Договора) объединяют вопросы внесения изменений в Договор и выхода из Договора, вступления Договора в силу, регистрации Договора в Секретариате ООН, соотношения Договора с иными международными договорами, разрешения споров, доступа к тексту и опубликования, перечня государств-наблюдателей, социальных гарантий и привилегий с иммунитетами, вступления в Союз, общие и специальные переходные положения, а также рабочий язык органов Союза и язык международных договоров в рамках Союза и решений Комиссии.

Правовая система Евразийского экономического союза объединяет Договор о ЕврАзЭС, решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии (принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза), международные договоры в рамках ЕврАзЭС (договоры, заключаемые государствами-членами по вопросам функционирования и развития Союза) и международные договоры ЕврАзЭС с третьей стороной (международные договоры, заключаемые с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями). Цели Евразийской экономической комиссии в сфере ИС заключаются в защите интересов обладателей прав на объекты ИС, развитии системы охраны, защиты и использования прав на объекты ИС государств-членов для повышения их конкурентоспособности, гармонизации законодательства и повышении инвестиционной привлекательности проектов и программ государств-членов ЕврАзЭС в сфере ИС.

Отраслевое направление по ИС включает Консультативный комитет по ИС, Рабочую группу по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты ИС, и Департамент развития предпринимательской деятельности, объединяющий Отдел правовой охраны объектов ИС и Отдел защиты объектов ИС, взаимодействующие с национальными органами государств-членов ЕврАзЭС. Среди проектов международных договоров в сфере ИС следует особо отметить Проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о едином таможенном реестре объектов ИС государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 года, Проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕврАзЭС, Проект Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе и Проект Договора о координации действий по защите прав на объекты ИС.

Согласно Проекту Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров ЕврАзЭС, в основе документа определены понятия «Единое свидетельство на товарный знак», «Единый реестр товарных знаков Союза и знаков обслуживания Союза», «Порядок подачи заявки, в т.ч., в электронном виде», «Единый реестр наименований мест происхождения товаров Союза», «Порядок регистрации товарных знаков Союза и предоставления правовой охраны наименованиям мест происхождения товаров Союза на территории государств-членов ЕврАзЭС», и одна из ключевых дефиниций – «Товарный знак Союза», предоставляющий заявителям наряду с национальными регистрациями товарных знаков дополнительную возможность регистрации товарных знаков ЕврАзЭС одновременно на территории всех государств-членов ЕврАзЭС. Вместе с тем, ряд положений Проекта Договора принципиально отличаются от национальных регистраций. В частности, реализован принцип «одного окна», обеспечивающий взаимодействие заявителя только с одним ведомством. Важными отличиями также являются принцип предоставления одновременной правовой охраны товарных знаков на территориях государств-членов ЕврАзЭС, возможность контроля регистрации товарных знаков национальными патентными ведомствами в целях защиты исключительных прав производителей и противодействия злоупотреблению правами, а также подача одной заявки в любое из патентных ведомств с выдачей единого охранного документа, действующего на территории государств-членов ЕврАзЭС.

Целью Проекта Договора о координации действий по защите прав на объекты ИС является формирование скоординированной системы защиты прав на объекты ИС, в частности, обеспечение эффективного пресечения оборота контрафактных товаров на территории ЕврАзЭС. Предусматривается гармонизация нормативно-правовой базы и совершенствование законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере защиты прав на объекты ИС на территории ЕврАзЭС и организация взаимодействия уполномоченных органов между собой и с Евразийской экономической комиссией для обеспечения взаимных интересов государств-членов ЕврАзЭС в сфере защиты прав на объекты ИС. Определены два основных механизмов взаимодействия: «внешний» - «уполномоченные органы – с Евразийской экономической комиссией» (закреплено Регламентом) и «внутренний» - «уполномоченные органы – между собой» (реализовано на основании международных договоров, участниками которых являются государства-члены ЕврАзЭС.

Проект Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе предназначен для создания согласованного механизма защиты законных интересов правообладателей при Осуществлении Коллективного Управления их Правами (ОКУП). С точки зрения российских и зарубежных инвесторов, он создает базу для реализации серии масштабных инвестиционных проектов в научно-промышленной сфере. Особое внимание уделено развитию малых и средних предприятий, в которых коллективы ученых могут разрабатывать инновационную продукцию на внутренний рынок государств-членов ЕврАзЭС.

