http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4394af13-eb0a-47f3-94d4-f913a3e59107&print=1© 2024 Российская академия наук
Они были признаны положительными, несмотря на то что качество образования в России продолжает падать.
В воскресенье коллегия Министерства образования и науки подвела итоги развития образования в 2005 году. Они были оценены положительно, и особенно в части финансирования. Оно, по данным министерства, уже в 2005 году увеличилось на 35% по сравнению с 2004 годом и составило 160 млрд руб., а в 2006 году и вовсе должно превысить 200 млрд, пообещал министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Перечень бесспорных достижений в сфере образования министр открыл улучшением качества учебников, попадающих в школы, что стало возможно после того, как в 2005 году экспертиза учебников была передана Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). Правда, от этого пособий стало меньше: за неполный год на экспертизу было представлено более 250 учебников, из которых положительную оценку получили только 60%.
Положительным моментом, по мнению министра, является расширение эксперимента по единому государственному экзамену (ЕГЭ). В 2005 году в нем приняли участие 78 российских регионов, а по результатам ЕГЭ были зачислены в вузы около полумиллиона абитуриентов. 56% из них – жители сельских регионов, общее количество которых возросло на 10%. В то же время, как дал понять Фурсенко, роль ЕГЭ неизбежно изменится по сравнению с первоначальным замыслом. Вместо того чтобы стать единым обязательным критерием оценки итоговых знаний выпускников школ и вступительных экзаменов, «уже в ближайшее время он превратится во всех вузах страны в инструмент отсечения от поступления худших абитуриентов», – отметил Андрей Фурсенко.
Все остальные ипостаси ЕГЭ до сих пор не определены и по-прежнему находятся на стадии обсуждения.
В частности, обсуждается возможность сделать обязательным для сдачи только ЕГЭ по русскому языку.
Остальные предметы школьники, возможно, будут выбирать сами. Например, в зависимости от профиля будущего высшего образования это могут быть четыре гуманитарные или четыре естественно-научные дисциплины. Из перечня для гуманитариев, кстати, ЕГЭ по математике будет, скорее всего, изъят как слишком сложный, не исключает министр.
Кстати, дополнительным стимулом для использования ЕГЭ в качестве инструмента государственного регулирования качества абитуриентов стал уже наступивший демографический кризис. Уже в 2005 году выпускников 11-х классов было на 15% меньше, чем в 2004 году.
А к 2010 году, по прогнозам министерства, количество студентов сократится на 25–30%.
«К этому надо готовиться уже сейчас», – подчеркнул министр, признавшись, что уже в 2005 году министерство было вынуждено сократить контрольные цифры приема в федеральные вузы. Правда, заверил он, пока «в основном за счет непрофильных гуманитарных специальностей в технических вузах» (имеется в виду сложившаяся в последние годы практика повсеместной подготовки любыми вузами на коммерческой основе юристов и менеджеров).
Предполагаемое радикальное сокращение числа студентов неизбежно приведет через несколько лет и к сокращению числа преподавателей. Однако 2005 год можно считать для педагогических кадров относительно удачным. Впервые за многие годы 60 тыс. преподавателей вузов и техникумов смогли повысить свою квалификацию, а теперь всех их ожидает повышение зарплат в 1,5 раза. Радикально их жизни, правда, оно не улучшит (сейчас средний оклад в образовании не превышает 6 тыс. руб., что составляет не более двух третей средних зарплат по экономике). Но зато многих из них, в первую очередь классных руководителей и передовиков-инноваторов, ожидают бонусы за счет национальных образовательных проектов.
Впрочем, как оказалось, реализация национальных проектов проходит не совсем гладко.
Министерство, как признал «Газете.Ru» Андрей Фурсенко, особенно поначалу было фактически не готово «к тому, чтобы работать с такими крупными проектами, как национальные».
И в результате из-под их действия выпали целые категории потенциальных получателей «президентских» грантов. Как разъяснил Фурсенко «Газете.Ru», проблема заключается в том, что в «образовательном» законодательстве не были закреплены некоторые новые формы образовательных учреждений (например, образовательные центры, коррекционные школы). А раз так, то преподаватели этих «незаконных» образований не могут претендовать на гранты. В течение 2006 года министр пообещал «разобраться» с подобными законодательными казусами, а до тех пор порекомендовал взять на себя их финансирование субъектам федерации.
Как рассказала «Газете.Ru» глава департамента образования Москвы Любовь Кезина, в 2006 году только на компенсацию за классное руководство учителям из «выпавших» учебных заведений столичная казна выделила 25 млн руб. В число «лишенцев», по ее словам, вошли учителя вечерних, спортивных общеобразовательных и коррекционных школ, образовательных центров, кадетских корпусов). Общее число «выпавших» чиновница не назвала, но, по примерным данным, только в Москве их количество превышает 2,1 тыс.
Но все же главной из нерешенных проблем явно остается продолжение падения качества образования, и особенно в филиалах и представительствах вузов.
По статистике главы Федерального агентства по образованию Григория Балыхина, в настоящее время российские вузы открыли в общей сложности 911 филиалов, причем 40% из них в тех же городах, где находятся эти вузы. «Фактически филиалы превратились в пункты выдачи дипломов о высшем образовании. И не всегда безвозмездного», – подчеркнул Балыхин. Та же ситуация, по его словам, наблюдается и в представительствах вузов (в ряде случаев об их существованиях не знают ни учредители, ни вузы). Кроме того, во многих регионах происходят очевидные злоупотребления под предлогом обучения экстерном. Бланки дипломов на эти цели кое-где запрашиваются тысячами, подчеркнул он. Много нареканий, кстати, и к вузам. По данным главы Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктора Болотова, в 2005 году его ведомство провело проверку 400 вузов и их филиалов. Лишь 39% вузов прошли эту процедуру без замечаний. Две трети замечания получили, в том числе 38% – серьезные.
Впрочем, за падение качества образования с министерства, похоже, никто особо не спросит.
Как подчеркнула секретарь президентского совета по науке, технологиям и образованию Джахан Поллыева, «приоритетами в работе министерства должны быть приоритетные (читай: президентские) направления», в числе которых срочное повышение качества образования не значится. Именно по ним, подчеркнула Поллыева, и «должна вестись наиболее концентрированная и первоочередная работа министерства».