Следует исследовать

08.12.2006

Источник: Поиск, Подготовила Ольга КОЛЕСОВА



В Новосибирском госуниверситете есть все необходимое для запуска нового суперпроекта

Новосибирский государственный университет всегда был вузом академическим и без преувеличения уникальным - работающим по индивидуальным учебным планам с 1959 года. Достоинства НГУ признаны мировым сообществом - он стал одним из двух российских вузов, вошедших в ТОР-200 лучших университетов планеты (рейтинг журнала The Times Higher Education Supplement). Созданный почти одновременно с Сибирским отделением Академии наук университет взял за основу исключительно передовую систему подготовки кадров, впервые опробованную в Московском физтехе. Она подразумевала участие в учебном процессе сотрудников академических институтов и использование научного оборудования Академии наук.

В НГУ систему непрерывного образования усовершенствовали. Ее "достроили" снизу: Физико-математической школой (ныне Специализированный учебно-научный центр) и Высшим колледжем информатики, олимпиадами по различным предметам, проводящимися на обширной территории Сибири и Дальнего Востока, зимними и летними школами для победителей олимпиад, способствующими ранней ориентации школьников в избранных специальностях. Это дает наиболее талантливым ребятам из самых отдаленных районов возможность стать учащимися Физматшколы или Высшего колледжа информатики, а потом и студентами университета. Возвели и "надстройку": магистратуру, аспирантуру и докторантуру, а также подразделения, реализующие программы второго высшего образования, дополнительного образования и повышения квалификации. Олимпиады, заочные школы по различным предметам, зимние и летние школы, Специализированный учебно-научный центр, Высший колледж информатики и, наконец, НГУ с аспирантурой и докторантурой - все это звенья единой системы отбора и подготовки научной смены, реализованной в Сибирском отделении Академии наук по инициативе его основателя академика Михаила Лаврентьева.

Поскольку основная задача Новосибирского госуниверситета - подготовка ученых-исследователей, практически все студенты вовлечены в реальный научно-исследовательский процесс на базе институтов СО РАН. Новосибирский университет фактически интегрирован в Новосибирский научный центр: ежегодно более двух тысяч студентов принимают участие в научных исследованиях, а 1500 научных сотрудников им преподают. Около 80% педагогического коллектива - преподаватели-совместители из 26 институтов Сибирского отделения, представляющие 42 научные школы мирового уровня. В НГУ преподают 40 членов РАН, более 450 докторов, свыше 600 кандидатов наук.

Эффективность интеграционной системы подготовки кадров уже не нуждается в доказательствах: за 47 лет небольшой, в сущности, университет (6300 студентов на сегодняшний день) обеспечил СО РАН свыше 40% научных кадров, не говоря о вузах Сибири и академии в целом. В результате деятельности НГУ была решена проблема национального масштаба - подготовка ученых для академических институтов от Урала до Дальнего Востока. Со дня основания из стен университета вышло около 40 тысяч специалистов. Более четырех тысяч из них защитили кандидатские диссертации, свыше тысячи стали докторами наук. В Российскую академию избрано 42 выпускника НГУ. Среди окончивших университет - более сотни лауреатов Ленинских и Государственных премий, Президентских премий в области науки и образования, медалей Академии наук. Выпускники университета возглавляют 20 институтов РАН, работают в вузах, федеральных, региональных и муниципальных органах управления, бизнес-структурах.

Особое внимание в НГУ уделяется подготовке кадров по приоритетным направлениям развития науки и технологий - информационно-коммуникационным системам, индустрии наносистем и материалов, живым системам, экологии и рациональному природопользованию, энергетике и энергосбережению, безопасности и противодействию терроризму.

Реформирование науки и образования в стране, создание инновационной системы, предстоящее строительство технопарка в Новосибирском академгородке не только открывают для НГУ новые перспективы, но и ставят очень непростые задачи.

- Для того чтобы страна стала на инновационный путь развития, должны быть сделаны серьезные инвестиции в образование и науку. Прежде всего в создание крупных университетов, точнее говоря, крупных научно-образовательных комплексов, - убежден ректор НГУ член-корреспондент РАН Николай Диканский. - Это правильный подход, что продемонстрировала вся история Сибирского отделения и НГУ, - интеграция науки и образования доказала свою эффективность и устойчивость, несмотря на все потрясения последних лет. Сохранились научные школы, дипломы не девальвировались - университет продолжает готовить специалистов высокого уровня. Словом, у НГУ есть необходимый опыт и достаточные конкурентные преимущества, чтобы стать одним из первых национальных исследовательских университетов.

