http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4a91c4de-b5f2-494a-be97-13c201cce188&print=1
© 2024 Российская академия наук

ГОРЕ У НАС ВСЕГДА ОТ УМА

01.07.2005

Источник: Труд, 01.07.2005 Елена ВЛАДИМИРОВА

-

Почему Герману Грефу не нравится Российская академия наук

Правительство рассмотрело вопрос о повышении эффективности государственного сектора науки. До 2010 года часть институтов ликвидируют или сольют с другими. А оставшимся ученым обещают лучшую жизнь - их зарплата увеличится в разы.

То, что наша наука в плачевном состоянии, - факт общеизвестный. Нищенский заработок отталкивает от российских академических институтов молодежь - она либо уезжает на Запад, либо пристраивается в бизнесе. Воистину горе от ума: чем больше знания - тем меньше средств к существованию. Науку двигают в основном кадры предпенсионного и пенсионного возраста. Их состав обновляется "молодой кровью" не более чем на 4 процента в год. Порядком устарели и основные фонды государственной науки. Хотя это все еще большая сила: 850 академических и 1200 прикладных институтов плюс около 600 вузов. Правительственные чиновники регулярно высказываются за инновационный путь развития России, но при этом научная отрасль в подвешенном состоянии. Не секрет, что многие НИИ выживают лишь за счет сдачи своих площадей в аренду коммерческим структурам.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что главные причины такого положения - низкий внутренний спрос на научные разработки, недоверие бизнеса к отечественной науке и недостаточное ее государственное финансирование. Предлагается вывести из госсектора неэффективные научные учреждения, увеличить финансирование тех, что работают на приоритетных направлениях, срочно привлечь в науку молодые умы. Для их стимулирования к 2008 году планируется довести оклады научных сотрудников до 30 тысяч рублей (сейчас в 8 - 10 раз меньше), а оклады молодых специалистов академических институтов - до 15 - 20 тысяч. По расчетам Минобразования, расходы на науку должны вырасти с 1, 8 до 3 процентов бюджетных трат.

Понятно, что тем, кто останется на государственном финансировании, эти траты надо будет отрабатывать - стать конкурентоспособными, вписаться в рынок так, как это сделал научный центр "Курчатовский институт". Выступивший на заседании правительства его руководитель академик Евгений Велихов рассказал, что центр выполняет не только государственные заказы, но и участвует в международных программах, имеет технопарк, куда привлечены частные инвестиции. По словам А.Фурсенко, "мы опаздываем в модернизации науки, но не безнадежно". Эту работу надо срочно двигать, не разрушая при этом существующую в России научную систему.

И вот тут случилось то, что должно было случиться. Самый известный либерал Герман Греф заявил, что "ключевая проблема российской науки - менеджмент". Глава Минэкономразвития вообще не понимает, "что это такое - Российская академия наук". Не орган власти, не коммерческая организация, а нечто сложное и маловразумительное. По словам министра, на Западе академии наук - это элитные клубы независимых выдающихся ученых. А реально науку двигают, проводя фундаментальные исследования, единицы интегрированных вузов - за счет инновационных фондов.

С Грефом категорически не согласился Фурсенко. Он заявил, что фонды и у нас есть, да нет таких денег, как за океаном. А наша научная система уникальная, и ломать ее нельзя. Выиграть от передачи всех исследований из РАН в институты и университеты - это иллюзия.

Президент Российской академии наук Юрий Осипов был еще категоричнее. По его мнению, сама постановка вопроса о том, что следует подогнать нашу науку под западные образцы, оскорбительна. В США после второй мировой войны, наоборот, стали строить науку по образцу СССР. А у нас она сейчас не востребована ни обществом, ни государством.

- Наша беда в том, - резюмировал Осипов, - что есть люди, которые позволяют себе думать, что они все понимают и знают.

На кого Осипов намекал, было ясно. В общем - снова горе от ума...

Концепция модернизации государственного сектора науки будет дорабатываться. Ясно ведь: на продаже одного сырья мы далеко не уедем. Надо двигать реальный сектор экономики, а это невозможно без науки.