http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=47ef1a21-e8c2-40db-90e5-2f23453f4c83&print=1© 2024 Российская академия наук
Вопрос о том, кого причислять к молодым, не имеет однозначного ответа. Все зависит от того, как взглянуть на него. Скажем, когда-то в нашей стране была такая шкала -28 лет, то есть пора, когда истекал комсомольский возраст. Есть и другой порог - 33 года, для некоторых молодежных программ и премий потолок - 35 лет. А есть ситуации, где и за сорок все еще ходят в молодых. Но, по какой схеме ни считай, стать в 35 лет членом-корреспондентом РАН - это круто, как сказала бы молодежь. Вот уж не знаю, причисляет ли все еще к ней себя профессор Евгений Гудилин, но для академии он, безусловно, очень молодой человек. Моложе в ее рядах никого и нет с тех самых пор, как за Евгения Гудилина проголосовали на общем собрании РАН. А было это минувшей весной, в мае.
Нынче на факультете наук о материалах МГУ, где он работает, академического "сословия" прибавилось. Трудно сказать, кому это доставляет больше удовлетворения, самому Евгению Гудилину или декану факультета, академику Юрию Дмитриевичу Третьякову, которого по праву называют не только отцом-основателем одного из новых факультетов Московского университета, но и автором уникальной системы подготовки молодых исследователей. Евгений Гудилин, правда, "достался" своему учителю с химфака, где получил диплом. Но по-настоящему его становление ученого началось здесь, на факультете наук о материалах.
Сегодня Евгений Гудилин -один из заместителей академика Третьякова в деканате, а еще - член государственной аттестационной комиссии, член ученого и диссертационного советов факультета, входит в Научную комиссию МГУ и Научный совет РАН по теоретическим основам химической технологии. Он автор девяти десятков научных работ, считается видным специалистом в области химии и технологии функциональных нано- и микроструктурированных материалов. А еще надо бы упомянуть о медали РАН для молодых ученых, золотой медали Европейской академии наук, Шуваловской премии МГУ им. М. В. Ломоносова I степени, премии Американского общества материаловедов, стипендии фонда Гумбольдта (Германия) и Организации развития новых энергетических и промышленных технологий (Япония)...
Пожалуй, хватит перечислений. Сказанного достаточно, чтобы проникнуться уважением к этому, право же, еще очень молодому человеку. Но есть в его биографии не менее интересные подробности. После окончания университета талантливого выпускника позвали за рубеж. Он поехал. Работал несколько лет в Германии, в США, в Японии. А когда счел, что получил достаточно опыта, который расширил сферу его научных интересов, и заработал достаточно денег, позволяющих купить квартиру, вернулся в Москву. Считает факультет, где работает, самым интересным и перспективным для карьеры молодого ученого. При этом имеет в виду не только себя. И даже в первую очередь - не себя. Он говорит о своих студентах, столь же беззаветно влюбленных в науку, как он сам. И столь же увлеченных Недаром именно его студенты забрали немалую долю призовых мест на прошлогоднем конкурсе научно-популярных статей и научной фотографии.
Но подобные конкурсы - всего лишь отдушина для ученого. А вот взять такой барьер, как избрание в академию наук, в 35-летнем возрасте удается не каждому. Есть повод поздравить молодого исследователя и его родной факультет. И, конечно же, - Московский университет. Больше бы таких примеров. Случись такое, это будет самым верным признаком выздоровления страны. Пока же 35-летний член-корреспондент РАН - скорее исключение, а не правило. Пока так.