Богатство нации

Согласно концепции, разработанной в НГУ, национальный исследовательский университет - "форпост науки, образования, высоких технологий, культуры, инструмент влияния России на сопредельные государства и мировое сообщество в целом, проводящий фундаментальные исследования, осуществляющий инновационные разработки в области образования, являющийся участником процесса интеграции науки, образования и бизнеса". Такие университеты будут генерировать и сохранять новые знания и культурные ценности, готовить высококвалифицированных специалистов, способствовать интеграции науки, образования и бизнеса. Это позволит России на равных войти в мировое экономическое, научное и образовательное пространство. Целесообразно территориально рассредоточить национальные исследовательские университеты с учетом огромных размеров России и уже существующих научно-образовательных кластеров. В настоящее время готовые площадки для создания таких университетов имеются в Центре России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

- Там, где такой почвы нет, ее надо создавать, как образовывали в свое время НГУ и Сибирское отделение, - комментирует Николай Диканский. - Как правило, российские университеты распределены по городам, не едины, часто не работают вместе - в общем, нет синергетического эффекта. Нужно начинать создание национальных исследовательских университетов с тех мест, где есть соответствующая интеллектуальная база: академические институты, мультидисциплинарность исследований и хороший уровень образования. Создание новых больших научно-образовательных комплексов, фактически академгородков, очень важно для страны. Там, где они уже существуют, их нужно поддерживать и стимулировать к дальнейшему развитию.

России необходимо разработать комплексную стратегию развития науки, образования и высоких технологий, базирующуюся на приоритетных направлениях развития страны. Как, например, это сделано в Китае. Там из федерального бюджета профинансировали создание 50 технопарков. Теперь их уже 1000 - регионы стали создавать технопарки сами, причем строят их, как правило, за городом, и рядом обязательно располагается университет. Возникает возможность делать разработки на стыке разных наук. В России нет другой столь же удачной комбинации университета и академических институтов, как в Новосибирске. Поэтому именно мы выходим с идеей создания национального исследовательского университета на основе уже существующего партнерства НГУ, СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН и внедренческих компаний.

Будущее Сибири во многом зависит от реализации накопленного научного и образовательного потенциала, почти половина которого сосредоточена в Новосибирской области: из 110 высших учебных заведений Сибирского федерального округа 25 вузов расположено здесь, ведется подготовка кадров по 400 специальностям и 100 направлениям, а также по 180 программам послевузовского образования. Свыше 60% ученых СО РАН преподают в вузах Новосибирска, в городе находятся руководящие органы сибирских отделений четырех государственных академий.

В Новосибирске создана неплохая система подготовки специалистов для науки, производства, инновационной деятельности и бизнеса. Кроме того, имеется опыт успешного трансфера технологий и производства высокотехнологичной продукции, в основном на предприятиях бывшего оборонного комплекса и в фирмах наукоемкого бизнеса, хорошо развита инновационная инфраструктура. Организовав на основе НГУ национальный исследовательский университет, мы сохраним и распространим уникальную систему отбора и подготовки научных кадров, продолжим развитие и создание научных школ, привлечем в науку еще больше творческой молодежи и выведем высшее образование на качественно новый уровень за счет использования современных технологий. Для того чтобы достичь этой амбициозной цели, нужно будет еще больше внимания уделить развитию материально-технической базы университета, привлекать дополнительные средства, усилить взаимодействие с национальным и зарубежным бизнесом, университетами и научными организациями. В результате НГУ должен превратиться в университет нового типа с числом обучающихся студентов, аспирантов, докторантов и научных сотрудников не менее 15 тысяч человек.

Подготовку кадров высшей квалификации в НГУ собираются вести по трем приоритетным направлениям. Первое - образовательная и научная деятельность в области точных, естественных, инженерных и гуманитарных наук. Второе - инновационно-технологическая деятельность на базе фундаментальных знаний. Подготовленные кадры должны владеть знаниями и навыками: от анализа рынка, маркетинга, стратегического планирования, фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских работ до управления качеством, рыночного продвижения, послепродажного сервиса и эксплуатации высокотехнологичного продукта. Третье - подготовка специалистов по проблемам человека и социума: социологов, культурологов, психологов. Гуманитарные специальности будут расширяться с учетом потенциала Новосибирской области как культурного центра, особое внимание будет уделяться изучению языков, межкультурных связей, традиций нашей страны и других стран, особенно Азиатско-Тихоокеанского региона.

Исследовательский университет сможет организовать системное обучение студентов и специалистов из других регионов Сибирского федерального округа в магистратуре и аспирантуре.

- Мы планируем создать центр магистерской подготовки Сибири и готовить там преподавателей-исследователей, - рассказывает ректор. - У нас есть все возможности для воплощения подобных проектов в жизнь. НГУ и Новосибирский научный центр вместе создали мощную кузницу кадров. Наша система интеграции науки и образования устойчива, она развивается, имеет обратную связь. Университет готовит научного сотрудника, он уходит работать в академический институт, а потом преподает следующему поколению студентов. Так развиваются школы, преумножаются знания, сохраняются традиции. Опыт НГУ - уникальная схема, достойная культивации по всей России.