Непраздный вопрос: окупится ли ОКУП? Будет ли при прогнозируемом объеме капиталовложений срок окупаемости реализуемых проектов достаточно низким, чтобы привлечь необходимо количество российских и зарубежных финансово-промышленных и инвестиционных компаний? Ответ положительный: ведь для деятельности государств-членов ЕврАзЭС и обеспечения транспарентности функционирования организаций по коллективному управлению имущественными правами не только унифицируются основные положения законодательства в сфере авторских и смежных прав, но и вводится публичная отчетность с обязательным аудитом механизма сбора, распределения и выплаты вознаграждения, а также регламентируется подотчетность в отношении членов ОКУП и правообладателей. Так что ОКУПаемость инвестиционных проектов ЕврАзЭС в научно-промышленной сфере очевидна. Главное, чтобы инициатива инновационных компаний не была утеряна и идея не попала «на откуп» компаниям с сомнительной репутацией и подозрительно-высокой активностью взаимодействия с т.н. «иностранными агентами», нередко проводящими на территории России (а теперь и государств-членов ЕврАзЭС), например, под ширмой широкой конференционно-выставочной деятельности, элементарный индустриальный шпионаж в пользу разведок стран, инициировавших экономические санкции по отношению к РФ.

Проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о едином таможенном реестре объектов ИС государств-членов Таможенного союза от 21.05.2010 предусматривает установление порядка доведения сведений Единого таможенного реестра до заинтересованных лиц, устранение недоработок в нормативно-правовой базе (правовых пробелов и противоречий – например, по расширению видов договоров по обеспечению исполнения обязательств о возмещении имущественного вреда), регламентирование порядка взаимодействия Комиссии с центральными таможенными органами государств-членов ЕврАзЭС, и передачу полномочий по ведению Единого таможенного реестра объектов ИС Комиссии. Проектом Протокола предусматривается разработка проекта Регламента ведения единого таможенного реестра, сформированного с учетом опыта ведения национальных таможенных реестров и анализа актов Европейского союза. Проект Протокола одобрен Решением Коллегии Комиссии от 14 мая 2013 года № 114 и Советом Комиссии (идет процесс подписания Решения Совета Комиссии), и прошел внутригосударственное согласование в государствах-членах ЕврАзЭС.

Региональный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак на территории государств-членов ЕврАзЭС предполагает свободное перемещение товаров внутри ЕврАзЭС («параллельный» импорт разрешен) и ввоз на территорию любого государства-члена ЕврАзЭС товаров, обозначенных товарными знаками, только с согласия правообладателя (ввоз товаров, обозначенных товарными знаками, без согласия правообладателя, не допускается и преследуется по закону – запрет на «параллельный» импорт).

Гармонизация нормативно-правовой базы в рамках Евразийской экономической комиссии предусматривает устранение правовых пробелов и противоречий в законодательстве государств-членов ЕврАзЭС. Например, в Республике Армения действует международный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак: в отношении введения регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак предоставлен переходный период – три года. В Кыргызской Республике применяется национальный принцип исчерпания исключительного права на товарный знак: в отношении введения регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак предоставлен «период перехода» в два года (на год меньше, чем в Республике Армения). Для стабилизации ситуации в нормативно-правовой сфере принято решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2014 № 45 «О создании рабочей группы по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности». Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 № 108 утвержден состав Рабочей группы, в которую вошли должностные лица и сотрудники Евразийской экономической комиссии, представители уполномоченных органов государств-членов ЕврАзЭС, представители Кыргызской Республики (Кыргызская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе 8 мая 2015 года) и представители бизнес–сообщества государств-членов ЕврАзЭС. Цель рабочей группы Евразийской экономической комиссии – выработка оптимального варианта исчерпания исключительного права на товарный знак в ЕврАзЭС с учетом юридических, экономических и социальных аспектов государств-членов ЕврАзЭС. Уже проведено 3 заседания рабочей группы, в ходе которых выработаны предложения о целесообразности сохранения регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак в ЕврАзЭС с введением в право Союза возможности установления изъятий для отдельных категорий товаров.

Разработанная стратегия охраны, защиты и эффективного использования ИС в Евразийском экономическом союзе обеспечивает повышение дополнительного интеграционного эффекта, ускорение инновационного и технологического развития, экономический рост и повышение конкурентоспособности научно-промышленных предприятий стран-членов ЕврАзЭС на ближайшее десятилетие (среднесрочная перспектива). Предполагается разработка рекомендаций для каждого государства–члена ЕврАзЭС с учетом региональных особенностей и уровня экономического развития, определение направлений стратегии охраны, защиты и использования ИС в ЕврАзЭС, проведение исследований уровня развития ИС (форм поддержки, инвестиционных стимулов и т.д.) в государствах-членах ЕврАзЭС, формирование планов мероприятий («дорожных карт») по реализации направлений стратегии и анализ международного опыта разработки стратегии в сфере ИС.

