http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=468921b9-d2d7-4276-9c39-5da020555bbd&print=1© 2024 Российская академия наук
Летом 2022 года в Москве Министерством здравоохранения РФ совместно с компанией «РОСКОНГРЕСС» был организован и проведен Первый Национальный конгресс с международным участием «Национальное здравоохранение 2022». Всемирно-известные российские ученые-медики и их зарубежные коллеги обсудили актуальные проблемы развития мировой системы здравоохранения и привлечения инвестиций в отечественную медицину с использованием передового научного опыта.
Научная и деловая программа Первого Национального конгресса (ПНК) с международным участием «Национальное здравоохранение 2022» включала, в т.ч., проведение серии обучающих семинаров-практикумов Министерства здравоохранения РФ, ряда стратегических сессий «Экосистема современных технологий здравоохранения: вместо или вместе?», «Новые подходы к решению проблемы кадрового дефицита в отрасли», «Здравоохранение России 2030 – образ результатов в контексте Национальных целей» и «Удовлетворенность населения медицинской помощью: чем обеспечить клиентоцентричность отрасли?», встречу с Министром здравоохранения РФ (в формате отрытого разговора профессионалов в сфере управления системой здравоохранения) и конференцию со странами СНГ по вопросам применения Международной статистической квалификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, одиннадцатого пересмотра (МКБ-11), а также заседание Совета Союза «Национальная Медицинская Палата» и питч-сессию молодых лидеров здравоохранения Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского Университета. Но центральным событием ПНК явилось пленарное заседание с участием Министра здравоохранения РФ, д.м.н., действительного государственного советника Российской Федерации 2-го класса М.А.Мурашко: Михаил Альбертович открыл ПНК ключевым докладом «Национальное здравоохранение в эпоху ПОСТ-COVIDа», обратив особое внимание участников и гостей форума на мобилизацию системы здравоохранения РФ в условиях пандемии COVID-19 в 2021 году. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, в период максимальной нагрузки на национальную здравоохранительную систему, до 1,4 млн. человек одновременно получали медицинскую помощь, при этом 268 тысяч – стационарно. В больницах и мобильных госпиталях было развернуто свыше 302 тысяч коек, задействовано 3450 медицинских организаций всех форм собственности, 77 инфекционных стационаров введено в эксплуатацию за 2020-2021 годы, более 1100 лабораторий проводило диагностику COVID-19. Особо следует отметить участие медицинского персонала в борьбе с COVID-19: в пиковые периоды распространения (ППР) новой коронавирусной инфекции (НКИ) было задействовано 600 тысяч медицинских работников, свыше 1,3 млн. медиков получило специальные социальные выплаты, 1,76 млн. медицинских работников освоило образовательные модули на портале edu.rosminzdrav.ru. В ППР НКИ было привлечено свыше 33 тысяч обучающихся по образовательным программам (ООП) высшего образования (ВО) – программам специалитета и свыше 23 тысяч ООП ВО – программам ординатуры, более 15 тысяч сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава и 9,8 тысяч ООП среднего профессионального образования: все они выразили свое согласие на участие в антиковидных мероприятиях, не имели медицинских противопоказаний, заключили временный трудовой договор со всеми стимулирующими выплатами и страховыми гарантиями для медицинских работников. Порядка 30 тысяч обучающихся в научных и образовательных организациях высшего и дополнительного образования являются волонтерами. О добровольческом характере движении в медицинской сфере в период пандемии COVID-19 следует рассказать подробнее.
