http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=45d7aac1-b7d0-4fec-a93a-ca5462cc0969&print=1© 2024 Российская академия наук
КОМПЕТЕНТНО
В СЕРЕДИНЕ МАРТА РУКОВОДИТЕЛИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК и РАО "ЕЭС России" ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ. ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОСТИГНУТЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ СО СТОРОНЫ РАН ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ, МЕХАНИКИ, МАШИНОСТРОЕНИЯ И ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ВОЗГЛАВЛЯЕТ УЧЕНЫЙ С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ - АКАДЕМИК ВЛАДИМИР ФОРТОВ. Он ЛЮБЕЗНО СОГЛАСИЛСЯ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА.
Российская газета: Сейчас активно обсуждается тема возникновения дефицита электроэнергии в некоторых регионах страны. Насколько, по вашему мнению, эта проблема серьезна? Владимир Фортов : РАО "ЕЭС России" и специальная комиссия РАН сейчас анализируют состояние генерирующих мощностей России, а также потребности отдельных территорий в электроэнергии и возможности ее передачи из региона в регион. Многое здесь зависит от темпов развития субъектов Федерации. В среднем по России темпы роста энергопотребления в 1,5 раза выше "оптимистического" сценария, заложенного в Энергетическую стратегию государства. Там, где экономика растет бурными темпами (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская обл.), дефицит мощностей отмечается уже сегодня. На Северном Кавказе сейчас почти 20-процентный дефицит мощностей. При сохранении этой тенденции дефицит мощностей в Северо-Западном регионе страны будет отмечаться в 2009-м, на Урале - в 2007 - 2008 годах, в Сибири - к 2008 году.
РГ: Какие шаги, на ваш взгляд, должны предпринять энергетики, государство, другие заинтересованные стороны, чтобы решить эту проблему?
Фортов: Нужен комплекс мер - согласованных и энергичных. Иначе энергетика из "локомотива" превратится в тормоз экономики. Комплексный план развития Единой энергосистемы России до 2030 г. сейчас разрабатывается РАО "ЕЭС России" при участии Академии наук. Прежде всего необходимо строить электростанции с высоким КПД. К примеру, парогазовые станции, где этот показатель достигает и даже превышает 60%. Быстро это можно сделать в децентрализованном варианте - путем строительства блоков небольшой мощности на площадках уже действующих станций и старых котельных. Предстоит заменить значительное количество электросетей, оснастив их более современным и надежным оборудованием. Это очень важно, потому что в России потери в сетях в 1,5 - 2 раза выше среднемировых. Отдельная проблема - современные системы диагностики, управления и защиты энергосистем. А потребителям надо учиться экономить энергию. Ведь по энергоэффективности мы в два-три раза отстаем от среднемировых показателей и в три-четыре - от развитых стран мира.
РГ: Подписав соглашение с РАО "ЕЭС России" как с крупнейшим производителем электроэнергии, Академия наук тем самым заявила о готовности к сотрудничеству по широкому кругу проблем. Есть ли в РАН такие институты и ученые, которые готовы взяться за решение сугубо прикладных и прагматичных задач, о которых говорит Анатолий Чубайс? Фортов : Академия наук всегда была активным участником и партнером в энергетических делах еще со времен плана ГОЭЛРО. В последнее время успешно реализуется совместный с РАО "ЕЭС России" план научно-исследовательских работ - по всем разделам современной энергетики с объемом финансирования 150 млн. рублей. В новом плане будут очень интересные проекты по теплофизике, электрофизике, экономике, теории управления, химической физике горения, по ресурсной базе, надежности, экологии и энергобезопасности, другим разделам современной энергетики. В этих работах примут участие многие институты РАН технического, физического, химического, экономического, математического, геологического профилей. Мы объединили усилия Энергетического института им. Кржижановского, РАО "ЕЭС России" с Институтом высоких температур, создав совместный институт по фундаментальным проблемам энергетики. Он оказался очень полезной формой сотрудничества - в особенности, когда речь идет о внедрении новых разработок в практику.
РГ: А вам не кажется, что цель Анатолия Чубайса - привлечь на свою сторону солидную экспертную организацию в лице Российской академии наук, заполучить РАН в качестве лоббиста своих интересов?
Фортов: Думаю, что вы упрощаете ситуацию. На разных этапах, в разных ситуациях Академия наук и поддерживала, и жестко оппонировала РАО "ЕЭС России". У нас постоянно шел и идет сейчас плотный диалог со специалистами энергохолдинга.
Надо иметь в виду, что у РАН особое положение и особый статус. В Академии наук собраны ведущие энергетики страны, вне зависимости от ведомственной принадлежности. Есть специализированное отделение, где я имею честь состоять. Но мы не ведомство, нам нельзя приказать, заставить говорить то, что мы не считаем правильным. Это делает РАН важным органом независимой экспертизы. Кстати, независимая экспертиза - главная функция многих академий мира. Поэтому я считаю вполне логичным, что глава РАО "ЕЭС России" обращается к Академии наук при проработке таких сложных вопросов, как реформирование отрасли, как разработка программы развития ЕЭС России.
РГ: В последнее десятилетие на отечественных станциях стремительно растет доля импортного оборудования. Выходит, наша промышленность не может производить продукцию, удовлетворяющую современным требованиям?
Фортов: Вы затронули тяжелую тему. Да, во многом мы утратили свои позиции, потеряли кадры, технологии, КБ и заводы. А ведь именно сейчас отечественной энергетике нужны новые разработки и технологии, и она готова за это платить. В такой ситуации РАО "ЕЭС России", как главный потребитель отечественного энергомашиностроения, вынуждено брать дело в свои руки. Знаковое событие последнего времени - приобретение РАО пакета акций "Силовых машин", который позволит энергетикам взять под контроль качество и номенклатуру продукции "СМ". Мы также рассматриваем возможность подключения к производству энергетических газовых турбин КБ и предприятий, связанных с созданием авиационных двигателей. Общими усилиями, я надеюсь, ситуацию сумеем выправить.
***
Вполне логично, что РАО "ЕЭС России" обращается к Академии наук при проработке таких сложных вопросов.