http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=469b3061-2185-46e6-9584-f706871fe218&print=1© 2024 Российская академия наук
Форум, без сомнения, стал одним из центральных событий Года науки и технологий в России и был организован совместно с XXIX всероссийским фестивалем «Российская студенческая весна» в рамках мероприятий по празднованию 800-летия Нижнего Новгорода. Очень важно, что на форуме были озвучены и проблемы, которые есть на сегодня в системе образования.
Как привлечь молодые кадры?
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, открывая форум, отметил, что Нижегородская область является одним из регионов-лидеров по уровню образовательного, научного, инновационного потенциала.
Студенты со всей страны, а также учащиеся базовых школ Российской академии наук Нижегородской области принимали участие в научной конференции и постерной сессии, слушали лекции и посещали круглые столы. Одновременно представители Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии наук, руководители вузов, всероссийских молодежных общественных организаций и многие другие участники деловой программы форума обсуждали важнейшие вопросы развития отечественного образования, привлечения в науку молодых кадров.
Завершился трехдневный форум награждением лучших участников научной конференции: в рамках церемонии закрытия были представлены наиболее интересные доклады студентов, а также учащихся школ РАН.
Всего в научной студенческой конференции, проходившей в рамках форума, приняли участие молодые ученые из 14 регионов страны. Для выступления с докладами было отобрано 130 участников.
«В общей сложности – в офлайн- и онлайн-режиме – форум посетило около 3500 человек из 73 регионов страны. В их числе – руководство вузов и молодые ученые из разных уголков страны. Форум позволил обменяться опытом и определить контуры решений по развитию системы высшего образования. Особенно полезной такая работа была для нижегородских участников. Форум дал возможность найти новых партнеров для реализации проектов», – отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Задача привлечения молодежи в науку – одна из самых актуальных в системе образования. Об этом говорили и президент Российской академии наук Александр Сергеев, и министр образования Нижегородской области Ольга Петрова.
Выяснилось, что единого, универсального решения данной задачи на сегодня просто не существует. По мнению президента РАН, проблемой нужно заниматься уже начиная со школьной скамьи.
В свою очередь, Ольга Петрова акцентировала внимание на внедрении новых информационных образовательных технологий, повышении престижа науки среди молодежи.
Добавим также, что в Нижегородской области уже действует несколько образовательных программ, призванных как раз для решения поставленной задачи. Учитывая тот научный потенциал, которым обладает регион, можно быть уверенными в том, что нижегородцы в будущем смогут привнести в науку свое видение развития отрасли, свои инновации.
Создать образовательное пространство
Данная проблематика обсуждалась в том числе на круглом столе форума: мероприятие прошло под названием «Школьники в науке. Специализированные учебные научные центры и базовые школы РАН как драйверы молодежи в науке».
Ольга Петрова подчеркнула, что организация учебно-научных центров усилит систему образования региона в целом и выведет ее на новый уровень.
«У нас уже есть Центр одаренных детей, базовые школы Российской академии наук, лицеи, которые погружают обучающихся в интереснейшую науку и исследования. Эти образовательные организации находятся в Нижнем Новгороде. А теперь благодаря поддержке Минобрнауки России мы создаем уникальное образовательное пространство и в районах Нижегородской области», – рассказала Ольга Петрова.
В работе круглого стола приняли участие президент РАН Александр Сергеев, ректор ННГУ Елена Загайнова, президент Южного федерального университета Марина Боровская, народный учитель РФ Лев Пигалицын, ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев, первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Сергей Салихов, директор Научно-образовательного комплекса ИПФ РАН Александр Рейман.
Участники обсудили значение специализированных учебных научных центров (СУНЦ) для вовлечения школьников в науку, роль учителя и особенности методологии преподавания, воспитательный компонент учебно-научных центров, международные практики в организации научной работы. Особое внимание было уделено тому, как российские и международные состязания и конкурсы юных исследователей дополняют функционал СУНЦ и становятся драйверами развития проектной деятельности в школе.
Модератором круглого стола выступил заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов. Он напомнил участникам, что очень многие лауреаты Нобелевской премии пришли в науку со школьной скамьи.
«Свою исследовательскую деятельность они начали в школе. И это оправданно. Ведь наука – дело непростое, строить научную карьеру необходимо в течение длительного времени. Нужно вникать в детали, понимать не только техническую, но и организационную сторону вопроса, знать, как сотрудничать с другими научными группами, чтобы получить ценный результат. Вот почему во всех развитых странах существуют механизмы, которые стимулируют взаимодействие школьников и ученых», – сказал Илья Коршунов. Он пояснил, что подобные механизмы были и в Советском Союзе, существуют они и сегодня. К ним прежде всего относятся СУНЦ, где развиваются различные научные направления. В последние годы количество таких учебных центров возросло.
В свою очередь, глава РАН Александр Сергеев заявил о падении уровня образования выпускников вузов. При этом он согласился с тем, что СУНЦ является важным образовательным инструментарием. В рамках своего выступления на форуме Александр Сергеев раскритиковал уровень знаний выпускников российских вузов. По мнению академика, качество студента на выходе из университетов падает, в том числе из-за последствий кризиса 1990-х и 2000-х годов, а также из-за уровня школьного образования.
