Благие планы энергосбережения

11.01.2011

Источник: Независимая газета, Олег Никифоров

На Ярославском энергофоруме были озвучены положения государственной программы энергосбережения и энергоэффективности

В начале декабря в Ярославле состоялся энергетический форум, в котором приняли участие руководители ключевых министерств РФ и российских органов власти, органов региональной власти и местного самоуправления, Российской академии наук, ведущие эксперты в области энергообеспечения и энергосбережения, топ-менеджеры крупнейших российских и международных компаний энергетического сектора, предприятий – производителей энергоресурсов и потребителей энергии, ведущие консультанты, финансисты и юристы.

На форуме присутствовали представители более 65 субъектов РФ, что позволило найти на общероссийском уровне новые подходы к решению вопросов развития энергетической и коммунальной инфраструктуры, энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики российских регионов.

Как отметил исполнительный директор Международного центра устойчивого энергетического развития (МЦУЭР) под эгидой ЮНЕСКО Евгений Надеждин повышению энергоэффективности российской промышленности препятствуют множественные факторы. В первую очередь это дешевый газ. В России большая часть электроэнергии, помимо гидроэлектростанций и атомных станций, имеет газовое происхождение. Цены на газ у нас значительно ниже, чем в Европе, что помогает многим отраслям российской промышленности удерживать определенные конкурентные преимущества. Иными словами, проблема энергоэффективности еще не стоит особо остро, что объясняет некую пассивность промышленников в инвестировании соответствующих программ. Однако в масштабах страны экономить энергию в разы дешевле, чем создавать новые мощности по ее выработке. Причем на начальных этапах повышение энергоэффективности – это проекты, которые достаточно быстро окупаются. Так или иначе, отсутствие активной позиции промышленного сектора в этих вопросах рано или поздно обернется большими проблемами, обусловленными резким скачком цен на газ и, как следствие, значительным ростом себестоимости выпускаемой продукции. В этих условиях не реализовавшие потенциал энергосбережения производители рискуют значительно утратить свои позиции на рынке. Совершенно очевидно, что рост цен на газ лишит российских промышленников серьезного конкурентного преимущества. Есть и другая причина, препятствующая повышению энергоэффективности в промышленности: недооцененный собственниками и топ-менеджментом потенциал энергосбережения либо их весьма консервативное отношение к данному вопросу. В целом же можно сказать, что развитие энергоэффективности в стране тормозит недостаток информации, мотивации и опыта финансирования проектов в этой сфере.

До участников форума были доведены положения государственной программы энергосбережения и энергоэффективности. Программа позволит до 2020 года обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВВП уже на 40%. Об этом сообщил участникам форума Анатолий Гордукалов, начальник отдела Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России.

Снижение энергоемкости ВВП российской экономики – важнейшая цель государственной политики в области повышения энергоэффективности. Как отметил Гордукалов, выступая перед участниками форума, в настоящее время около 40% топливно-энергетических ресурсов страны фактически идет на ветер. Оценка потенциала повышения эффективности использования энергии в Российской Федерации около 421,15 млн. т у.т./год.

Общий объем финансирования программы предполагается в размере 9532 трлн. руб., в том числе 8,77 трлн. руб. внебюджетных средств и 0,76 трлн. руб. средств федерального бюджета и региональных бюджетов.

Проект программы в целом одобрен на заседании правительства Российской Федерации от 21 октября 2010 года. После устранения замечаний будет представлен в правительство Российской Федерации.

Среди направлений, по которым возможно существенное увеличение эффективности, называются утилизация попутного нефтяного газа (в факелах сжигается – 14 млрд. куб. м в год), увеличение коэффициента использования нефти и глубина переработки нефти, снижение уровня потребления природного газа на собственные нужды (для обеспечения его транспортировки расходуется 59 млрд. куб. м/год), повышение КПД генерирующего оборудования (в настоящее время оно не превышает 33–38%) и снижение потерь в электрических сетях (средний уровень таких потерь 11%).

Переход на инновационный путь развития экономики предполагает широкомасштабную модернизацию технологической базы на основе новейшего энергоэффективного оборудования. Программа предусматривает существенное снижение доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему.

Нашли отражение в программе и задачи по снижению выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения. В числе задач и создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и вопрос подготовки соответствующих кадров.

Государственная программа включает в себя сегмент региональных энергосберегающих программ, в которые входят такие показатели, как эффективность использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры и сокращение потерь энергетических ресурсов, увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, в том числе за счет замещения бензина природным газом.

В настоящее время лишь 60% регионов подготовили программы повышения энергоэффективности, при этом лишь 35% таких программ соответствуют требованиям.

Региональные программы должны быть направлены на сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергоресурсами государственных и муниципальных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, а также на субсидии организациям коммунального комплекса на приобретение топлива и гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах. Сейчас энергоемкость российской экономики в 2,5–3,5 раза больше, чем в развитых странах. Сохранение высокой энергоемкости экономики приведет к снижению энергобезопасности страны и торможению экономического роста. Как отметил президент России Дмитрий Медведев: «Без решения данной проблемы не будет ни снижения издержек, ни роста производительности труда, ни повышения конкурентоспособности отечественной продукции».

Ярославская область – один из первых регионов в России, где повышение энергоэффективности стало ключевым направлением работы губернатора и правительства области. В области активно развивается деятельность по внедрению инновационных направлений в средней и малой энергетике, основанных на самых прогрессивных технологических решениях в области энергообеспечения и энергосбережения.

В рамках целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на 2008–2012 годы и перспективу до 2015 года» началась реализация одного из шести федеральных пилотных проектов – «Комплексная малая энергетика», который предусматривает развитие в регионе системы малой и средней когенерации. К 2015 году в 16 городах и районах Ярославской области будут введены в эксплуатацию 32 газотурбинные и газопоршневые когенерационные установки проектируемой установленной электрической мощностью 279 МВт.

Целевой ориентир на 2012 год – повышение эффективности использования энергетических ресурсов за счет снижения удельных показателей энергоемкости экономики Ярославской области на 13,5%. В целом до 2015 года за счет реализации проекта планируется на 40% повысить эффективность использования ресурсов в энергетическом комплексе и в 2 раза снизить энергодефицитность региона. Общий объем инвестиций в программу оценивается в 13,5 млрд. руб., механизм реализации – государственно-частное партнерство с привлечением внебюджетных источников.



©РАН 2024