ВИТАЛИЙ ГИНЗБУРГ: С ДНЁМ ЛИДЕРСТВА И ИНТЕЛЛЕКТА! 12 АПРЕЛЯ ЗНАМЕНУЕТ БЕЗУСЛОВНО ПРИЗНАННУЮ ВО ВСЁМ МИРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ПОБЕДУ РОССИИ

18.04.2006

Источник: Sciencerf, Татьяна Бархатова

Перед нами стоит задача построения экономики знаний, или инновационной экономики

Виталий ГИНЗБУРГ, член Совета при Президенте РФ по науке , технологиям и образованию , лауреат Нобелевской премии 2003 года, академик РАН

12 апреля знаменует безусловно признанную во всём мире интеллектуальную победу России, которая наглядно продемонстрировала высочайший уровень отечественного образования , науки и технологий. Сегодня этот юбилей - хороший повод ещё раз задуматься о перспективах образования , науки и технологий в России и потенциале страны как одного из возможных интеллектуальных лидеров XXI века.

Перед нами стоит задача построения экономики знаний, или инновационной экономики. Альтернативного пути просто нет. Развитие человечества в этом направлении идет настолько быстро, что каждый день, когда мы как страна не вносим ничего нового в копилку мировой культуры, - это день нашего отставания. Острота и значение проблемы сегодня, по-видимому, осознаются и властью, и значительной частью общества. Одно из свидетельств этому - включение проекта "Образование " в число приоритетных национальных проектов и горячие споры вокруг концепции проекта и первых шагов по его осуществлению.

Действительно, качественное современное образование играет в экономике знаний ключевую роль. Ведь движителями инновационной экономики являются инновационно мыслящие люди - исследователи, изобретатели, предприниматели. Это не значит, что не важны другие факторы - правильные законы, инфраструктура и инвестиции. Но на первом месте все-таки стоит пресловутый "человеческий капитал". И образование - тот социальный институт, который этот капитал формирует.

В рассматриваемом контексте образование стоит понимать максимально широко - не только как процесс передачи специальных профессиональных знаний. На первый план выходят скорее просветительские и учебно-воспитательные задачи. Прежде всего важно заинтересовать молодежь возможностью творческой самореализации в научно-технической сфере, показав наглядные и яркие примеры, сформировать активный интерес к творчеству в самых различных областях, пробудить соответствующие здоровые амбиции. И одновременно воспитать чувство сопричастности и ответственности за будущее страны. Если эти задачи будут решены, то у нашего общества возникнет стойкий иммунитет ко всяческому мракобесию.

В проекте доклада Президенту РФ "Системные вопросы развития отечественного образования " прямо отмечалась утрата "системы воспитания в образовательных учреждениях от школы до вузов". Надеюсь, что задача построения "сквозной (от школы до вуза) учебно-воспитательной работы" будет решена в рамках национального проекта "Образование ". Есть общая, очень позитивная и очень масштабная цель - через реализацию национального образовательного проекта вернуть России статус страны - интеллектуального лидера. Вокруг этой цели можно и нужно объединяться, несмотря на возможные и даже неизбежные разногласия по частным вопросам. Самое важное - не погрязнуть в спорах вокруг непринципиальных проблем, а, определив общую стратегию, перейти к практическим действиям.

Это не только теоретические соображения. Есть и, так сказать, экспериментальные основания для оптимизма. В номере "Парламентской газеты" от 8 декабря 2005 года была напечатана статья "Пора формировать моду на интеллект", посвященная идее введения в школах просветительско-мотивационного курса "История великих открытий, изобретений и инноваций ". Эта идея нашла значительное число активных сторонников, причем как среди учителей и работников департаментов образования ряда регионов, так и среди представителей отечественного интеллектуального бизнеса. В Тверской области эта инициатива становится полноценным пилотным региональным проектом. Более того, возникло предложение использовать праздник 12 апреля как важный фактор интеллектуально -патриотического воспитания и отмечать его не только как День космонавтики, но и как День интеллекта и лидерства - праздник, символизирующий крупную интеллектуальную победу страны, а отнюдь не только профессиональный или отраслевой праздник.