Огромную помощь волонтеры-медики (ВМ) в борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции оказывали медицинскому персоналу (более 20 тысяч ВМ) и социальным службам в доставке бесплатных лекарственных наборов и льготных рецептурных препаратов (свыше 12 тысяч ВМ). Неоценим вклад бизнеса и некоммерческих организаций в организации горячего питания и привлечения ВМ, доставке врачей к месту работы, помощи по оснащению больниц и приобретению необходимых, но дефицитных товаров, прежде всего, средств индивидуальной защиты (СИЗ). При обеспечении медицинской продукцией была поставлена ключевая цель по обеспечению доступности и безопасной терапии и профилактике COVID-19, и ряд задач, включая создание особых регуляторных инструментов, направленных на ускоренный доступ к медицинской продукции для диагностики, лечения и профилактики НКИ. За время пандемии COVID-19 более 6,3 млн амбулаторных пациентов было обеспечено лекарствами на сумму свыше 23,9 млрд. рублей! Были внесены изменения в законодательную базу и подготовлены новые нормативно-правовые документы (НПД), упрощающие процедуры государственной регистрации медицинских изделий (Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 № 299 и Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 430) и лекарственных средств (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 441), применяемых при профилактике и лечении пациентов, а также для СИЗ медицинских работников: действия НПД продлены до 2025 года и до 2023 года соответственно!!! Аналогичные решения приняты в отношении установок и оборудования для производства медицинского кислорода (см. Распоряжения Правительства РФ от 23.08.2021 № 2298-р и от 01.11.2021 № 3105-р). Итогом комплекса законодательных мероприятий в сфере гармонизации НПД в соответствии с экстремальными условиями работы в пандемийных условиях стала регистрация 30 лекарственных препаратов (ЛП) «на условиях» (16 ЛП подтвердили регистрацию), регистрация «в ускоренном режиме» свыше 1100 медицинских изделий, создание 483 медицинских изделий для диагностики COVID-19 и 177 концентраторов кислорода высокой мощности, а также централизованная закупка 5 ЛП.
Необходимо отметить важную роль информационного ресурса (ИР) по учету данных для предотвращения распространения НКИ (COVID-19): Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 373 создан регистр COVID-19 как система оперативного мониторинга ситуации и поддержки принятия решений. В ИР, помимо регистра COVID-19, также входит регистр вакцинированных: в ИР содержатся данные о 9,4 тысячах медицинских организаций и 79 тысячах пользователей, а также сведения об иммунизации COVID-19 (например, в 2021 году медицинские сертификаты получили 62 931 406 граждан РФ).
Интересные данные в докладе Министра здравоохранения РФ д.м.н. М.А.Мурашко были приведены о достижении показателя ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) при рождении в субъектах РФ. Например, к 2030 году ОПЖ планируется увеличить до 78,0 лет с 71,0 в 2022 году, но вклад разных классов заболеваний в ОПЖ (по данным 2021 года) различен. В частности, в возрастной группе от 20 до 64 год процент умерших от ВИЧ-инфекции (0,22) в два раза меньше, чем от злоупотребления алкоголем (0,44), более, чем в четыре раза меньше, чем от злокачественных новообразований (ЗНО, 0,92), в пять раз меньше, чем от COVID-19 (1,00) и почти в десять раз меньше, чем от болезней системы кровообращения (2,00).
В рамках профилактических мероприятий для выявления осложнений у лиц, перенесших COVID-19, углубленную диспансеризацию с 01.07.2021 по 31.12.2021 прошли 1,9 млн. человек. Согласно данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), по результатам этапа 1 углубленной диспансеризации (УД) подлежат диспансерному наблюдению 1,12 млн. человек (что составляет 59,1% от всех прошедших этап 1 УД) и направлено на этап 2 УД 129,1 тыс. человек (6,9% от прошедших этап 1 УД). Этап 2 УД прошли 54,6 тыс. человек (40% от направленных на этап 2 УД, т.е. 60% от направленных на этап 2 УД не прошли исследование), и подлежат диспансерному наблюдению 40,9 тыс. человек (по результатам этапа 2 УД – 79,3% о прошедших этап 2 УД). В рамках проведения научных исследований было установлено, что у пациентов с хроническими заболеваниями, перенесших COVID-19, возрастает риск осложнений, в т.ч., с сахарным диабетом – 15%, с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) – 52%.
Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, объем оказания медицинской помощи в 2021 году превысил 1 миллиард посещений в первичном звене, было осуществлено 45,1 млн. вызовов скорой медицинской помощи (СМП) и 25 млн. госпитализаций. Численность медработников в отрасли в 2021 году составила 2,225 млн. человек, из них средний медперсонал – 1 млн. 488,8 тыс., врачи – 736,2 тыс. В реестре лицензий Росздравнадзора содержится информация о 259 345 объектах здравоохранения и 96 167 юридических лицах, обеспечивающих медобслуживание более 145 миллионов пациентов, застрахованных по Программе обязательного медицинского страхования.
Особого внимания заслуживает разработанная Стратегия цифровой трансформации здравоохранения (ЦТЗ): согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 3980-р целями ЦТЗ являются не только достижение высокой степени цифровой зрелости, но и оптимизация рабочего времени медицинских работников посредством автоматизации процессов управления и внедрения передовых технологий в целях повышения доступности оказания медицинской помощи, а также обеспечение эффективной и оптимальной маршрутизацией пациента, межведомственного взаимодействия, обеспечения высокого качества, необходимой полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациента и увеличения доли раннего выявления заболеваний. В сфере взаимодействия с пациентом по ЦТЗ предусматривается обеспечение информированности граждан об их правах в системе здравоохранения, прозрачности и открытости системы здравоохранения, предоставления возможности взаимодействия граждан с системой здравоохранения на основе цифровых сервисов, персонализированный подход при сопровождении пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, создание сервисов персональных рекомендаций по профилактике заболеваний, возможность использовать современные средства коммуникаций с лечащим врачом на защищенной платформе, обеспечение защиты персональных (в т.ч., медицинских) данных. В сфере клинической предполагается сокращение временных издержек медицинских работников за счет оптимизации отчетных функций и внедрения клинических сервисов, обеспечение единства подходов к оказанию медицинской помощи на основе клинических рекомендаций, повышение эффективности контроля за ходом лечения, создание эффективных каналов взаимодействия с пациентом (дистанционное консультирование, телемедицина и т.д.) и возможность непрерывного повышения профессиональных навыков. Инвестиционные программы и проекты стратегического направления ориентированы на создание Единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИССЗ) и комплекса медицинских платформенных решений федерального уровня. Соответственно, задачами ЦТЗ в сфере регулирования и управления является планирование ресурсов здравоохранения исходя из реальной потребности в медицинской помощи (в т.ч., с учетом географических особенностей регионов), использование реальных данных при разработке методик повышения эффективности оказания медицинской помощи, а также стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, унификация процессов учета и оплаты медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, и внедрение электронных сервисов в сфере разрешительной и контрольно-надзорной деятельности. Т.о., формируется новый медицинский профиль, соответствующий возрастающим потребностям граждан, предполагающий активное использование анкетирования и симптом-чекеров, вакцинации и диспансеризации, персонального цифрового ассистента, таргетирования по профилям риска и предиктивной диагностики, сервисов уведомлений и напоминаний, коммуникаций с лечащим врачом, оперативного получения результатов анализов и исследований, дистанционного мониторинга хронических больных, телемедицины, дистанционной продажи лекарств, электронных справок и рецептов, цифрового полиса ОМС, управления согласиями на обработку персональных данных. В результате достигается переход к модели управления здравоохранением на основе аналитики и прогнозирования с планированием ресурсного обеспечения (финансы, трудовые ресурсы, инфраструктуры и активы) на основе анализа достоверных первичных данных.
