http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4ab01a67-ba65-4c42-9204-012da49cf6fa&print=1© 2024 Российская академия наук
Нанотехнологии намного продлят жизнь человека и отправят на пенсию заводы-гиганты
Просим обратить внимание, что в разных по времени подписания и региону распространения выпусках газеты текст статьи может несколько различаться. Этот вариант можно использовать только как ориентировочный. Для получения дословного текста публикации воспользуйтесь платной подпиской на получение точных полных текстов газетных публикаций.
В начале октября в правительство будет внесена Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2007-2010 годы".
Для многих это всего лишь очередная программа. На самом же деле событие экстраординарное. Наконец-то дана отмашка, что Россия готова масштабно стартовать в нанотехнологической гонке, включиться в число преследователей ушедших вперед лидеров - США, Китая, Японии, стран Евросоюза.
Решение пришло после долгих и бурных споров о том, как наиболее оптимально войти в грядущую научно-техническую революцию, на пороге которой стоит человечество. Как утверждают ученые, по своему влиянию на жизнь общества она сравнима разве что с массовым распространением электричества. Говоря образно, если сейчас заснуть на каких-то полвека, то, открыв глаза, человек поразится переменам не меньше, чем Иван Васильевич в знаменитой пьесе Булгакова.
Напомним, что примерно 50 лет назад нобелевский лауреат Ричард Фейнман заявил: человек сможет конструировать материальный мир, манипулируя атомами и молекулами, как болтами и гайками. Это казалось невероятным. А сегодня мудреное слово "нанотехнологии" уже на устах президентов ведущих стран. Более того, оно звучит даже в предвыборных речах кандидатов. Шикарные буклеты о наномире стоят в обычных магазинчиках европейских городов, по телевидению демонстрируются научно-популярные фильмы. От экрана невозможно оторваться, настолько поражают картины будущего.
Один из идеологов и пропагандистов нанотехнологий - американец Эрик Дрекслер, в частности, нашел такой образ. Он писал: "Разве не удивительно, что мы бросаем в землю удобрения, а получаем сладкую клубнику? Это делает природа с помощью химических реакций. Нанотехнологии позволят получать ягоду куда проще - меняя порядок атомов.
Человек сможет конструировать материальный мир, манипулируя атомами и молекулами, как болтами и гайками.
И не только ягоды, но весь окружающий нас мир можно будет, как в детском конструкторе, собирать из "деталей". Тогда на металлолом придется сдать нынешние станки, а вместо заводов-гигантов появятся сборочные мини-цеха, останутся в прошлом проблемы отходов и загрязнения среды. Более того, энтузиасты "нано" обещают переворот в медицине, который позволит намного увеличить продолжительность жизни".
- Это будущее уже вышло из сферы фантастики, оно обретает конкретные черты в реальных программах, в которые ведущие страны уже вкладывают миллиарды долларов, - говорит академик РАН Михаил Алфимов. - Наши специалисты непрерывно спорили: стоит ли сразу придавать программе развития нанотехнологий статус национальной? У этой идеи было немало сторонников, мол, только так можно "вытащить" столь грандиозный проект. В качестве примера приводился опыт атомной и космической отрасли. Оппоненты возражали: "нано" - это не одна, не две и не три отрасли промышленности. Это всеобщая революция, ее нельзя свести к какой-нибудь отдельной программе, поместить под одну крышу, куда все стремятся попасть, чтобы под обещания получить деньги. Система будет безразмерной и неуправляемой.
По словам Алфимова, на данный момент принято единственно верное решение: уйти от "жесткой крыши", повязав всех, кто ведет исследования в сфере "нано", одной сетью. Именно так и делается на Западе, где группы исследователей из разных институтов, а нередко они работают и в разных странах, согласовывают общую идеологию, цели работ, обмениваются результатами, сотрудниками и т.д.
Чтобы избежать анархии и неразберихи, такой сети нужен координатор. По решению правительства им будет Совет, который возглавит руководитель минобрнауки Андрей Фурсенко. Назван и институт, которому будет поручено определять всю научную идеологию в сфере нанотехнологий: РНЦ "Курчатовский институт". Он получит статус "Национальной лаборатории". Кроме того, в сеть войдут десятки исследовательских центров, в том числе восемь головных институтов - каждый от своего ведомства. Скажем, Российскую академию наук представляет Институт металлургии им. Байкова РАН. Вот такая гибкая структура и должна обеспечить движение страны к новому технологическому прорыву.
Оценивая же нынешнюю ситуацию, Андрей Фурсенко назвал самым слабым звеном "критическое устаревание, а по отдельным направлениям - практическое отсутствие научного и специального оборудования, приборов, отвечающих мировым требованиям". Отсюда и появилась нынешняя программа по развитию инфраструктуры, в которую за четыре года будет вложено около 30 млрд. руб. Деньги будут направлены в основном на реконструкцию помещений и закупку оборудования. Причем правительство подчеркивает, что готово направить в "нано" куда более значительные суммы, но опасается, что они будут израсходованы, мягко говоря, нерационально. Уйдут, как это нередко бывало, в песок. Говоря образно, участники наногонки должны продемонстрировать свой класс: правильно выбирать приоритеты, концентрировать на них ресурсы и, конечно, быстро и умело коммерциализировать результаты.
- Сейчас важно, чтобы идея "нано" овладела массами, - говорит академик Алфимов. - А для этого нужно постоянное внимание государства. Яркий пример - Китай, где "нано" объявлено одним из главных приоритетов страны. Создана целая система стимулов. Скажем, публикуешь статью в престижном журнале, твоя зарплата увеличивается на полгода сразу в три раза. И всего за три года китайские ученые вышли по числу публикаций с десятого места на второе. То же самое происходит сейчас в Корее. Бурно начали развиваться Индия и Тайвань. Можно сказать, что процесс пошел и у нас. Импульс, который дало правительство, показав явную заинтересованность в "нано", породил волну. В институтах и в университетах наука начала разворачиваться в сторону "нано". Более того, в регионах губернаторы создают наноцентры; скажем, в Белгороде построили специализированный корпус и закупили для центра новое уникальное оборудование. Создали при губернаторе совет по "нано". В общем, как нередко бывало, Россия долго запрягала. Будем надеяться, что поедет быстро.