http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=474847d1-cf5f-479b-b8d0-6738e72fe960&print=1
© 2024 Российская академия наук

РИЯЗ МИНЗАРИПОВ: В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, ДАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Я СЧИТАЮ НОРМАЛЬНЫМ ФАКТОМ

30.01.2006

Источник: Innovbusiness.ru

Можно ли говорить об ужесточении контроля над вузами?

Рияз Гатауллович, 25 января члены Госдумы утвердили в первом чтении законопроект, создающий государственную систему контроля за образованием. Так, филиалы будут проходить такую же аккредитацию, как и основные высшие учебные заведения. Кроме того, упрощается ряд процедур: в одну сводятся аккредитация и аттестация учебного заведения. (Законопроект вносит поправки в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Как Вы считаете, можно ли говорить об ужесточении контроля над вузами? Или стоит вести речь об упрощении бюрократических процедур?

Какую оценку Вы можете дать этому факту?

Действительно, произойдет упрощение системы проверки. Когда сводятся воедино две процедуры, которые были раньше, это намного облегчает дело. Проходила аттестация, потом через некоторое время сдавали материалы, чтобы на основе аттестации провести аккредитацию. Кроме того, для открытия специальностей вузы должны получать лицензию. Объединение двух этих составляющих значительно облегчит работу. На самом деле расходуются очень большие средства, комиссии приезжают по нескольку раз. Сложная процедура аттестации, а затем аккредитации, которая была раньше, отнимала много сил и времени, да и министерствам было не под силу ее проводить на должном уровне. Поэтому упрощение данной системы контроля я считаю разумным шагом.

Аттестация и аккредитация филиалов не является для нас новостью, мы ее проводили всегда. Например, наши филиалы в г. Набережные Челны и в Зеленодольске проходили и раньше серьезную проверку, но к ним не относились как к самостоятельным организациям. После поправки они будут позиционироваться более независимо, в какой-то мере это будет ужесточением контроля. В любом случае, данные изменения я считаю нормальным фактом.

А.Фурсенко: в 2005 г. возникло 850 новых малых инновационных предприятий

Свыше 40 млрд рублей из федерального бюджета России в 2005 году было потрачено на повышение научно-технического потенциала страны и развитие инноваций. Об этом в четверг на заседании Правительства РФ заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он стал первым министром, отчитавшимся перед членами правительства о проделанной работе.

А.Фурсенко пояснил, что из этой суммы на фундаментальные исследования было направлено свыше 27 млрд рублей, а на реализацию федеральной целевой научно-технической программы - 8 млрд рублей. Таким образом, подчеркнул министр, выполняются положения основных направлений развития науки, технологий до 2010 года, утвержденные Президентом РФ в части приоритетного финансирования фундаментальной науки.

Он напомнил, что одной из приоритетных задач, стоящих перед министерством, является повышение качества образования. На решение этой задачи направлена реализация соответствующего национального проекта в той части, которая касается стимулирования образовательных программ, поощрения лучших учителей, поддержки инновационных образовательных учреждений, национальных университетов, считает министр.

Главный упор при этом, по его словам, делается на качество предоставления образовательных услуг. Так, уровень качества профессионального образования выражается в привлечении в экономику высоко образованных специалистов, выпускников вузов и учреждений среднего профессионального образования, которые соответствуют требованиям экономики, бизнеса. Эта задача является одной из основных в деятельности Минобрнауки, подчеркнул А.Фурсенко. Она реализуется через переподготовку преподавателей, техническое обеспечение учреждений образования, подготовку новых стандартов и программ обучения.

Министр также затронул проблему качества учебных пособий в системе профессионального образования. Пока, отметил он, представителей бизнеса удалось привлечь только к разработке учебных пособий для начального профессионального образования. Что же касается высшего и среднего профессионального образования, то, несмотря на проведенную работу в 2005 году, реально к совместной разработке образовательных стандартов еще только приступили.

Около 70 млрд рублей, сообщил он, направляются на федеральную поддержку учреждений высшего и среднего специального образования, что позволяет обеспечивать экономику квалифицированными кадрами.

Однако А.Фурсенко считает, что требуется существенное увеличение степени участия работодателей в организации системы образования. На это направлен законопроект об участии работодателей в организации образовательного процесса, который уже готов к внесению в Госдуму, отметил он.

Динамика затрат на исследования и разработки в стране в 2005 году, как доложил А.Фурсенко, существенно отставала от изменения основных макроэкономических показателей. В частности, динамика ВВП имела опережающий рост в сравнении с объемами затрат на науку. «Мы следуем абсолютным значениям, но в условиях интенсивного роста ВВП и общих расходов бюджета – это снижение доли финансирования науки», - сказал он. При этом внебюджетная составляющая расходов на науку, по словам министра, составляет примерно 40%.

В сфере науки и инноваций в 2004-2005 гг. удалось существенно увеличить программную часть исследований и разработок (в 4 раза) за счет соответствующего уменьшения внепрограммной части, а также на порядок увеличить минимальные объемы контрактов, сообщил глава Минобрнауки. В 2006 году минимальный размер таких контрактов определен как 3 млн рублей в год, сообщил он. И как следствие, по его словам, удалось привлечь значительное количество внебюджетных средств на проведение исследований и разработок, что обеспечило перелом в соотношении бюджетных и внебюджетных источников. Министр образования и науки РФ считает, что только благодаря растущему бюджетному финансированию объем внебюджетных поступлений в этот сектор в 2005 году начал расти.