Итогом развития концепции ЦТЗ с применением ЕГИССЗ является формирование системы профильных порталов в сфере здравоохранении, учитывающих нормативно-справочную информацию и НПД, модели данных, цифровые медицинские профили пациентов, Единый регистр пациентов, цифровые двойники медицинских работников, цифровые двойники медицинских организаций и цифровые двойники медицинских процессов. К ним планируется подключение ключевых ведомственных информационных систем и модулей, в частности, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), Пенсионного фонда России (ПФР), Федеральной налоговой службы (ФНС), Министерства труда и социальной защиты РФ, Фонда социального страхования (ФСС), Отделов записи актов гражданского состояния (ЗАГС), ФФОМС и территориальных Фондов обязательного медицинского страхования, Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ,
Для увеличения доступности медицинской помощи в РФ возможно построение системы многопрофильных моделей, учитывающих базовые потребности, жизненные ситуации, возрастающие потребности, каналы реализации и доступные сервисы. Например, моделирование процесса прохождения диспансеризации предполагает поиск необходимых данных об этапах прохождения диспансеризации, обращение к участковому врачу (терапевту, врачу общей практики и т.д.), прохождение профилактических медицинских осмотров, получение от работодателя оплачиваемого выходного для прохождения диспансеризации, прохождение первого этапа диспансеризации, определение группы здоровья и прохождение второго этапа диспансеризации. Используются официальные интернет-ресурсы для информирования населения о COVID-19, федеральные и региональные порталы государственных услуг РФ и данных о здоровом образе жизни, а также сайты иных организаций. В результате использования сервисов пациенты получают доступ к цифровым сертификатам (например, COVID-19), к выбору страховой медицинской организации, к сведениям о прикреплении к медицинской организации, к сведениям о полисе ОМС, к записи на вакцинацию онлайн, к записям (например, на прием к лечащему врачу, на вакцинацию от COVID-19, на углубленную диспансеризацию), к электронным листкам нетрудоспособности (ЭЛН) и комплектам электронных медицинских документов (ЭМД), электронных рецептов.
Представленная концепция позволяет перейти к контроля ситуации к управления ей, от лечения – к профилактике: внутренний контроль ориентирован на повышение уровня системы менеджмента качества в медицинской организации и создания широкого спектра инструментов для снижения рисков обеспечения качества и непрерывного улучшения при осуществлении медицинской деятельности. По мнению докладчика, контроль, как систематический процесс регулирования деятельности организации, обеспечивающий ее соответствие планам, целям и нормативным показателям, на основании Приказа Министерства здравоохранения РФ № 785н от 31.07.2020, может трансформироваться в деятельность, направленную на координацию функционирования объекта с целью достижения поставленных задач. Анализ первичных данных из информационных систем (ИС) предполагает доступ к регистру заболевших COVID-19 (прототип ИС «Инфекционные болезни»), регистру вакцинированных от COVID-19, Единому государственному регистру ЗАГС (в части электронных свидетельств о смерти через СМЭВ с ФНС России), Единой государственной ИС здравоохранения (включая Федеральный регистр медицинских организаций, ФРМО, и Федеральный регистр медицинских работников, ФРМР), Федеральной Системе маркировки лекарственных препаратов, реестру лицензий медицинских организаций, государственному реестру медицинских изделий (ГРМИ), государственному реестру лекарственных средств (ГРЛС), Системе фармакологического надзора (СФН) и Системе мониторинга безопасности медицинских изделий (СМБМИ). Возможна глубокая декомпозиция набора финансово-экономических и промышленно-технологических показателей до уровня муниципалитетов, медицинских организаций и терапевтических участков по месту прикрепления, проживания, оказания медицинской помощи. Управление организацией медицинской помощи уже будет реализовываться в режиме «инцидент – менеджмента», в рамках которого проводится анализ первичных данных из ИС, еженедельный сбор и анализ динамики медико-демографических показателей при их синхронизации с данными о заболеваемости НКИ COVID-19 (а также о вакцинации и летальности заболевания), доступ к «единому окну» для визуализации результатов анализа данных по субъектам и регионам РФ, и декомпозиция набора показателей до муниципалитетов, медицинских организаций и терапевтических участков. В результате динамической аналитики и оперативного мониторинга выявляются регионы с высоким риском и низким риском развития заболеваемости, что позволяет строить прогноз их обеспечения, в т.ч., медицинскими специалистами, а также разрабатывать таргетные первоочередные меры по совершенствованию организации и оказания медицинской помощи, включая оперативную.
