http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4762ace6-9aab-4456-a34c-7588095220ae&print=1© 2024 Российская академия наук
Мы научились использовать ракеты как товар. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой....
Когда-то впереди планеты всей...
Почти пятьдесят лет назад именно наша страна положила начало космической эре человечества, запустив в 1957 году первый в мире искусственный спутник Земли. Потом были первый человек в космосе, запуски на орбиту станций, экипажей, бесконечное соревнование с американцами, борьба за первенство высадки на Луну. А в начале девяностых вместе с государством СССР рухнула и его космическая мощь. Что осталось?
- Вопрос болезненный. Те, кто застал хотя бы краем советское время, помнят, какая у нас была космонавтика, - рассказывает директор Института космических исследований РАН, член-корреспондент РАН Лев Матвеевич Зеленый. - Это была заслуга в первую очередь Никиты Хрущева, он задал тон, и космонавтика сразу взяла высокий такой старт. Конечно, все тогда было подчинено военным задачам, а потом уже науке. Но руководство страны понимало, что от успеха в исследованиях космоса зависит развитие техники, экономики. После, во времена Брежнева, космонавтика развивалась уже по инерции - но все-таки развивалась. В 70-80-е годы была серия запусков к Марсу, исследовалось околоземное пространство, изучалась ноосфера, было много экспериментов на Луне. Например, США и СССР в изучении Марса сделали поровну, а в исследованиях Венеры мы сделали на порядок больше. А потом, уже во времена Ельцина, началась полоса неудач. В 1989 году были посланы к Марсу наши два аппарата "Фобос" - один аппарат потеряли, второй проработал несколько месяцев и выполнил много важных исследований, но до решения главной задачи -анализа вещества марсианского спутника Фобоса так и не дошел. Конечно, это было связано с развалом страны, экономическим кризисом, с тем, что резко упала исполнительская дисциплина. Была разрушена налаженная система испытания ракет, слежения за ними во время полетов. Самая крупная неудача -экспедиция "Марс-96" , когда наша ракета упала в Тихий океан. Мы тогда сразу начали работать над другим проектом, но эта работа затянулась на тринадцать лет. Понимаете, у нас и в семидесятые были неудачные полеты к Марсу, и у американцев случаются аварии, но это никогда не было связано с экономическими причинами. А в 90-е некоторые наши сотрудники уехали в Европу или Америку. Те, кто остался в России, делали все, что могли, и даже немного больше...
Великая Пустота пустой не бывает
С середины 90-х к лидерству на орбитах стали стремиться не только Америка с Европой, но и страны Востока: Япония, Китай, Индия. Наиболее впечатляющих успехов добился Китай со своим недавним запуском корабля "Шэньчжоу-6" , на борту которого находились два тайконавта -от слова "тайкун": Великая Пустота. Ближайшие цели освоения Великой Пустоты в Китае - строительство постоянной космической лаборатории, инженерной системы, освоение Луны.
А что же Россия? Ведь у нас к началу третьего тысячелетия, похоже, экономическая ситуация более-менее стабилизировалась, нефтяные деньги (опять как при Брежневе!) имеются. Наше правительство недавно, год назад, сформулировало и приняло -третью по счету с 1991 года -Федеральную космическую программу, рассчитанную до 2015 года. Вот что думают об этой программе ее вдохновители и исполнители.
Глава Федерального космического агентства Александр Перминов считает, что эта программа является самой сбалансированной и прагматичной как по направлениям развития, так и по финансовым показателям. В ней несколько "ужато" развитие традиционных программ пилотируемых полетов и сделан упор на более современные в технологическом отношении, а также и более перспективные с коммерческой точки зрения программы. В первую очередь речь идет о запуске спутников связи, дистанционном зондировании Земли, ведении гидрометеорологического наблюдения. Тем не менее сохраняются возможности для развития отечественной научной школы, поскольку программа предусматривает проведение фундаментальных научных исследований, биологических и технологических экспериментов на Международной космической станции и на специализированных аппаратах. На 2009 год назначен запуск российского беспилотного аппарата к спутнику Марса Фобосу для забора и доставки на Землю его грунта. По мнению Перминова, программа в целом позволит России сохранить статус ведущей космической державы мира. Сотрудники Института космических исследований тоже считают, что ситуация наконец-то поворачивается к лучшему, хотя и отмечают, что средства на реализацию некоторых ближайших проектов поступают с опозданием.
Общий объем финансирования новой космической программы должен составить 305 млрд рублей. Это больше, чем раньше. Но намного меньше, чем в США, Японии, Китае. Примерно на уровне Индии.
