http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4a97f205-52dc-437b-8cca-7b1174daa731&print=1
© 2024 Российская академия наук

На соломенной тяге

30.07.2008

Источник: Российская газета, Ирина Ивойлова

Ученые ищут способы сделать биотопливо доступным

Биотопливо - панацея или угроза XX1 века? Готова ли Россия накормить весь мир и создать свой собственный биотопливный рынок? Как уменьшить зависимость от традиционных углеводородов? Этот вопрос обсуждали вчера на "круглом столе" в "РГ" ведущие специалисты.

Все больше стран делают сегодня ставку на замену традиционных видов топлива биологическим: широким фронтом наступает, к примеру, тот же этанол, получаемый из зерна, кукурузы и сахарного тростника. В США, Бразилии и Европе уже приняты национальные программы, цель которых самая амбициозная: перевести на этанол все моторы. Серьезные успехи есть в Германии. А вот в России споры о биотопливе пока не утихают.

В мире давно известны технологии получения биогаза, бутанола, этанола из отходов лесной промышленности и сельского хозяйства, из твердых городских и канализационных отходов. И даже из фритюрного масла, в котором жарят пончики! Ведутся исследования и у нас. Российские ученые научились с помощью генной инженерии выращивать растения с повышенным содержанием жиров, что очень важно для производства биотоплива. Найдены способы переработки биомассы, допустим, фуражного зерна, которые позволяют получать не только спирты, но и сразу авиационный бензин. Одна из таких компаний успешно работает в Омской области.

"Резерв России - отходы сельского хозяйства, - считает директор Института биохимической физики РАН Сергей Варфоломеев. - Солома, ботва, стебли - из всего этого можно получать топливо. Но для этого надо развивать сельское хозяйство и применять современные технологии". Что подразумевается под отходами? По данным ученого, если брать кукурузу, то лишь 20 процентов идет в пищу, а все остальное - те самые отходы.

Противники биотоплива говорят о том, что для его производства потребуется слишком много сельхозпродукции. А отсюда, дескать, и дефицит самих продуктов, и рост цен. "На каждую калорию, которая съедается, мы тратим 10 топливных калорий, - возражает Варфоломеев. - Вот это главный источник повышения цен".

Но вся загвоздка в том, что если в одном городе построить завод, а из другого возить солому на переработку, то соломка эта будет дороже, чем самая высококачественная нефть. Поэтому нужны технологии переработки прямо на поле: охапку соломы для начала надо превратить в брикет или жидкость, чтобы удобнее было транспортировать. И такие методы первичной обработки сейчас разрабатываются в институте.

Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза, согласен с тем, что производство биотоплива из целлюлозы может быть перспективно. Но только если решить главную проблему - снизить затраты на производство.

Еще в одном убежден Злочевский - без государственных дотаций в производстве биотоплива не обойтись. И на них можно рассчитывать. В первую очередь потому, что перспективы использования биотоплива в России имеют социальный аспект.

А вот по мнению профессора кафедры теплофизики МГТУ им. Баумана Владимира Маркова, экономические выгоды здесь - это дело десятое: "Биотопливо все же лишь добавка в основное топливо, на которую приходится 5-10 процентов. Не больше. Даже в Бразилии его в бензине всего 10 процентов".

Одним словом - биотопливо, скорее не панацея и не угроза, а временная мера. Как считает академик РАН Илья Моисеев, она будет хороша до тех пор, пока мы не научимся использовать ядерную энергию и солнечный свет.

По словам ученых, до прошлого года промышленным выпуском биотоплива в нашей стране вообще никто не занимался. И только когда бум на Западе дошел до России, дело начало сдвигаться с мертвой точки. Как известно, до 1 октября 2008 года в Госдуму должен быть представлен законопроект, предусматривающий стимулы для внедрения энерго сберегающих и экологически благоприятных технологий. Проект федерального бюджета на 2009-2011 годы также предполагает выделение средств на возобновляемую энергетику.