Примером реализации инвестиционных проектов по использованию ЦТЗ и ЕГИССЗ является не только мониторинг ситуации на основе первичных данных в режиме «реального времени», но и управление качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных препаратов на основе первичных данных, а также внедрение Системы маркировки лекарственных препаратов. Впервые в практике законодательства РФ допущена возможность оценки эффективности и безопасности временно зарегистрированных препаратов с применением цифровых ресурсов в сфере здравоохранения – мобильных приложений, что позволило получать данные реальной клинической практики (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 441). Развитием направления по формированию профилактического континиума является, прежде всего, популяционная профилактика – просветительские программы, включая работу с рисковым поведением и мероприятия по вакцинации, адаптацию под условия жизни в регионе с определением резервов и приоритетных групп, современных офлайн и онлайн технологий, что, в т.ч., также предполагает повышение грамотности в вопросах сохранения здоровья, формирование мотивации для ведения здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды. Помимо приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.09.2015 № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях», в рамках мероприятий по медицинской профилактике реализуются мероприятия в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2022 № 168н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми», в развитие диспансерного наблюдения проводится комплекс работ по приказу Министерства здравоохранения РФ от 27.04.2021 № 404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». Например, скрининг как основа проведения профилактических медицинских осмотров (ПМО) и диспансеризации позволяет своевременно выявить болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, сахарный диабет. При направлении для прохождения углубленной диспансеризации возможны различные варианты: пациент не проходил ПМО и диспансеризацию ранее в текущем году, пациент подлежит диспансерному наблюдению. В соответствии со сформированными группами приоритета, информированием пациентов, выявлением заболеваний и направлением на другие процессы в профильных медицинских ИС проводится анализ отклика на приглашение и анализ качества привлечения граждан к прохождению профилактических мероприятий с направлением на диспансерное наблюдение (ДН): в 2021 году профилактические мероприятия посетили 50 596 698 человек, что составляет 153,5% от плана. Своевременная диагностика для предотвращения, в частности, инфаркта миокарда, инсульта, внезапной сердечной смерти, пневмонии, болезней половых органов, молочных желез, желудочно-кишечного тракта, легких, кожи, полости рта позволяет снизить смертность в стране, минимизировав риски для каждого больного еще на уровне терапевтического участка. Среди ключевых компонентов качества медицинского обслуживание следует отметить анализ отклика на приглашение, анализ качества привлечения граждан к прохождению диспансерного приема, скорость и качество прохождения профилактических мероприятий, точность и своевременность постановки диагноза, правильность назначенного лечения, постановка на ДН, дистанционный мониторинг в рамках ДН, достижение целевых значений заданных параметров (артериальное давление, частота сердечных сокращений, масса тела, значения показателей холестерина и глюкозы и т.д.
Т.о. развитие инфраструктуры здравоохранения Российской Федерации предполагало на первом этапе (2006-2007 годы) реализацию 9 приоритетных национальных проектов России, модернизацию системы здравоохранения, повышение приоритета национального проекта (НП) «Здоровье». На втором этапе (с 2011 по 2018 годы) в рамках реализации приоритетного проекта «Создание модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» наиболее востребованы были инвестиции в инфраструктуру и совершенствование процессов, но с 2019 года по 2025 год на третьем этапе проводится настройка системы здравоохранения России в соответствии с потребностями населения конкретного субъекта при реализации НП «Здравоохранение» с 2019 по 2024 год, и программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации».
Развитие инфраструктуры здравоохранения в России обуславливает дальнейшую паспортизацию региона, при этом многокомпонентный паспорт региона, в частности, включает медико-демографические показатели региона, инфраструктурные параметры региона и его кадровые ресурсы. На финансирование НП «Здравоохранение» с 2019 по 2030 год выделено 1,686 трлн. рублей, на финансирование инвестпрограммы модернизации первичного звена здравоохранения – 0,5 трлн. рублей с 2021 года по 2024 год. Дополнительные инвестиции на инфраструктуру на 2020-2021 годы для повышения устойчивости системы в борьбе с COVID-19 составили 26,2 млрд. рублей. При модернизации первичного звена здравоохранения в 2021 году было построено 237 объектов, проведен капитальный ремонт 1238 объектов, закуплено 37 970 единиц медицинского оборудования и 7627 единиц транспорта.
