КАК "ЗАМАНИТЬ" УЧЕНЫХ НА ОСТРОВ?
08.05.2019
Источник: Российская газета, 08.05.19
Алексей Коновалов
Научный
потенциал в определенных отраслях экономики часто становится решающим фактором
в конкурентной борьбе на потребительском рынке. С его помощью создаются новые
материалы, продукты, услуги, нацеленные на улучшение жизни человека. На
Сахалине благодаря региональным ученым были открыты месторождения нефти и газа,
что предопределило "нефтегазовое клеймо" региона на долгие
десятилетия.
Но
ситуацию, которая складывается в островной науке сейчас, нельзя назвать
благоприятной. В советские времена отрасль непрерывно развивалась, в ней росло
количество организаций, повышался ее потенциал. Это приводило к созданию новых
научных направлений или прорывному развитию существующих. Так или иначе наука
была тесно связана с народным хозяйством или, как сейчас говорят, с реальным
сектором экономики. В настоящее время примеры взаимодействия единичны.
Одной
из причин такого положения является острая нехватка высококвалифицированных
кадров.
К
сожалению, по многим техническим направлениям местные вузы в силу сложившейся
специализации не готовят соответствующих специалистов. Поэтому костяк научных
групп на Сахалине, как правило, составляли и составляют приезжие выпускники других
высших учебных заведений. Однако остаются здесь лишь те, кто смог решить свои
жилищные и другие проблемы, связанные с пребыванием в регионе. Вот об этом и
хотелось бы поговорить особо.
Крайне
важно "подцепить" к локомотиву научного производства молодых выпускников
и студентов с качественным базовым образованием в области естественных наук
В
настоящее время на острове есть научные направления, признанные на высоком
мировом уровне. Это подтверждается и крупными международными проектами на
Сахалине с участием известных зарубежных ученых, и работой местных специалистов
на международных конференциях, а главное - публикациями научных статей в
высокорейтинговых международных изданиях. Однако если не будет подпитки
молодыми кадрами, то и эти направления вымрут.
Поэтому
крайне важно "подцепить" к локомотиву научного производства молодых
выпускников и студентов с качественным базовым образованием в области
естественных наук. Это позволит поддержать и создать новые научные школы по
ряду направлений. Выгоду для региона в таком случае сложно переоценить.
Что
мешает омоложению научных коллективов на Сахалине? Во-первых, повторю, в
регионе нельзя получить образование по таким естественным наукам, как физика и
математика. Если же соответствующие базовые кафедры появятся, то необходимо
предусмотреть возможность продолжения обучения и работы в виде магистратуры,
аспирантуры, докторантуры. Для этого нужен и региональный диссертационный
совет.
Например,
Дальневосточный геологический институт ДВО РАН готов создать кафедру геофизики
на базе одного из сахалинских вузов. Ее выпускники были бы востребованы в нефтегазовой
промышленности, строительной индустрии, туристической отрасли. Но опять же -
без физики и математики какая может быть геофизика?
Во-вторых,
дефицит кадров связан с невозможностью привлечения молодых ученых из ведущих
вузов страны. Им негде жить. В действующей госпрограмме "Обеспечение
населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы"
принимают участие лишь те молодые специалисты, которые имеют постоянную регистрацию
в регионе.
В
области строят арендные дома, на квартиры в них могут претендовать и приезжие.
Но каковы шансы у вчерашнего студента без опыта работы и регалий получить
доступное жилье?
Решением
проблемы могло бы стать строительство социального жилья для молодых ученых и
преподавателей, в том числе не имеющих регистрации по месту проживания, а также
появление для них льгот при оформлении ипотеки на покупку квартиры или
предоставление субсидии по возмещению затрат на аренду.
Кроме
того, на мой взгляд, помочь молодому специалисту можно с помощью учреждения
грантов, учитывающих расходы на проведение исследований и проживание на
Сахалине. В гранте необходимо обязательно предусмотреть, чтобы ученый получал
денежное вознаграждение в размере, например, не менее 35 процентов общих выплат.
Ответственность за выполнение индикативных показателей должна быть возложена на
научного руководителя.
Решением
проблемы могло бы стать строительство социального жилья для молодых ученых и
преподавателей, в том числе не имеющих регистрации по месту проживания
Если
такие гранты заработают, то молодой ученый будет иметь бесценный опыт
выполнения серьезных научных проектов, подготовки и публикаций научных статей,
и, возможно, диссертации.
Еще
одной мерой поддержки могла бы стать выплата молодым ученым и преподавателям
так называемых подъемных.
Решение
обозначенных проблем будет успешным лишь при активном участии региональных
властей. Тем более что сейчас все это особенно актуально в свете пристального
внимания руководства страны к развитию отечественной науки. Так, увеличение доли
молодых исследователей, создание условий для их работы является одной из целей
национального проекта "Наука".