«Мы были свидетелями падения уровня выпускника и связывали это с очевидной причиной беспорядка, который был в стране. Но тем не менее задача заключается в том, как нам качество студента повысить. Но когда университетам высказывается такая претензия, то университеты кивают на школы: «А из школы кто приходит? Такие, что, извините, надо таблицу умножения учить», – рассказал Сергеев участникам и гостям форума.
Также президент РАН уточнил, что одна из самых серьезных проблем современного школьного образования – это отсутствие идеологии, которая «должна строиться на тех ценностях, которые объединяют» жителей страны. Вторая проблема – престиж профессии учителя, который необходимо поднимать при поддержке университетов и РАН. «Считаю, что задача сопровождения молодежи начиная со школы – одна из главных задач членов РАН», – сказал Александр Сергеев.
Елена Загайнова рассказала о создании СУНЦ в Нижегородской области на базе Балахнинского филиала ННГУ имени Н.И. Лобачевского. Учиться в нем смогут дети не только из Нижегородской области, но и юные жители других регионов Приволжского федерального округа. Образовательный процесс стартует в текущем году.
«Мы ждем новых Ломоносовых из дальних уголков, дадим им возможность совершенно по-другому построить траекторию своего развития. У каждого ребенка будет персональный научный руководитель, и задача наших факультетов, преподаватели которых и будут с ними работать, – выстроить личный контакт с каждым, ведь науку эти юные таланты будут делать в университетских лабораториях, будут вливаться в наши готовые научные коллективы. И эти коллективы должны быть готовы, что к ним придут одаренные ребята. Стартовав в СУНЦ со старших классов, ребята успешно пройдут бакалавриат и магистратуру, окончат аспирантуру и будут успешно защищать диссертацию», – сказала Елена Загайнова.
Наука – часть молодежной политики
По словам Александра Реймана, очень значимым для развития науки являются конкурсы молодых исследователей, которые во всем мире выступают драйверами развития проектной деятельности школьников. Яркий тому пример – молодежный российский конкурс научно-технических проектов РОСТ Russian Outbreak in Science and Technolog, который дает возможность детям представлять свои работы на мировом уровне.
«Конкурс РОСТ был организован в Нижнем Новгороде в 2008 году благодаря сотрудничеству Института прикладной физики РАН и корпорации Intel. Он стал четвертым российским конкурсом, который попал в международную систему ISEF, и до сих пор остается первым нестоличным. С 2018 году РОСТ стал проводиться в Иннополисе (Татарстан), и сегодня в нем могут принять участие не только школьники, но и студенты организаций профессионального образования. В 2020 году на РОСТ была подана почти тысяча заявок из 71 региона России. Примечательно, что в организации конкурса большую роль играют компании, что является успешным примером государственно-частного партнерства, которое очень важно для развития науки», – отметил Александр Рейман.
Народный учитель Лев Пигалицын, более 40 лет проработавший в школе № 2 г. Дзержинска, рассказал о том, как сумел создать уникальную систему вовлечения школьников в научно-исследовательскую деятельность под названием «Клуб юных физиков», через который прошли более 150 докторов и кандидатов наук. И эта часть работы также крайне важна для вовлечения молодежи в научную среду, сказал он.
В финальном мероприятии форума приняли участие заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России Александр Ведехин, министр образования Нижегородской области Ольга Петрова, ректор ННГУ Елена Загайнова. Вел церемонию закрытия проректор по научной работе ННГУ Михаил Иванченко.
Обращаясь к юным участникам научной программы форума, Александр Ведехин сказал: «Президент России Владимир Путин объявил 2021 год Годом науки и технологий. Я рад, что вы уже являетесь молодыми учеными. Я рад тому диалогу, который у нас с вами сложился относительно студенческих научных обществ, и хотел бы пригласить вас продолжить эту дискуссию. Департамент всегда для вас открыт и готов слышать ваше мнение, быть надежным старшим другом». Александр Ведехин поблагодарил участников и организаторов и отметил, что форум прошел на высоком уровне.
К участникам форума и коллективу ННГУ имени Н.И. Лобачевского также обратилась Ольга Петрова. «Если мы посмотрим список участников, то осознаем масштаб данного форума. Я знаю, что было тяжело, но все получилось, и получилось здорово. Спасибо организаторам, университету за то, что форум состоялся. Это была разминка перед грандиозным форумом “Университеты-2030”. Общение, которое мы получаем здесь, – это то, чего нам с вами не хватало в прошлом году. Молодым ученым я желаю заниматься наукой, потому что она прекрасна и не имеет границ. Ею можно жить, получая огромное удовольствие от любимого занятия», – сказала министр.
Завершая форум, Елена Загайнова поблагодарила молодых ученых, которые участвовали в пленарных лекциях, круглых столах, слышали и вступали в дискуссии представителей органов власти, молодежных организаций, высшей школы. «Вы даже не представляете, насколько ваше участие в форуме «Молодежь и наука» взбудоражило представителей практически всех молодежных организаций! Наука – часть молодежной политики. Теперь на вас возложена большая ответственность – по возвращении в свои регионы пропагандировать эту идею. Самое главное, что она поддержана на государственном уровне. Ради этого стоило стараться», – сказала она.
Напомним, организаторами российского форума «Молодежь и наука» выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия наук, Федеральное агентство по делам молодежи, Российский союз молодежи, правительство Нижегородской области, экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика», ННГУ имени Н.И. Лобачевского. Партнером форума выступила АНО «Россия – страна возможностей».