Значительное внимание уделялось практикоориентированному обучению для повышения уровня подготовки высокопрофессионального врача. Среди задач по практической подготовке необходимо отметить обеспечение практической подготовки (освоение компетенций в соответствии с ФГОС) с предоставлением ресурсов медицинских организаций, организацию профильного сопровождения обучающихся в период прохождения практики, тиражирование опыта практикующих специалистов на протяжении всего процесса обучения в вузе. Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 435 н «Типовая форма договора об организации практической подготовки» договор подписывают куратор (со стороны вуза) и ответственный (со стороны медицинского учреждения. Практическую подготовку обучающимся обеспечивают 3500 медицинских учреждений субъектов Российской Федерации (в т.ч., предоставляют свою инфраструктуру в рамках договоров о практической подготовке), 168 структурных медицинских подразделений образовательных организаций Министерства здравоохранения Российской Федерации. Порядка 54,3% вузов имеют клиники с общим ресурсом свыше 16 тысяч коек, при этом 80,4% имеют поликлиники: их мощность – более 20 тысяч посещений в смену. Практика целевых обучающихся должна быть реализована в медицинских организациях «региона-заказчика» и в медицинских организациях их последующего трудоустройства. Реализуется комплекс дополнительных региональных мер социальной поддержки медицинским работникам в соответствии со статьей № 72 (вопросы осуществления дополнительных мер социальной поддержки медицинских работников отнесены к компетенции субъектов) Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Дополнительные региональные меры социальной поддержки в 2020-2021 годах и в 2022 году (для врачей и среднего медицинского персонала), в частности, включают компенсацию за аренду (найм) жилых помещений в 72 Субъектах Федерации (СФ), льготное ипотечное кредитование в 48 СФ, приватизацию служебной жилой площади (40 СФ), компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг (75 СФ), предоставление жилых помещений из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма (61 СФ), выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (53 СФ), предоставление служебного жилья (77 СФ), предоставление мест детям медицинских работников в первоочередном порядке в дошкольных общеобразовательных организациях (53 СФ), предоставление общежития (49 СФ). В 65 СФ РФ дополнительно предоставляются, в т.ч., выплаты «подъемных» при трудоустройстве, компенсационные выплаты по возмещению затрат за проезд на общественном транспорте к месту работы и обратно, денежные выплаты наставникам молодых специалистов в первый год их работы в медицинских организациях, единовременные на хозяйственное обустройство.
Смена парадигмы в сфере здравоохранения предполагает переход от диагностики и лечения с помощью инновационных методик и инструментов исследователя, включая искусственный интеллект, омиксные технологии (основанные на достижениях метаболомики, геномики, протеомики и транскриптомики), биоинформатику и цифровой дизайн, к профилактике и прогнозированию с минимизацией рисков в сфере здравоохранения. Драйверы смены парадигмы связаны с возрастающей ролью научных исследований, в т.ч., в сфере ассоциированных с рисками биомаркеров, технологий управления рисками, дистанционной и неинвазивной диагностики, таргетной терапии, человеко-машинных интерфейсов, регенеративных технологий.
Министерство здравоохранения РФ совместно со старейшей отечественной Академией – Российской академией наук (РАН) реализуют ряд комплексных программ, в т.ч., по реализации научно-образовательных и промышленно-технологических инновационных и инвестиционных проектов, в рамках которых запланирована поддержка ранних фаз клинических исследований 13 инновационных продуктов (ИП), создание не менее 5 отечественных ИП к 2025 году, генно-терапевтических препаратов (1 – в 2027 году и 5 – в 2030 году), доступных к использованию клеточных продуктов (1 – в 2027 году и 10 – в 2030 году). Министерство здравоохранения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, РАН, РФФИ, РНФ, РВК, НТИ и Сколково в течение ряда лет формируют базовую технологическую платформу в сфере здравоохранения. Формирование запроса с командой исполнителей для поиска недостающих технологий, их инжиниринга и создания на предприятиях РФ обеспечивает переход на отечественные ИП, в т.ч. в рамках реализации инвестиционных проектов.
