http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=49137198-206e-4216-872f-303378348f2f&print=1© 2024 Российская академия наук
Ученые и чиновники сообща искали выход из научно-технологического тупика.
Увы, но наша наука смогла вписаться в нынешние реалии экономики всего лишь неслышной тенью и забытой всеми падчерицей, живущей в своем полунищем замкнутом мире. Результат известен - сохраняющееся до сих пор финансирование ее по остаточному принципу, сокращение численности научных кадров, отсутствие просчитанной концепции ее реформирования и развития - все это выливается в совсем уж неприемлемое отставание в промышленных технологиях и в низкий уровень инновационной активности государства.
В Москве состоялся IV Национальный конгресс "Приоритеты развития экономики. Модернизация и технологическое развитие экономики России". На этом в части имен весьма представительном форуме участники делились мнениями и взглядами на вышеозначенные проблемы и предлагали рецепты для становления экономики инновационного типа. Статус конгресса подтвердил тот факт, что приветствия участникам направили главы Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в своем послании Сергей Миронов особо подчеркнул, что "сегодня весьма важно сформировать полноценную систему правового обеспечения инновационного развития. Для этого требуется внести целый ряд изменений в федеральные законы, чтобы ускорить процесс интеграции науки, образования и производства. И устранить существующие в этой области неоправданные ограничения". В свою очередь Борис Грызлов также акцентировал необходимость совершенствования правовой базы: "Инновационный путь развития России является приоритетом государственной политики и магистральным направлением в развитии нашей страны... Необходимо создать систему правового обеспечения инновационной деятельности. В настоящее время Государственная Дума вместе с Президентом и Правительством проводит большую работу по эффективному законодательному обеспечению инновационных процессов в нашей стране". Как видно из этих посланий, именно непроработанность нормативной базы препятствует активному развитию инновационных процессов. Вот что наиболее интересное прозвучало в докладах и последующей дискуссии участников конгресса.
Евгений Примаков, академик, президент Торгово-промышленной палаты РФ:
"Что сегодня мешает созданию новой модели экономики? Прежде всего - инерционное мышление тех влиятельных сил, которые уповают на то, что основные импортеры нефти постепенно выходят из рецессии, и что цены на углеводороды на достаточно высоком уровне. При этом утверждается, что есть все условия для экономического роста вкупе с сильной социальной стабильностью. Отметим, что эти две сами по себе благородные цели - рост и стабильность - лежали в основе докризисной экономической политики. То есть сейчас опять требуют продолжения курса на преимущественную поддержку крупных сырьевых монополий. Можно сказать прямо, что такая линия не приведет к радикальным преобразованиям в российской экономике".
Хусейн Чеченов, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке РФ:
"Такой важный Федеральный закон N217, разрешающий создание малых инновационных предприятий при вузах, до сих пор реально не работает. И тому есть логичное объяснение - эти самые предприятия не имеют ни собственной производственной базы, ни налоговых преференций. Кроме того, у них есть проблема внешних инвестиций, так как исключительное право на результат интеллектуальной деятельности остается за бюджетной организацией. А внешний инвестор при этом никаких преференций не имеет. Наука у нас почти вся государственная, а закона об этом нет. Хотя здесь необходимо определить целый круг вопросов - кто входит в научную организацию, какие у нее права, как финансируется, какая ответственность по тем или иным разработкам".
Екатерина Попова, помощник руководителя Администрации Президента РФ:
"Уже скоро будет утвержден набор законопроектов, который необходим именно для инновационного развития. В перечне восемь ключевых нормативных актов - закон о долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании национального программирования социально-экономического развития Российской Федерации, закон об инновационной системе, о внесении изменений в 77-ю главу Гражданского кодекса, о промышленной политике и закон о топливно-энергетическом балансе. Также необходимы закон о фондах, изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы по стимулированию развития инновационного сектора экономики и законопроекты, касающиеся вопросов стандартизации, изменения процедуры госзакупок".
Евгений Федоров, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике:
"Мы два года бьемся над вопросом, который мир давным-давно решил, - что же такое инновационная экономика? При этом уже где-то триллион рублей вложили в институты перехода к инновационной экономике. Однако результат этих вложений, прямо скажем, нулевой. До сих пор мы не нащупали главное - а что такое инновационная экономика? Хотя это вполне понятная вещь - экономика плюс рынок интеллектуальной собственности. Весь рынок российской интеллектуальной собственности - это всего лишь 5 миллиардов рублей в год. А американский - 5 триллионов долларов!
Для изменения ситуации необходимо вводить техрегламенты, отсекающие технологии вчерашнего дня. Я вам приведу простой пример. У нас в стране последние доменные печи, технология которых была создана, когда мир ездил на лошадях, закрылись только четыре месяца назад. Хотя техническими стандартами их надо было отсекать еще лет 10 назад.
В развитии инновационной экономики внутри страны есть торможение, и было понятно, что против нее выступит сырьевой бизнес, так как умеет продавать не интеллектуальную собственность, а только нефть. Понятно, что будет против ВТО, потому что оно прямо запрещает развивать инновационное законодательство. При этом очевидно, что инновации жизненно необходимы, а ситуация, связанная с отставанием их нормативной базы от реалий, уже просто нетерпима".