В КРУГЕ ВЕРЫ
05.12.2018
Источник: Независимая газета, 05.12.18
Андрей Мартынов
Религия и атеизм в жизни и творчестве
Александра Солженицына
Об
авторе: Андрей Викторович Мартынов – кандидат философских наук.
Так
уж повелось, что в России писатель (да и вообще яркий публичный человек)
воспринимался учителем жизни. То есть пастырем (в том числе и в религиозном смысле).
Естественно, это предопределяет пристальный интерес к его религиозным взглядам.
Кто-то, как, например, Лев Толстой, этим активно пользовался. Кто-то, как наш сегодняшний
герой – Александр Солженицын, относился к этому негативно.
Но
такая традиция тем не менее, увы, остается.
В
дни Ивана Денисовича
Давно
уже стало общим местом утверждение, что жизнь и творчество Александра Исаевича
Солженицына отразили отечественную историю ХХ века. Впрочем, банальность
утверждения не делает его в меньшей степени истинным.
В
данном случае симптоматичны (и символичны) религиозные искания писателя. По
собственному признанию Александра Исаевича, он воспитывался в верующей семье и,
будучи школьником, посещал церковь. Позднее писатель возвращался в воспоминаниях
к тому «необычайному по свежести и чистоте изначальному впечатлению, которого
потом не могли стереть никакие жернова и никакие умственные теории». Но пропагандистский
прессинг, который нередко подменял собой процесс преподавания в школе, а также
привлекательность (от слов «прельщение», «прелесть») коммунистической идеологии
на долгие годы загромоздили для будущего писателя путь к храму, прикрыв собой
«неповторимое, чисто-ангельское восприятие богослужения, которого в зрелом
возрасте уже не наверстать». «В молодом возрасте легки эти переходы», –
признается он позднее в «Марте Семнадцатого».
Еще
одним общим местом стали другие слова Солженицына – о «благословении тюрьмы».
Но именно в лагере молодой наблюдательный человек обратил внимание, что вера действительно
поддерживает зэка, не дает ему сломаться. В «Одном дне Ивана Денисовича» он так
описал чувства заглавного героя, которые, можно предположить, были близки и
ему, учитывая определенную автобиографичность персонажа: «Тоже горюны: Богу
молились, кому они мешали? Всем вкруговую по двадцать пять сунули. Потому пора
теперь такая: двадцать пять, одна мерка». При этом Иван Денисович Шухов
подчеркивает: «Я ж не против Бога, понимаешь. В Бога я охотно верю. Только вот
не верю я в рай и в ад. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?
Вот что мне не нравится».
Когда
после освобождения из заключения Солженицын возвратился в церковь?
По
мнению протоиерея Александра Меня, это произошло не сразу. Размышляя о рассказе
нобелевского лауреата «Пасхальный крестный ход», он в разговоре с автором
настоящей статьи обращал внимание, что богослужение там дано глазами
неверующего. Последнее подтверждается и в письменных воспоминаниях Меня о
Солженицыне: «Христианство было для него некоей этической системой». Самого
писателя в эти годы (1966–1967) священнослужитель считал «скорее всего
толстовцем». Думается, такие утверждения как минимум спорны. Действительно,
Солженицын описывал происходящие события взглядом стороннего наблюдателя. Но
это не значит, что он не был в них внутренне вовлечен. Ведь если тот же Лев
Толстой представил читателю картину Бородинского сражения глазами сугубо
штатского Пьера Безухова, это не дает нам право утверждать об отсутствии
военного опыта у автора «Войны и мира».
Да
и разочарование поверхностным, чисто формальным соблюдением обрядов большинства
участников (кроме десяти женщин – именно с ними «начинается подлинный крестный
ход») также говорит в пользу уже тогда совершившейся воцерковленности
Александра Исаевича.
К
этим же годам относится и поразительное признание, высказанное в солженицынском
рассказе «Путешествуя вдоль Оки» из цикла «Крохотки»: «Люди были корыстны и
часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над
лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать
мысли – вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом
напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги».
Борьба
за церковь
Было
бы, впрочем, ошибкой думать, что вопросы веры и неверия создатель «Красного колеса»
и «Архипелага ГУЛАГ» поднимал исключительно в своих художественных произведениях.
Проблемы церкви «камнем гробовым давят голову и разламывают грудь». Они
заставили писателя стать, возможно, против воли, публицистом и общественным
деятелем.
В
знаменитом «Великопостном письме патриарху Пимену» Солженицын трезво оценивал
болезненную ситуацию с религией в Советском Союзе: «Уже упущено полувековое прошлое,
уже не говорю – вызволить настоящее, но будущее нашей страны как спасти? –
будущее, которое составится из сегодняшних детей». В этой связи он задавался
отнюдь не риторическим вопросом о том, «сумеем ли мы восстановить в себе хоть
некоторые христианские черты или дотеряем их все до конца и отдадимся расчетам
самосохранения и выгоды?».