Особого упоминания заслуживает концепция мира «BANI» в рамках новой «пост-ковидной» реальности. Аббревиатура «BANI» происходит от первых букв слов «Brittle» (хрупкий), «Anxious» (тревожный), «Nonlinear» (нелинейный), «Incomprehensible» (непостижимый) и напрямую связана с «кризисом» классических инструментов управления. Эпохе «BANI», наступившей с 2020 года, предшествовала относительно спокойная эпоха «VUCA», начавшаяся с 1980 года: ее название происходит от первых букв слов «Volatility» (изменчивость), «Uncertainty» (неопределенность), «Complexity» (сложность) и «Ambigulty» (неоднозначность). Но сорокалетнему интервалу «VUCA» предшествовала пост-военная устойчиво-простая и предсказуемо-определенная в целях эпоха «SPOD», продолжавшаяся с 1946 года по 1980 год: ее аббревиатура складывается из определений «Steady» (устойчивый), «Predictable» (предсказуемый), «Ordinary» (простой) и «Definite» (определенный). Смена эпох «SPOD» - «VUCA» - «BANI» указывает на критическое возрастание информационных объемов (аналитическая обработка которых необходима для оперативного реагирования на динамические изменения на мировом рынке!!), а также на регуляторную сингулярность и «вертикальное» управление. Эпоха «BANI» требует новых подходов в оценке рисков и их минимизации: хрупкость требует развития устойчивости, тревожность по поводу будущего – большей внимательности к настоящему, нелинейность – развития гибкости, непостижимость обостряет потребность в прозрачности. Завершая обзор «SPOD и «VUCA», а также наступившей им на смену эпохи «BANI», следует отметить, что термин «заБАНИть» и другие крылатые выражения, связанные с упоминанием «бани», в «пост-ковидной» реальности обретают новый, доселе непознанный смысл…
Затрагивая проблематику устойчивого обеспечения медицинской продукций, Министр здравоохранения РФ, д.м.н. М.А.Мурашко отметил, что важнейшая задача состоит в обеспечении физической, ассортиментированной и ценовой доступности медицинской ИП. В период с 2020 года по 2022 год планируется достижение импортонезависимости, что предполагает межведомственный мониторинг обращения медицинской продукции (объем поставок, торги, остатки), создание резервов на краткосрочном горизонте, контроль цен, ускорение регистрации продукции и налаживание новых каналов поставок ИП из дружественных стран. Последующие три года (2023-2025) предназначены для обеспечения технологического суверенитета: в сфере производства лекарственных препаратов предполагается производство технологического оборудования, расходных материалов, реактивов и приборов для контроля качества изготовления лекарственных препаратов и субстанций (ЛПС), а также для увеличения производственных мощностей выпуска ЛПС. Аналогично, для производства медицинских изделий предлагается преимущественное использование отечественных материалов в производстве российских изделий (металлы, пластик, стекло), масштабирование производства ключевых медицинских изделий, развитие национальных компетенций по сервисному обслуживанию и контрактам поддержки жизненного цикла (включая лизинг), и стимулирование локализации производства. Наконец, на период с 2025 года по 2030 год намечено инновационное развитие медицинской отрасли с формированием вектора импортоопережения, что предусматривает разработку отечественной инновационной медицинской продукции (например, для иммунобиологической и клеточной терапии), поддержку экспорта для обеспечение рентабельности инвестиций в инновации, производство высокотехнологичных препаратов, обеспечение финансирования внедрения инновационных разработок и взаимовыгодное научно-образовательное и промышленно-технологическое сотрудничество (в приоритете – через ученых РАН) с «дружественными» странами.
