http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=4b91d829-9b62-44df-b90f-5900e129766d&print=1© 2024 Российская академия наук
Организатором арктического форума является Русское географическое общество (РГО). Первый форум прошел в 2010 году в Москве и был посвящен современным проблемам Арктики, второй состоялся в 2011 году в Архангельске, его темой стало формирование арктической транспортной системы. Третий форум, посвященный экологической безопасности, должен был пройти в Салехарде в прошлом году, но его перенесли на 24-25 сентября текущего года.
Буквально перед началом форума Салехард засыпало первым снегом, с которым с трудом справлялась снегоуборочная техника. Аэропорт принял несколько чартеров с участниками "Арктики – территории диалога", а потом приостановил работу из-за метели. В итоге часть гостей, в том числе президент РФ Владимир Путин, смогли приземлиться в Салехарде лишь 25 сентября.
Погода же стала темой для шуток в первый день форума. Первый вице-президент РГО Артур Чилингаров на пленарном заседании предложил выбрать для следующего арктического форума место поюжнее. Однако отвечая на вопросы журналистов он сообщил: "Нормальная погода, мы же приехали в Арктику".
Арктический холод создает особые сложности освоения природных богатств, сосредоточенных на севере. Так, президент Statoil Russia Ян Хельге Скоген сообщил на пленарном заседании, что экстремальность арктических условий диктует свои условия: "Не может быть никакой поправки на ошибку. Мы не предпринимаем действий, пока не подготовимся, включая оценку всех рисков".
Для российских компаний Арктика является одним из приоритетов, заявил на форуме министр природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донской. "Именно там – единственный в мире уникальный резерв углеводородов, в которых нуждается страна и мир. Шельф может обеспечить долгосрочную перспективу для энергетической отрасли", - отметил он.
По словам Сергея Донского, две трети месторождений и залежей открываются на шельфе. Так, запасы только газа только в Ямало-Ненецком автономном округе, где уже добывается более 90% российского газа, составляют более 147 трлн кубометров. За все годы активной добычи было извлечено лишь 16 трлн кубометров газа.
Извлекать есть что, но при этом, как отметили участники форума, необходимо не допустить экологических катастроф. Сергей Донской подчеркнул, что освоение шельфа и Арктики должно вестись с использованием высочайших экологических стандартов, и с 1 июля эксплуатирующие организации обязаны составить план по ликвидации чрезвычайных ситуаций, создать системы наблюдения, разработать планы и подтвердить финансовые и материальные возможности для предупреждения и ликвидации происшествий.
"Сегодня вести какую-либо работу в условиях хрупкой природы тундры на территории Крайнего Севера, которая могла бы повлечь экологические изменения, просто невозможно. Компании тут же лишатся лицензии", - уверяет губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин.
Одна катастрофа – проблема для всех. "Радует, что все иностранные организации и компании понимают, что ответственность за это (освоение Арктики - ИФ) не может лежать на одной стране. Своим опытом и разработками в области экологии должны делиться все", - добавил губернатор ЯНАО, выступив на телемосте, посвященном 60-летию открытия Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
По мнению главы региона, решения, которые еще только будут приняты по итогам форума, "точно пойдут на пользу". "Потому что мы видим появление диалога, а это очень важно", - добавил Кобылкин.
Каких-либо резолюций или соглашений, касающихся экологической безопасности, на форуме не прозвучало, но обозначился общий тренд – безопасность освоения арктических месторождений. Что касается Ямала, то тут "первой ласточкой" стало Бованенковское месторождение. "Бованенковское месторождение в советское время пытались освоить трижды, но оказались не готовы – отсутствовали технологии. Сегодня это стало реальным. Поэтому, когда речь идет о том, может ли Россия обеспечить безопасное бурение в Арктике, может ли сохранить эту уникальную природу, отвечу: "может", - уверен Дмитрий Кобылкин.
Например, Бованенковское месторождение располагается как раз на пути каслания северных оленей. Стада этих животных проходят через месторождение дважды в год, и на это время приостанавливается движение большегрузов, чтобы олени не разбежались от шума и спокойно следовали туда, куда ведет их "природный компас".
Пока на Ямале удается не допустить экологических катастроф, не навредить промышленным освоением природе и учесть интересы представителей коренных малочисленных народов Севера. Так, любой проект нефтегазовых компаний перед реализацией проходит процедуру общественных слушаний, во время которых аборигены, если они увидят экологические риски, могут потребовать проект переделать.
Для того, чтобы обеспечить экологическую безопасность, в ЯНАО создано десять мониторинговых полигонов по контролю состояния окружающей среды, в ближайшее время их количество планируется увеличить до 15. Новые данные об изменениях климата, среды обитания человека, об экологической обстановке в российской Арктике позволяет получить и научно-исследовательская экспедиция "Ямал-Арктика", которая в этом году проводится во второй раз. По итогам прошлогодней экспедиции сведений об ухудшении экологии не зафиксировано.
Однако освоение наиболее сложных и рискованных для экологии месторождений именно на шельфе в Ямало-Ненецком автономном округе пока еще впереди и, когда оно начнется, вероятно, это вызовет возмущение экологов. Уже сейчас "Гринпис" выступает против развития нефтедобычи в Арктике. "На сегодня любая компания - будь то российская или международная - не готова к проектам на арктическом шельфе", - заявил руководитель энергетической программы "Гринпис России" Владимир Чупров на пресс-конференции. Правда, на Ямале, в основном, газовые месторождения, но и к их освоению нужен особый подход.
Пока же, как сообщил на форуме замминистра МЧС Александр Чуприян, в год на территории арктической зоны России происходит более ста чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера. "Отмечается устойчивый рост ЧС техногенного характера", - подчеркнул замминистра.
По его мнению, странам необходимо объединить усилия в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а возможно даже создать некий международный центр спасения.
Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на форуме также призвал коллег к взаимодействию. "Я не могу не согласиться со своим коллегой из Исландии, который рассчитывает на присоединение к нашей работе первых лиц всех арктических государств. (…) Мы очень благодарны вам за то, что вы откликаетесь на наш призыв работать в рамках Русского географического общества, особенно по проблемам Арктики, которые очень уязвимы и требуют особого внимательного отношения со стороны специалистов и широкой общественности", - отметил Владимир Путин.
Пока еще есть время на то, чтобы усовершенствовать технологии и максимально обезопасить Арктику. "Наука в Арктике должна опережать промышленное освоение. Чем дальше мы будем выходить на арктический шельф, тем тяжелее это будет даваться", - признавал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
Сибирское отделение Российской академии наук уже готово создать вместе с "Газпромом" и ямальскими властями научный центр, который займется изучением арктических вопросов.