Основные направления Стратегии охраны, защиты и использования ИС в Евразийском экономическом союзе включают стимулирование инновационной и изобретательской активности, обеспечение благоприятных условий для творчества и поиска новых научно-технических решений, совершенствование регулирования использования объектов ИС в сети Интернет, модернизацию института регистрации товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и промышленных образцов, улучшение форм регламентов и процедур регистрации патентов на изобретения в ЕврАзЭС и формирование института патента ЕврАзЭС, усиление борьбы с распространением контрафактных товаров в ЕврАзЭС, оптимизацию механизмов по борьбе с нарушениями прав на объекты ИС, усиление контроля в сфере административно-правовых, уголовно-правовых и иных правоотношений для объектов ИС, конструирование новых форм и методов разрешения споров по правам ИС с улучшением качества функционирования органов государственной власти в сфере ИС. Для обеспечения реализации направлений стратегии предусмотрено повышение квалификации предпринимателей, ученых и юристов в сфере ИС, обеспечение доступности информации об охраняемых объектах ИС, создание образовательных программ по ИС на различном уровне и повышение информированности научной общественности в сфере ИС.

Разработка предложений в сфере государственного и наднационального регулирования институтов ИС включает выработку рекомендаций как для каждого государства-члена ЕврАзЭС (формирование системы государственного регулирования в сфере ИС, улучшение условий функционирования органов законодательной и исполнительной власти, совершенствование структуры управления в сфере ИС), так и коллегиально в рамках ЕврАзЭС (создание института патента ЕврАзЭС, проектирование наднациональных научных центров и инновационных предприятий, организация наднационального органа по регистрации товарных знаков, наименований мест происхождения товаров и промышленных образцов в ЕврАзЭС). К 2025 году предусмотрено создание серии «дорожных карт» (рекомендаций) для каждого государства-члена ЕврАзЭС с учетом особенностей уровня экономического развития и финансово-экономических, научно-промышленных и регионально-инвестиционных особенностей.

Запланировано достижение результатов по стратегически-важным направлениям научно-промышленного, социально-экономического и финансово-инвестиционного сотрудничества, в т.ч., по оценке уровня инновационного потенциала экономики государств-членов ЕврАзЭС (по каждому из государств-членов), формированию показателей и индикаторов в сфере охраны, защиты и использования объектов ИС для создания и функционирования системы мониторинга выполнения Стратегии, формирование научной базы ЕврАзЭС в сфере ИС с координацией деятельности национальных исследовательских центров и разработка и ведение автоматизированной информационно-аналитической системы данных об объектах ИС государств-членов ЕврАзЭС. Предполагается сотрудничество ЕврАзЭС с ведущими международными отраслевыми организациями, включая ВОИС (WIPO), JETRO, Ассоциацией европейского бизнеса, Американской ТПП, а также с посольствами США, Франции и ряда других стран в РФ. В ходе заседания 54-й Генеральной Ассамблеи государств – участников ВОИС Евразийской экономической комиссии предоставлен статус постоянного наблюдателя при ВОИС.

В завершении отметим, что Евразийская экономическая комиссия тесно и интенсивно взаимодействует по вопросам охраны ИС в научно-промышленной и финансово-инвестиционной сферах с государствами-членами ЕврАзЭС. В Республике Беларусь налажено сотрудничество с Ассоциацией защиты и охраны фирменных наименований и товарных знаков «Белбренд», Союзом юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» и Республиканским Центром по коллективному управлению имущественными правами. Надежная кооперация ЕврАзЭС с Республикой Казахстан осуществляется через Казахстанскую ассоциацию владельцев товарных знаков «КазБренд», Национальную палату предпринимателей Казахстана, Ассоциацию патентных поверенных Республики Казахстан и Организацию по коллективному управлению правами Республики Казахстан. Взаимодействие ЕврАзЭС с Республикой Армения проводится через Министерство экономики Республики Армения, Министерство финансов Республики Армения и Агентство по интеллектуальной собственности Министерства экономики Республики Армения. ЕврАзЭС сотрудничает с Кыргызской Республикой по каналам Министерства экономики Кыргызской Республики, Государственной службы по интеллектуальной собственности и инновациям при Правительстве Кыргызской Республики и Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики. Помимо соответствующих уполномоченных органов в РФ, оперативное координирование работ ЕврАзЭС и Российской Федерации ведется по направлениям Некоммерческого партнерства «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд», ТПП РФ, Некоммерческого партнерства «Антиконтрафакт», Общероссийской общественной организации «Российский союз правообладателей», Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» и Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация интеллектуальной собственности».

Выводы и предложения:

1. Интеграция в ЕврАзЭС, ШОС и БРИКС способствует не только экономической консолидации, но и защите объектов ИС, научно-промышленных достижений, а также укреплению объединенной финансово-инвестиционной инфраструктуры. Рассматривается ряд заявок на вступление в ЕврАзЭС от стран, членство которых в ЕврАзЭС позволит рассматривать Союз как мощное геостратегическое объединение, способное противостоять внешней экспансии, в т.ч., в сфере экономики.

2. Необходима организация и проведение в 2016 году Международного научно-практического форума по проблематике развития ЕврАзЭС, в рамках которого возможно проведение серии научных конференций по особенностям защиты ИС и евразийской интеграции в сфере ИС. Проведение конференций целесообразно под патронажем старейшей отечественной академии – Российской академии наук (РАН).