Для решения приоритетных задач Министерством здравоохранения РФ были проведены расширенные заседания, в т.ч., экспертных советов и министерские коллегии. За последние два года был проведен ряд Коллегий МинЗдрава РФ, в т.ч.: «Об итогах работы Министерства здравоохранения в 2020 году и задачах на 2021 год» (16.04.2021), «Совершенствование медицинской помощи матерям и детям» (26.10.2021), «Об актуальных вопросах развития медицинской науки и образования» (26.10.2021), «Повышение доступности для населения Российской Федерации лекарственных препаратов и медицинских изделий» (06.12.2021), «О работе первичного звена здравоохранения и его модернизации» (15.03.2022), Расширенное заседание Министерства здравоохранения РФ с субъектами Российской Федерации (18.04.2022) и «Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи при болезнях системы кровообращения» (26.05.2022).
Среди главных уроков пандемии и новых «пост-ковидных» задач необходимо обратить особое внимание на усиление органа исполнительной власти в сфере охраны здоровья, в т.ч., по достижению региональных целевых показателей ОПЖ и ключевым параметрическим показателям Национальных и отраслевых инвестиционных и инновационных проектов, обеспечению доступности и качества медицинской помощи, организации эффективной маршрутизации пациентов с соблюдением требований порядков и клинических рекомендаций в медицинских организациях региона, обеспечению финансовой стабильности и эффективному управлению ресурсами, исполнению запросов региональных систем здравоохранения в медицинских кадрах (преодоление проблемы кадрового дефицита), достижению целевых показателей цифровой зрелости и цифровой трансформации региональных систем здравоохранения, обеспечению потребностей региональных систем здравоохранения в медицинской продукции и своевременному реагированию на изменение ситуаций в регионах, оперативной работе с первичными данными региональных систем здравоохранения и медико-демографическими показателями СФ. Соответственно, главный врач отвечает за организацию своевременной, качественной, эффективной и безопасной медицинской помощи (в т.ч., с использованием инновационных медицинских технологий), обеспечению финансовой стабильности медицинской организации, укомплектование кадрами и организации поддержания высокой квалификации сотрудников, обеспечение лечебного процесса медицинской продукцией, внутренний эффективный контроль качества медицинской помощи и организации системы менеджмента качества.
В рамках пленарного заседания ПНК с международным участием «Национальное здравоохранение 2022» был проведен круглый стол, который модерировал управляющий партнер консалтинговой компании «EVERYCO», ведущий и модератор сессий ТОП–команд России, крупнейших форумов, стратегических сессий, модератор президиумов Госсовета, сессий Правительства РФ и Администрации Президента РФ, руководитель общественно-экспертного совета Федерального проекта «Государство для людей» В.А.Соловьев. Диалог по актуальным вопросам развития и совершенствования Национальной системы здравоохранения Владимира Александровича и Михаила Альбертовича придал мощный позитивный импульс дискуссии, в которой приняли участие известные ученые и общественные деятели, в частности, Герой Труда Российской Федерации (2020), Президент Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии, Президент Национальной медицинской палаты, д.м.н., профессор Л.М.Рошаль.
Выводы и рекомендации:
Инвестиции в национальное здравоохранение в «пост-ковидную» эпоху – важный стимул для развития отечественной экономики и промышленности. Капиталовложения в ESG, экологическую систему современных медицинских технологий, индустрию здоровья и концепцию квантовой телемедицины позволят сформировать облик эффективной локальной клиентоцентричной сферы «HealthCare» на фоне наблюдаемого глобального кадрового дефицита отрасли.
Развитие Национальной системы здравоохранения (НСЗ), в т.ч., обеспечит экологическое, экономическое и энергетическое (в частности, в сфере ESG) «оздоровление» отраслей промышленности РФ. Для повышения эффективности ее функционирования необходимо устранения недоработок в законодательной базе – правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах НПД (например, по интеграции академической и вузовской науки).