Что
же так взволновало писателя? «Мы теряли и утеряли светлую этическую
христианскую атмосферу, в которой тысячелетие устаивались наши нравы, уклад
жизни, мировоззрение, фольклор, даже само название людей – крестьянами. Мы
теряем последние черточки и признаки христианского народа – и неужели это может
не быть главной заботой русского патриарха?» Кризис православия (как, впрочем,
и других религий и конфессий) был обусловлен внешним управлением: «Церковь,
диктаторски руководимая атеистами, – зрелище, не виданное за два тысячелетия».
«Письмо»
вызвало живейший отклик – как священнослужителей, так и мирян. В силу цензурных
ограничений в Советском Союзе (о которых печаловался и Солженицын) центр дискуссии
быстро сместился в русское зарубежье.
Протопресвитер
Александр Шмеман назвал письмо «пророчеством». И это не было красивой метафорой
– рассматривая послание патриарху в контексте церковной истории, он с сожалением
отмечал: «Действительно, трагической особенностью… православия нельзя не
признать слабость в нем именно тех, кто поставлен строить и созидать церковь».
Со
Шмеманом соглашался и протоиерей Иоанн Мейендорф (который, отметим, нередко с
ним полемизировал по другим вопросам). Он также считал письмо «пророческим»,
справедливо указывая в первую очередь на моральный аспект письма: «Все мы,
живущие под крылом свободной демократии на Западе, не имеем права судить тех,
кто в Советском Союзе и других тоталитарных государствах несет на верхах ответственность
за церковь. Александр Солженицын, который сам провел восемь лет в концлагерях и
чье призвание, как писателя-христианина, быть совестью своего народа, этим
правом бесспорно обладает». Вместе с тем историк церкви не без оснований (и не
без боли) выражал сомнение: «К сожалению, очень маловероятно, чтобы теперешние
руководители Русской церкви отказались от пассивности и конформизма».
Появлялись
отзывы и в неподцензурной (самиздат) литературе внутри СССР, а также в личной
переписке. И зачастую они бывали полемическими. Александр Мень в частном письме
Солженицыну «умолял» не публиковать послание, утверждая (как это видно из
приведенных выше отзывов), что писатель «не разбирается… в церковной ситуации».
Последнее представляется странным, учитывая уже приведенные выше отзывы.
В
свою очередь, другой священник, Сергий Желудков, в числе прочего обращал
внимание знаменитого писателя на то, что его адресат заведомо лишен всякой
возможности отвечать оппонентам. Последнее, по мнению Желудкова, было
«нравственной ошибкой». Одновременно Желудков укорял писателя и в «главной
ошибке», которую он видел в «полуправде». Ведь «полная правда заключается в
том, что легальная церковная организация не может быть островом свободы в нашем
строго-единообразно-организованном обществе, управляемом из единого Центра…
Отсюда и происходит сегодня все то зло, о котором вы справедливо написали, и
все то зло, о котором вы умолчали. Но другого выбора не было».
Солженицын
оперативно ответил на возражения Желудкова: «Вы пропустили главный выход, к
которому я и призываю: через личные жертвы зримо перевоспитывать окружающий
мир». И, парируя возражение по поводу невозможности публичного ответа, добавлял:
«Приневоливать к жертвам, конечно, нельзя. Но звать-то можно? Уж почему и звать
запрещаете?»
Возвращался
писатель к христианской этике и в других своих публицистических работах. Так,
статью «Раскаяние и самоограничение», написанную для сборника «Из-под глыб», он
начал с цитаты из Блаженного Аврелия Августина: «Что есть государство без
справедливости? Банда разбойников», а в самом тексте противопоставлял
либеральным и марксистским определениям свободы христианское, которое видел в
самоограничении. Ведь именно оно «переключает» человека «с развития внешнего на
внутреннее и тем углубляет нас духовно».
Впрочем,
проблема религии оставалась значимой и в случае с Солженицыным-художником. Он
поднимал ее в самых разных своих произведениях. Для Александра Исаевича важным
был не только факт веры, но даже шаг в ее сторону. Даже если таким шагом было
толстовство. Вспомним, как один из героев романа «Раковый корпус» Ефрем Поддуев
нравственно преображается после чтения рассказа Льва Толстого «Чем люди живы»:
«Не хотелось Ефрему ни ходить, ни говорить. Как будто что в него вошло и
повернуло там. И где раньше были глаза – теперь глаз не было. И где раньше рот
приходился – теперь не стало рта».
Собственно,
само православие играет знаковую роль в его романах. И не только такая
символика и обрядность, как икона, попавшая под перекрестный обстрел русских и
немецких солдат, или молитва государя после отречения. Например, генерал от кавалерии
Александр Самсонов в «Августе Четырнадцатого» сравнивается с «агнцем
семипудовым». А профессор Павел Варсонофьев (одним из прообразов которого, по
мнению некоторых исследователей, послужил философ и священник Сергий Булгаков),
выступающий в числе alter ego Солженицына, видит знаковый для романа
мистический сон с Христом («Март Семнадцатого»).