Россия в поиске своей ниши
Россия отстает от США довольно серьезно, и тягаться с американцами в ближайшем будущем вряд ли получится. К примеру, в 2006 году США на развитие национальной космической программы выделяют 16, 4 млрд долларов, в то время как Россия -лишь 0, 8-0, 9 млрд долларов. Мы стоим на распутье, полагают ученые из Института космических исследовании, когда надо умерить свои амбиции, не гнаться за всем подряд и занять в космосе свою нишу. Например, если раньше нашими целями были Венера и Марс, то теперь почему бы не обратить внимание на малоизученную планету Меркурий? Американцы, кстати, развивают свои исследования по всем направлениям, кроме Меркурия. Только так мы сможем оставаться одной из трех-четырех (вместе с Китаем) ведущих космических держав.
А вот еще одно мнение. Международное космическое сотрудничество в нынешнем его виде может погубить российскую космонавтику, предупреждает Юрий Караш, доктор наук США по специальности "Космическая политика и международные отношения" , член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Как известно, Европейское космическое агентство (ЕКА) фактически отказалось принимать участие в создании российского многоразового космического корабля следующего поколения "Клипер". Причина - недостаточный контроль ЕКА над данной программой. Отказ ЕКА уменьшил шансы вовлечения в эту программу Японии, которая намекнула, что с большим желанием присоединится к "Клиперу" , если до нее это сделает Европа.
Нежелание Старого Света приложить руку к появлению на свет принципиально новой машины России для пилотируемого освоения космоса - явление хоть и не очень приятное, но вполне прогнозировавшееся. Ведь речь шла, с одной стороны, о фактической поддержке отечественного ВПК, где данный корабль и создавался бы, а с другой - о разработке технологий, которые усилили бы позиции России в сфере пилотируемой космонавтики. Первое не соответствует интересам Европы, а первое и второе - ее ближайшего союзника США.
Но как же объяснить тот факт, что совместная работа в космосе является одним из наиболее ярких примеров плодотворного сотрудничества между СССР/Россией и США? Вехами этого партнерства стали "Аполлон"-"Союз" в 1975 году, программа "Мир"-"Шаттл" в 1995-1998 годах и, наконец, Международная космическая станция (МКС) с 1993 года и по наши дни!
Ответ простой: во всех этих случаях речь шла о том, чтобы использовать либо технику, либо технологии, уже имевшиеся в СССР/России, применение которых в данных совместных проектах было к тому же оплачено нашей страной. Никаких новых разработок, способных радикально интенсифицировать космическую деятельность СССР/России, для этих программ не создавалось.
Недавно принято решение конгресса Соединенных Штатов разрешить НАСА закупку российских "Союзов" для американских астронавтов до 2012 года, что полностью отвечает данной идеологии сотрудничества. Корабль "Союз" - это машина, которая эксплуатируется с 1967 года. Россия, безусловно, должна экономически и технически участвовать в осуществлении совместных с США крупномасштабных космических проектов, но лишь в том случае, если это приведет к созданию принципиально новых российских технологий, способных обеспечить конкурентоспособность страны в XXI веке.
- Да, наша ракетная отрасль оправилась в основном за счет коммерческих запусков, - говорит директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. - Мы научились использовать ракеты как товар. Это, с одной стороны, хорошо, а с другой... Не хотелось бы, чтобы наша страна превращалась в эдакого космического извозчика. По состоянию на 31 декабря 2005 года российская орбитальная группировка социально-экономического назначения состояла из 58 космических аппаратов. Среди них ни одного научного, дистанционного зондирования Земли и метеообеспечения. Даже российское сельское и лесное хозяйство сейчас пользуется данными мониторинга, получаемыми с зарубежных космических аппаратов.
У России сегодня нет на орбите спутников оптико-электронной и всепогодной радиолокационной разведки, требуют замены устаревшие спутники "Молния" и "Парус" , обеспечивающие связь Военно-морского флота. Система предупреждения при ракетном нападении насчитывает три космических аппарата, хотя для надежного обнаружения ракетных запусков требуется как минимум восемь.
И все-таки - оптимизм
Надо ли объяснять, насколько важно сегодня для нашей страны успешно осваивать, исследовать космос? Космос - это возможность решения практических задач реальной экономики, фундаментальной и прикладной науки, обороны страны, повседневных нужд населения. Многие изобретения - например, создание как лазерных дисков, так и лазерных пушек -были сделаны в результате фундаментальных исследований. С помощью спутников можно не только сбивать ракеты, но и прогнозировать цунами, лесные пожары, выслеживать косяки рыб. Космические технологии позволяют эффективно бороться с терроризмом, обрабатывать и распределять информацию, улучшать связь, телевидение, исследовать не только Солнечную систему, но и планеты дальнего космоса.
- Да, отношение к космосу сейчас другое. Наверное, такой романтики, как раньше, уже не будет... - говорит директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. - Наша страна все еще ищет свою национальную идею. И многие наши граждане наконец-то стали понимать, что нужно не просто зарабатывать, есть и тратить, а делать наконец что-то большое, чем страна может гордиться! Да, удовлетворение любопытства - ценнейшее вложение, от которого получается и все остальное. Любое космическое открытие ведет к решению практических задач. Но помимо прикладных задач все-таки очень хочется, чтобы человечество стояло на грани новых, неизведанных границ - и старалось их пересечь.