В 2004-2005 гг., по словам министра, наблюдался существенный рост экспортных показателей по сравнению с прогнозными значениями. Однако почти половина, а именно 46,2%, приходилось на инжиниринговые услуги. Доля НИОКР в этом процессе составляла всего 16,6%, а доля продаж объектов интеллектуальной собственности – 1,8%. «Мы ожидаем, что меры по повышению результативности научных исследований в государственном секторе науки и либерализация прав интеллектуальной собственности позволят существенно повысить как долю патентов и лицензий, так и общий объем экспорта технологий», - заявил А.Фурсенко.

«Динамичное развитие и необходимая конкурентоспособность российской экономики невозможны без продвижения научных разработок в реальный сектор экономики, что обуславливает создание условий для активизации инновационной деятельности», – продолжил он. На реализацию этой цели, по его словам, из бюджета 2005 года было затрачено свыше 3,6 млрд рублей. Рост инвестиций в российскую экономику, как сообщил А.Фурсенко, сопровождается позитивной динамикой инновационной активности. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке вырос до 5,6% против плановых 5%. Однако структура экспорта по-прежнему носит сырьевой характер, заявил министр.

Несмотря на рост абсолютных объемов продаж инновационной продукции на экспорт, общий объем инновационной продукции продолжает падать, констатировал А.Фурсенко. «Мы считает, что изменению этой тенденции могут способствовать системные шаги правительства по изменению норм и законов в области интеллектуальной собственности», - заявил министр. Он добавил, что реализация в полной мере механизмов соответствующих постановлений правительства об учете и закреплении прав на интеллектуальную собственность за исполнителями должны обеспечить рост показателей, которые определяют рынок интеллектуальной собственности, эффективность научно-технической деятельности. Данные постановления должны в ближайшее время быть подкреплены соответствующими законопроектами, концепции которых уже разработаны в Минобрнауки, сказал министр. А.Фурсенко также отметил, что уже есть конкретные примеры реализации инновационных проектов, которые обеспечивают рост обсуждаемых показателей. В частности, речь идет об инновационных проектах государственного значения. Всего в работе Минобрнауки в настоящее время находятся 9 таких проектов, которые вышли на уровень инвестиционных и переданы на экспертизу в МЭРТ, сообщил он. На эти цели из бюджета было выделено 2,76 млрд рублей, а прогнозируемый ежегодный суммарный объем продукции, начиная с 2006 года должен составить более 5 млрд рублей. Кроме того, наблюдается динамика увеличения внебюджетных средств, заявил министр.

В отчетном периоде, как отметил А.Фурсенко, удалось также решить вопросы инфраструктуры и инноваций. Из 4 одобренных соответствующей комиссией технико-внедренческих зон 2 были созданы на базе инновационно-технологических центров в Томске и Зеленограде. Кроме того, по его словам, было создано 26 центров трансфера технологий, а в существующих инновационно-технологических центрах возникло 850 новых малых инновационных предприятий с 4 тысячами квалифицированных рабочих мест.

Развитие прямых венчурных инвестиций в России является одним из приоритетных направлений государственной политики, подчеркнул А.Фурсенко. Результатом прошедших 5 венчурных ярмарок, которые получали поддержку со стороны Минобрнауки, стало то, что 218 частных компаний из 45 городов стали их участниками. Около 40 из них уже получили инвестиции и коммерческие кредиты на общую сумму 30 млн долларов, еще около 40 компаний ведут переговоры по инвестициям, сообщил глава Минобрнауки.

В новой федеральной программе по науке, разрабатываемой в настоящее время министерством, предусматривается существенное увеличение объема финансирования инновационных проектов, сообщил А.Фурсенко в заключение. Глава Правительства РФ Михаил Фрадков и вице-премьер Александр Жуков в целом положительно оценили первый отчетный доклад министра, также, как и другие члены правительства.

А.Жуков отметил, что доклад А.Фурсенко удачен и вполне соответствует стратегическим целям, поставленным перед правительством. Те, усилия, которые сделаны Минобрнауки по обеспечению эффективности использования бюджетных средств, считает он, дали хорошие результаты. «Мы имеем сегодня значительно большее представление о том, для достижения каких целей бюджетные средства тратятся министерством», - сказал А.Жуков. Используемая система показателей позволяет оценивать эффективность траты бюджетных средств. Однако, по мнению вице-премьера, есть и слабые стороны в работе Минобрнауки. Так, если доступность образования увеличивается, то качество предоставляемых образовательных услуг пока не улучшается, считает он. По мнению А.Жукова, необходимо разработать показатели качества образования, основанные на мнении работодателей. Кроме того, необходимо отслеживать, после каких учебных заведений выпускникам легче устроиться на хорошую работу. «Есть хорошие наметки на то, как дальше улучшить эффективность использования бюджетных средств», - сказал он.

М.Фрадков отметил, что опыт доклада А.Фурсенко необходимо учесть всем министрам, которым предстоит отчитываться. «Мы начали хорошее дело по выстраиванию системы координат, в которой будет улучшена работа расширенного правительства в целом», - подытожил он.