Неподведенные
итоги
Полемика
вокруг солженицынского творчества продолжалась и в дальнейшем, и не только в
отношении его публицистики. Со временем она стала оценивать наследие
нобелевского лауреата в совокупности. Так, священник-реэмигрант, участник
Белого движения протоиерей Всеволод Шпиллер вспоминал: «Встречи с ним и чтение
его на меня производили сильное впечатление… При встречах с ним и при чтении
многих его вещей создавалось впечатление, что он повсюду ищет правду, что
поглощен стремлением к ней и хочет служить только ей всем своим оригинальным
писательским талантом». Одновременно Шпиллер оговаривался: «Мнение о нем,
считающее его «религиозным писателем», и даже выражающим наши, здешних православных
церковных людей, мысли и настроения, я нахожу глубоко ошибочным». Церковный
писатель обращал внимание, что в христианстве проблемы добра и зла «коренятся в
последней, как мы говорим, в духовной, метафизической глубине вещей… в духовной
глубине человека», а Солженицын, ставя эти вопросы, оставался в рамках
этических категорий.
Двойственным
был взгляд на Александра Солженицына и у уже упоминавшегося протопресвитера
Александра Шмемана. Священник высоко ценил творчество автора «Архипелага
ГУЛАГ», чьи книги были для него «сказочными», излучавшими «зрячую любовь». В
своем знаменитом «Дневнике» он утверждал, что «такой внутренней широты – ума,
сердца, подхода к жизни – у нас не было с Пушкина (даже у Достоевского и
Толстого ее нет, в чем-то, где-то – проглядывает костяк идеологии)», а в письме
историку и литературоведу Никите Струве не без иронии признавался: «Не рехнулся
ли я в своем восхищении Солженицыным». Шмеман удивлялся, как писатель, «плоть
от плоти и кровь от крови той России, которая одна сейчас существует реально –
России советской. Не дореволюционной и не революционной, а именно советской…
всецело этой советской реальности принадлежа, он столь же всецело и полностью
от нее свободен».
Для
Шмемана появление Солженицына было «чудом». Оно заключалось в том, что
священнослужитель в одной из своих многочисленных статей о творчестве
Солженицына назвал триединой интуицией: «сотворенности, падшести и
возрожденности». Речь в данном случае идет о христианском восприятии мира, его
изначальной «положительности» («сотворенность»). Касаясь «падшести», Шмеман не
соглашался со Шпиллером: зло у Солженицына из христианского восприятия и переживания
«тайны зла» связано с предательством человеком своей человечности. Но
одновременно (и тут Шпиллер вновь ошибался) в творчестве нобелевского лауреата,
«как и в христианстве, есть неистребимая вера в возможность для человека возродиться,
отказ «поставить крест» раз и навсегда на ком бы то ни было и на чем бы то ни
было».
Вместе
с тем Шмеман видел в солженицынской личности и творчестве некоторые тенденции,
чрезвычайно его беспокоившие. Во-первых, появление идеологизма, и, как следствие,
«в неизбежности… всякую другую идеологию отождествлять со злом, а себя с добром
и истиной». Во-вторых, увлечение старообрядчеством. «Существует некий «русский
дух», неизменный и лучше всего воплощенный в старообрядчестве… Пафос
старообрядчества в отрицании перемены, то есть «истории», и именно этот пафос и
пленяет Солженицына… Солженицын совсем не ощущает старообрядчества как тупика и
кризиса русского сознания, как национального соблазна».
Представляется,
что подобное предположение Шмемана не было лишено некоторых оснований. «А мысль
об общественном самоограничении – не нова. Вот мы находим ее столетие назад у
таких последовательных христиан, как русские старообрядцы», – писал Александр
Исаевич в уже цитируемой статье «Раскаяние и самоограничение».
Наконец,
в «Дневнике» Шмемана читаем: «Пугает этот постоянный расчет, тактика,
присутствие очень холодного и – в первый раз так ощущаю – жестокого ума,
рассудка… большевизма наизнанку… Такие люди действительно побеждают в истории,
но незаметно начинает знобить от такого рода победы. Все люди, попадающие в его
орбиту, воспринимаются как пешки».
Подобные
утверждения позволили исследователю спора Солженицына и Шмемана протоиерею Георгию
Митрофанову заключить, что «Россия, которая становится самодовлеющим истуканом
для Солженицына и занимает место церкви – это к тому же еще Россия, никогда не
существовавшая, а кроимая, как часто бывает, с идолами, по собственному образу
и подобию их почитающих».
И это не последние аргументы как в пользу, так и против писателя… А потому,
думается, вопросы и возражения (пускай даже и ошибочные), которые как при
жизни, так и теперь заочно, возникают в связи с творчеством Солженицына, не
только говорят о его востребованности (еще одна банальная истина!), но и о том,
безусловно, значимом месте, которое он занимает в истории современного
богоискательства и нужности его книг для тех, кто зачастую непростыми путями
идет к вере или уже обрел ее.