Новое поколение выбирает техно

Строительство в Новосибирском академгородке масштабного технопарка также ставит вопрос о дальнейшем развитии НГУ. Основными видами деятельности фирм, уже возникающих в связи с созданием технопарка, будут информатика, приборостроение, силовая электроника, биотехнологии - естественно-научные и технические направления. В технопарке предполагается организовать 10 тысяч рабочих мест. Университет сейчас выпускает лишь несколько сотен специалистов нужного профиля в год. Уже в ближайшее время придется удваивать набор.

Но имеющаяся база едва позволяет обучать одновременно шесть с половиной тысяч студентов. Именно поэтому начато строительство нового главного корпуса НГУ. Предполагается возведение огромного современного здания, которое позволит удвоить численность студентов НГУ и Физико-математической школы. Руководство университета считает необходимым сохранить подготовку кадров для науки, улучшив качество обучения в русле современных требований. Также планируется и дальше расширять спектр факультетов и специальностей (сегодня в НГУ 13 факультетов, 9 направлений, 16 специальностей высшего профессионального образования и 2 специальности среднего), к чему есть все предпосылки. Университет в состоянии организовать подготовку кадров инженерно-технического, биохимико-технологического и других востребованных на рынке труда направлений.

- Кроме того, в настоящий момент развивается новый вектор интеграции - с бизнесом, - добавляет Н.Диканский. - Происходит создание модели сетевого партнерства "образование - наука - бизнес". Здесь наша задача - обеспечивать фирмы специалистами, а самим брать у инновационных компаний новые знания путем привлечения преподавателей-совместителей, осуществляя тем самым постоянную обратную связь.

Модель образования, реализованная во взаимодействии с институтами СО РАН, успешно переносится на высокотехнологичные компании, банковскую сферу. Партнерами НГУ являются не только 46 институтов СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН, ведущие российские и зарубежные вузы, но и зарубежные и отечественные компании: IBM, Microsoft, Samsung, Intel, LG, Schlumberger, ГНЦ "Вектор", НПО прикладной механики им. Н.Р.Решетнева, ФГУП ГНПП "Базальт", ФГУП "ЦКБ Точприбор", ОАО "Томскнефть", Сбербанк РФ, Сибакадембанк и многие другие. Представители этих фирм преподают у нас, они заинтересованы в поиске будущих сотрудников среди талантливых студентов и при этом привносят в образовательный процесс самые новые технологические знания. Поэтому обновленная согласно требованиям времени миссия НГУ звучит следующим образом: "Получение фундаментальных знаний, разработка технологий, их накопление и систематизация, передача знаний новым поколениям, подготовка конкурентоспособных специалистов, генерация высокотехнологических компаний для инновационной экономики".

В университете понимают: чтобы готовить молодежь к инновационной деятельности, необходимы новые образовательные технологии, позволяющие обучить продвижению результатов научных исследований на рынок. Поэтому создан учебно-научный центр НГУ - предынкубатор, в котором студентов готовят к инновационной деятельности буквально с младших курсов на основе авторских программ обучения с использованием современных приборов. Такая ранняя специализация позволяет подготовить специалистов, способных легко включиться как в работу научных лабораторий, так и в инновационную деятельность в фирмах - резидентах будущего технопарка.

- Кредо Новосибирского государственного университета - качественная индивидуальная подготовка студентов, - подчеркивает ректор. - В процессе обучения отсутствует конвейер, занятия ведутся в небольших группах, и мы не собираемся отказываться от своего особого стиля даже в случае удвоения численности студентов. Погоня за деньгами и торговля знаниями не для нас, в этих стенах свой нравственный климат. Отсюда и требовательность, и высокий уровень подготовки.

Новосибирский университет представляет собой социальный комплекс, в котором студенты не только учатся, но и живут. В состав НГУ входит один из крупнейших в России студгородков - 11 рядом расположенных общежитий на 3,5 тысячи мест, столовая, медико-оздоровительный центр, спортивный комплекс. Инфраструктура университета активно включена в культурную жизнь Новосибирского академгородка. Важно, что от кампуса НГУ до любого научно-исследовательского института 15 минут ходьбы. Одновременно с новым главным корпусом будут построены два общежития нового типа на 900 мест каждое, чтобы обеспечить жильем будущих магистрантов и аспирантов.

***

Невзирая на приближающийся полувековой юбилей, Новосибирский государственный университет по-прежнему молод, откликается на все прогрессивные тенденции, открывает новые факультеты и специальности, создает научно-образовательные, учебно-научные и инновационные центры, ориентированные на подготовку востребованных на рынке специалистов. Создание на основе НГУ и Новосибирского научного, инновационного и технологического центров национального исследовательского университета позволит совершить прорыв сразу по нескольким направлениям науки, образования, технологий. Как уверены в университете, если этот замысел будет поддержан и распространен, шансы на выдвижение нашей экономики на передовые места в мире значительно возрастут. Веский довод, чтобы включить создание исследовательских университетов в число национальных проектов, не правда ли?



©РАН 2024