Действительно, именно достижения в области космонавтики наряду, скажем, с российским атомным проектом и впечатляющими результатами в области лазерной физики во многом обусловили высокий и стабильный общественный интерес к науке и технологиям, престиж образования и интеллектуальных профессий в период со второй половины 50-х годов по первую половину 70-х годов прошлого века. Эти достижения стоит рассматривать не столько как повод гордиться прошлым, сколько как важный инструмент для воспитания молодежи и стимул стремиться к таким же результатам в будущем. Очевидно, что модернизация образования и научно-технологической сферы невозможны без высокого общественного статуса учителя, преподавателя вуза, исследователя, изобретателя, инновационного предпринимателя. А для этого в свою очередь необходима активная и систематическая работа - то, что раньше называлось научно-технической пропагандой.

Необходимо формировать моду на интеллект, лидерство, инновационное мышление, продвигать активных лидеров-организаторов в научно-образовательной и инновационной сфере как героев сегодняшнего дня. И делать это на основе современных коммуникативных технологий, ориентируясь прежде всего на те инструменты и методы, которые могут быть восприняты молодежью. В этом контексте идея повысить статус даты 12 апреля представляется более чем перспективной. Повышение статуса, с нашей точки зрения, должно выразиться прежде всего в уровне освещения в СМИ, проведении интересных для широкой аудитории праздничных мероприятий, организации лекций в вузах и тематических уроков (телеуроков) в школах, посвященных теме "Россия. Интеллект и лидерство". Праздничные мероприятия всех уровней обязательно нужно использовать для поощрения наиболее талантливых и активных учеников и студентов, молодых исследователей и изобретателей. При этом повторю: это необходимо делать, используя современные формы и ориентируясь на молодежь.

Если вести речь о пропаганде и воспитании, то чисто информационных инструментов, разъясняющих роль науки и пионерских технологий в развитии цивилизации, сегодня, очевидно, недостаточно. Зато, вне всякого сомнения, будут эффективны эмоциональные поводы, вызывающие чувство гордости за реальные достижения своей страны и сопричастности общим достижениям. Хорошим примером здесь является большой спорт. Действительно, странно было бы говорить о непосредственной практической пользе достижений в области профессионального спорта. (В этом есть определенное сходство с фундаментальной наукой .) Однако в свете недавно завершившихся Олимпийских игр трудно отрицать огромное эмоциональное воздействие побед наших спортсменов. Стоит вспомнить и о том, что свой вклад в заработанные спортсменами медали внесли инженеры и исследователи. Например, серебряная медаль российской команды бобслеистов была бы невозможна без боба, построенного на основе последних достижений высоких технологий. Очевидно, одержанные победы окажут влияние на приток молодежи в спорт, расширение производства спортивного оборудования, усиление поддержки спорта государством и бизнесом.

Равно такую же обратную связь надо создать и в научно-технической сфере. Считаем естественным и необходимым приток значительных бюджетных и частных средств в сферу образования , науки и технологий, основанный на высоком общественном интересе и престиже соответствующих профессий.

В самом деле, интеллектуальные победы могут быть не менее впечатляющими, чем спортивные. Сегодня многие еще помнят тот огромный подъем и воодушевление, которые испытали наши cоотечественники 4 октября 1957 года и 12 апреля 1961 года. Эти впечатления помогли сформировать целое поколение талантливых инженеров и исследователей, умеющих добиваться успеха. Волна общественного интереса хорошо отразилась в динамике конкурсов на поступление в научно-технические вузы. Начиная со второй половины 70-х годов число конкурсов значительно упало и еще более сократилось в 90-х годах, отражая тенденции распада и неверие в будущее. Однако последующий подъем производства породил обратную волну, не подхватить ее сейчас было бы весьма большой ошибкой. Даты праздников 4 октября 1957 года и 12 апреля 1961 года могут весьма способствовать этому. Это праздники нового поколения научно-технической элиты страны, которой в XXI веке по плечу не менее яркие достижения, чем осуществленный 45 лет назад полет человека в космос.



©РАН 2024