КАК ВСЯ РАН СТАНЕТ КНБИКС?
29.05.2016
Источник: Троицкий вариант
О проектах двух соглашений между ФАНО, Курчатовским институтом и Росатомом
В распоряжении редакции ТрВ-Наука оказались проекты двух соглашений между ФАНО, Курчатовским институтом и Росатомом. Подписание этих документ запланировано на 2 июня 2016 года. Еще одно соглашение было подписано еще в феврале. Речь идет о следующем.
Курчатовский институт, ТРИНИТИ (Росатом), Физико-технический институт им. Иоффе РАН и ФИАН им. Лебедева (ФАНО), будут сотрудничать в области термоядерных и плазменных исследований. Курчатовский же центр, Калининская АЭС (Росатом), Институт ядерных исследований РАН и ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН (ФАНО) будут сотрудничать в области нейтринных исследований.
Согласно соглашениям, будут созданы два межведомственных центра, в каждый из которых войдет Курчатовский центр, одна организация Росатома и два института РАН. У каждого будет Управляющий совет в составе президента Курчатовского института М.В. Ковальчука, гендиректора Росатома С.В. Кириенко и руководителя ФАНО М.М. Котюкова. Для каждого из центров будет разработана единая программа научно-исследовательской и иной деятельности. Научное руководство разработкой программ и их реализацией будет осуществляться Курчатовским институтом.
РАН не спросили – подписи президента РАН под соглашениями не предусматривается (интересно, был ли он вообще в курсе происходящего). В то же время, подпись руководителя ФАНО в этих договорах представляется выходящей за рамки имеющегося у него мандата, согласно которому ФАНО не осуществляет руководство научными исследованиями подведомственных институтов и, стало быть, не уполномочено передавать таковое третьей стороне. Впрочем, подпись президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Валентиновича Ковальчука под обоими договорами уже имеется.
Еще одно соглашение было заключено 8 февраля с. г. между ФАНО и Курчатовским институтом в области разработки, создания новых и модернизации существующих экспериментальных комплексов класса «мегасайенс» и осуществления на их базе масштабных исследовательских проектов. Соглашение также предусматривает сотрудничество в исследованиях и разработках в конвергентных, нано- , био- , информационных, когнитивных и социогуманитарных наук. Кроме того, оно касается исследований в области ядерной медицины и лучевой терапии.
Это соглашение является рамочным и затрагивает, по всей видимости, все институты ФАНО. Можно полагать, что готовящиеся соглашения – это конкретизация общих положений соглашения февральского, согласно которому будет разработана программа совместных действий Курчатовского института и ФАНО. Создается Координационный совет во главе с М. В. Ковальчуком и М. М. Котюковым, а общая координация поручена зам. главы ФАНО А. М. Медведеву и вице-президенту Курчатовского института О. С. Нарайкину.
Тексты соглашений:
• Проект соглашения между КЦ, Росатомом и ФАНО о сотрудничестве в области исследований плазмы
• Проект соглашения между КЦ, Росатомом и ФАНО в области нейтринных исследований
• Соглашение между ФАНО и КЦ (8 февраля 2016 г.)
P. S. В комментарии ТрВ-Наука академик РАН Г. А. Месяц отметил, что ФИАН выступит против этого соглашения, так как оно заключено на неопределенный срок и по другим веским основаниям. «Они манипулируют нами как чемоданом: хочу — поставлю туда, хочу — туда, — подчеркнул академик Месяц. — Я говорил с Фортовым, он ничего не знал, он в недоумении».
P. P. S. 30 мая этот вопрос был рассмотрен на Ученом совете ФИАН, а 31 мая, видимо, будет обсуждаться на Президиуме РАН. Решение Ученого совета ФИАН, в котором он возражает против соглашения, будет отправлено и главе РАН, и главе ФАНО. В нем отмечается, что подписанию соглашений должно предшествовать обсуждение с институтами и Президиумом Российской академии наук и что ФИАН не может рассматриваться в качестве ключевого участника в области исследований плазмы токамаков и управляемого синтеза. ФИАН также обращает внимание на необходимость соблюдения правила двух ключей.